УИД 28RS0006-01-2021-001168-22
Дело № 2а-676/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Беленикиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1, Отделению судебных приставов по Бурейскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 23 октября 2021 года старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1 о взыскании исполнительного сбора, в рамках исполнительного производства №47571/21/28006-ИП, возбужденного 19 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2021 года административный истец посредством почтового отправления обратилась в Бурейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование административных исковых требований суду пояснив, что заявитель является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением от 19 июля 2021 года № 47571/21/28006-ИП на основании исполнительного листа № ФС 027959612 от 25 декабря 2020 года, выданного Бурейским районным судом по делу № 2-601/2020.
Предмет исполнения: возложить обязанность на Администрацию Бурейского района, МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района обеспечить финансирование расходов, необходимых для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Успеновская ООШ, - в срок до 31 мая 2021 года.
23 октября 2021 года старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1 Администрации Бурейского района было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в срок до 12 ноября 2021 года.
23 октября 2021 года вынесено постановление о взыскании с Администрации Бурейского района исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей.
Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен МКУ Отделом образования Администрации Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено.
Административный истец не согласен с вынесением вышеуказанного Постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 161 БК РФ - финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет и на основании бюджетной сметы.
МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Уставом, Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств Бурейского района, выделяемых на сферу образования.
В связи с не поступлением финансирования из средств районного бюджета, МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района обращался в Бурейский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Однако в предоставлении отсрочки судом было отказано.
Со своей стороны, должник МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района систематически направляло в Администрацию Бурейского района - запросы о выделении финансовых средств на установку периметрального ограждения: от 12 мая 2021 года, от 10 сентября 2021 года, от 25 октября 2021 года.
До настоящего времени финансирование не поступило и в отношении Администрации Бурейского района, также являющегося должником, исполнительное производство не прекращено.
Данные обстоятельства являются для должника МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района непредотвратимыми и не зависящими от его воли.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ - лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договорен предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района считает, что с его стороны отсутствует вина в неисполнении решения суда в связи с изложенными выше обстоятельствами.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Просил суд освободить МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 23 октября 2021 года старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО1, в рамках исполнительного производства №47571/21/28006-ИП, возбужденного 19 июля 2021 года.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного истца МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, просившего суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика старшего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившейся, о причинах неявки суду не сообщившей, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившей.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Отделения судебных приставов по Бурейскому району, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившего.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившего.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие заинтересованного лица (взыскателя) прокурора Бурейского района, представителей заинтересованных лиц Администрации Бурейского района, МОКУ Успеновская ООШ, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившихся, о причинах неявки суду не сообщивших, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставивших.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Бурейского районного суда от 25 декабря 2020 года по делу № 2-601/2020 доказано, что исковые требования прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бурейского района, МКУ Отделу образования Администрации Бурейского района, МОКУ Успеновской ООШ удовлетворены в полном объёме. Возложена обязанность на Администрацию Бурейского района, МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района: обеспечить финансирование расходов, необходимых для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Успеновская ООШ, расположенного по адресу: <...> - в срок до 31 мая 2021 года. Возложена обязанность на МОКУ Успеновская ООШ: установить целостное периметральное ограждение здания Успеновская ООШ, расположенного по адресу: <...> - в срок до 31 августа 2021 года.
Решение вступило в законную силу 2 февраля 2021 года и согласно ст. 210 ГПК РФ должно быть приведено в исполнение.
На основании вступившего в законную силу судебного решения старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области вынесено постановление от 19 июля 2021 года о возбуждении исполнительного производства № 47571/21/28006-ИП в отношении должника Администрации Бурейского района на основании исполнительного листа ФС №027959612 от 25 декабря 2021 года, выданного 9 июля 2021 года Бурейским районным судом Амурской области о возложении обязанности на Администрацию Бурейского района и МКУ Отдел образования администрации Бурейского района, - в срок до 31 мая 2021 года обеспечить финансирование расходов для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Успеновкая ООШ, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. 26, с. Успеновка, Бурейского района, Амурской области.
Из постановления о взыскании исполнительного сбора от 23 октября 2021 года следует, что старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1 должнику 19 июля 2021 года было направлено требование о добровольном исполнении решения Бурейского районного суда от 25 декабря 2020 года, в котором был указан срок исполнения до 06 августа 2021 года.
Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1 было вынесено постановление от 25 октября 2021 года по исполнительному производству № 47571/21/28006-ИП о взыскании с должника Администрации Бурейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей, после истечения срока, для добровольного исполнения, направленного требования со сроком исполнения до 06 августа 2021 года, которое по настоящее время не исполнено.
Из Устава, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 28№ 001552993, Выписки из ЕГРЮЛ от 27 октября 2021 года № ЮЭ9965-21-299877763 следует, что МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района является действующим юридическим лицом.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения Учреждения от исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1) (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно ст.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с частями 11 и 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч. 17 ст.30).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в Федеральном законе от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии со статьей 161 БК РФ - финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет и на основании бюджетной сметы.
Отдел образования является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Уставом, Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств Бурейского района, выделяемых на сферу образования.
В соответствии с п. 2.10.2. Устава - в качестве главного распорядителя бюджетных средств, Отдел образования обладает следующими бюджетными полномочиями:
обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных
средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 3.2.13 Устава - Отдел образования осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, финансирование деятельности подведомственных казенных учреждений, а также капитального и текущего ремонта, закрепленного за ним имущества.
Таким образом, МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района финансируется из средств бюджета Бурейского района в соответствии с решениями и нормативно-правовыми актами Администрации Бурейского района и Бурейского районного Совета народных депутатов.
МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района иных источников поступлений финансовых средств кроме бюджета Бурейского района не имеет.
В качестве доказательств принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства в порядке пункта 1 статьи 401 ГК РФ МКУ Отдел образования Администрацией Бурейского района предоставлены: обращения начальника отдела от 12 мая 2021 года; от 10 сентября 2021 года; от 25 октября 2021 года в Администрацию Бурейского района.
Таким образом, суд приходит к выводу, что об отсутствии вины административного истца в неисполнении возложенного на него судом обязательства в установленный законом срок. Суд приходит к выводу, что МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Административным истцом были выполнены все, возможные предусмотренные законодательством действия. До настоящего времени финансирование не поступило по не зависящим об административного истца обстоятельствам.
Данные обстоятельства являются для должника МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района непредотвратимыми и не зависящими от его воли.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление МКУ Отдела образования Администрации Бурейского районного к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1, Отделению судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 23 октября 2021 года по исполнительному производству от 19 июля 2021 года № 47571/21/28006-ИП, надлежит удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218-219, 226-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1, Отделению судебных приставов по Бурейскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Амурской области удовлетворить.
Освободить МКУ Отдел образования Администрацию Бурейского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей 00 копеек, по постановлению старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району ФИО1 от 23 октября 2021 года о взыскании исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства №47571/21/28006-ИП, возбужденного 19 июля 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич