Дело № 2а-676/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 11 октября 2017 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Борцовой Е.Л.,
при секретаре Зубаревой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Свиридовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Расцветовского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании недействующим и отмене Решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об отмене решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия»,-
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 в лице представителя на основании доверенности ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Расцветовского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании недействующим и отмене решения от ******, мотивируя заявленные требования тем, что *** Советом депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района было принято решение *** от *** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет МО Расцветовский сельсовет Усть_Абаканского района Республики Хакасия», в соответствии с которым были включены в границы населенного пункта Расцвет земельные участки, в том числе принадлежащий ФИО1 земельный участок. Данное решение было принято в полном соответствии с действующим законодательством, а именно Градостроительным кодексом РФ, Законом РХ № 20-ЗРХ от 05.05.2004 г. «Об административно-территориальном делении», п. 7 ч. 1 ст. 32 Устава МО Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ.
*** Советом депутатов было принято решение *** «Об отмене решения *** от ***» на основании протеста прокурора Усть-Абаканского района *** от ***.
Считает, что протест прокурора был внесен и удовлетворен неправомерно, так как не была дана правовая оценка наличию полномочий представительного органа местного самоуправления поселения, а именно в соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ - «Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа».
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ - «Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа».
В соответствии с Уставом муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ полномочия председателя Совета депутатов осуществляет Глава муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ от 06.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - «Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования, в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».
При вынесении вопроса на рассмотрение сессии Совета депутатов были нарушены законные права, как собственника земельного участка ...», так как данный вопрос был рассмотрен на сессии Совета депутатов Расцветовского сельсовета, о чем собственники земельных участков не были заранее уведомлены.
В соответствии со ст. 6 п. 5 Устава - «Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять жителям муниципального образования полную и достоверную информацию о своей деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну».
Ст. 6 п. 6 Устава - «Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны знакомить население с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и законные интересы, за исключением документов и материалов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом».
Просит признать не действующим и отменить решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики- Хакасия от ****** «Об отмене решения Совета депутатов *** от *** Об изменении границ населенного пункта п.Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия».
Определением от *** в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, направил представителя на основании доверенности ФИО3
Представитель истца на основании доверенности ФИО3 административные исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – глава Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия ФИО5 административный иск признала, указав, что оспариваемое решение было отменено только потому, что такое требование в своем Протесте заявил прокурор. На сегодняшний день она полностью поддерживает ранее принятое *** Решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета *** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия», которое всецело направлено на защиту прав ее избирателей, так как предполагало увеличение территории муниципального образования п. Расцвет, и давала гражданам, собственникам земельных участков, включаемых в территорию населенного пункта, изменить вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, под индивидуальное жилищное строительство.
Заинтересованное лицо ФИО4 полагала, что административные исковые требования являются обоснованными подлежащими удовлетворению, поскольку *** Советом депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абакансского района было принято решение *** от *** «Об изменении границ населенного пункта МО Расцветовский сельский совет Усть-Абаканского района Республики Хакасия», в соответствии с которым были включены в границы населенного пункта п. Расцвет принадлежащие им земельные участки. Данное решение было принято в полном соответствии с действующим законодательством, а именно Градостроительным кодексом РФ, Законом РХ № 20-ЗРХ от 05 мая 2004 года «Об административном территориальном делении», п. 7 ч. 1 ст. 32 Устава МО Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ.
*** Глава Расцветовского сельсовета обращалась к Главе Усть-Абаканского района о передаче наших заявлений для решения вопроса о включении их земель в границы населенного пункта п. Расцвет.
*** собственники земельных участков представили главе Расцветовкого сельсовета ФИО5 копии заявлений по изменению сельскохозяйственных земель (СХУ) в зону перспективной жилой застройки (Ж1П) с последующим переводом под индивидуальное жилищное строительство, так как их заявления в количестве 89 штук при передаче от *** были утрачены Администрацией Усть-Абаканского района по непонятным причинам.
*** главой Расцветовского сельсовета было направлено обращение к Министру строительства и ЖКХ РХ ФИО6. о согласовании проекта изменения в Генплан и Правила землепользования и застройки Расцветовский сельсовет, так как это в дальнейшем будет способствовать развитию территории.
Глава Расцветовского сельсовета неоднократно созывала сессии от ***, ***, ***, направлялось обращение от *** Советом депутатов Расцветовского сельсовета к Главе Усть-Абаканского района.
В этой связи Глава Расцветовского сельсовета пыталась принять решение о включении их земельных участков в населенный пункт п.Расцвет, но прокуратура Усть-Абаканского района издавала информационные письма на решения Совета депутатов от ******, а на решение ФИО2 от *** издан протест прокурора от ******, в котором зам. прокурора Кичеева Г.В. требовала отменить принятое решение *** от ***.
Ими направлена жалоба в прокуратуру Усть-Абаканского района от *** об отмене протеста прокурора, о признании незаконными проведение сессии и отмены решения Совета депутатов от ******.
Ответ прокуратуры Усть-Абаканского района от *** указал им на обращение в суд на оспаривание нормативного правового акта.
Считаем, что протест прокурора был внесен неправомерно, так как не дана была оценка по наличию полномочий представительного органа местного поселения.
Решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет МО Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ» от ***, принято в соответствии с ч. 1 ст. 24 ГрадК РФ, «Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа».
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ГрадК РФ «Решение о подготовке проекта Генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается соответственно главой местной администрации поселения, администрации городского округа».
В соответствии с ч. 18 ст. 24 ГрадК РФ «Внесение в генеральный план изменений, предусматривающий изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения осуществляется без проведения публичных слушаний» (введен в ФЗ от 18.12.2006 № 232 -ФЗ), а также в соответствии с Уставом МОРасцветовский сельсовет полномочия председателя Совета депутатов осуществляет Глава МО Расцветовский сельсовет.
При принятии решения от ****** Совет депутатов руководствовался ГрадК РФ с последующими изменениями, ЗРХ № 20-ЗРХ от 05.05.2004г, Уставом МО Расцветовский сельсовет (далее - Устав) п.7 ч. 1 ст.32, а при отмене от *** протестом прокуратуры Усть-Абаканского района от *** Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения»
В соответствии со ст. 6 п. 5 Устава «Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять жителям муниципального образования полную и достоверную информацию о своей деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну»
Ст. 6 п. 6 Устава «Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны знакомить население с документами и материалами, непосредственно затрагивающие их права и законные интересы, за исключением документов и материалов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом».
При вынесении вопроса на рассмотрение сессии Совета депутатов от *** были нарушены их законные права, как собственников земельных участков ...», так как данный вопрос был рассмотрен на сессии Совета.
Просила отменить решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ****** «Об отмене решения Совета депутатов *** от *** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия».
Выслушав лиц, участвующих в деле, объяснения свидетелей, заключение старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Свиридовой Т.С., полагающей административное исковое заявления не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 3 статьи 2 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, данное муниципального образование наделено статусом сельского поселения.
Согласно пункту 3 статьи 2 указанного Устава, территория муниципального образования Расцветовский сельсовет входит в состав Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» в границы населенного пункта поселка Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия включены земельные участки, в состав которых в том числе вошли принадлежащие административному истцу, заинтересованному лицу земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права ..., свидетельство о государственной регистрации права ...).
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
По результатам проверки в рамках указанных выше полномочий прокуратурой Усть-Абаканского района 18 апреля 2017 года было вынесено требование об отмене решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» в связи с противоречиями федеральному законодательству.
Решением Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» отменено.
По мнению суда, и вопреки доводам представителя административного истца, оснований для признания недействующим и отмене указанного Решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** не имеется по следующим основаниям.
Принимая решения об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Совет депутатов Расцветовского сельсовета должен был действовать в соответствии с правилами, установленными федеральными законами.
Как следует из пункта 1 ст. 29 Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия постоянно действующим представительным органом муниципального образования является Совет депутатов.
Пунктом 2 статьи 31 указанного Устава определено, что полномочия председателя Совета депутатов осуществляет глава муниципального образования.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений являются вопросами местного значении муниципальных районов.
Как предусмотрено частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В соответствии с частью 11 указанной выше статьи Закона, иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 N 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями в Республике Хакасия в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, к которым полномочия по утверждению генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений, изменений границ земельных участков, не отнесены.
Статьей 32 Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия к компетенции Совета депутатов отнесено лишь голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (пункт 7 части 1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» постановлено Советом депутатов Расцветовского сельсовета за пределами своих полномочий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения части 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
Таким образом, решение о включении земельных участков в границы населенного пункта принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности (земель сельскохозяйственного назначения) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Сторонами доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры включения земельных участков в границы населенного пункта с возможностью одновременного принятия решения об изменении вида разрешенного использования, суду не представлено.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В судебном заседании установлено и подтверждается выше приведенными доказательствами, что Решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» не может являться законным и обоснованным, поскольку было принято с вышеуказанными нарушениями действующего законодательства.
Таким образом, в судебном заседании установлены достаточные основания законности принятого *** Советом депутатов Расцветовского сельсовета Решения *** об отмене Решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия».
На основании изложенного, суд находит административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к Совету депутатов Расцветовского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании недействующим и отмене Решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об отмене решения Совета депутатов Расцветовского сельсовета от ****** «Об изменении границ населенного пункта п. Расцвет муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Усть-Абаканский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Л. Борцова
Мотивированное решение составлено 16 октября 2017 года.