ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6772/2021 от 12.07.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-6772/2021 (47RS0004-01-2021-004964-02)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Витер Л.В.,

при секретаре Фирсовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Дмитрия Ивановича к Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании постановления незаконным, обязании отменить постановление

УСТАНОВИЛ:

Алексеев Д.И. обратился в Всеволожский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 25.05.2020 года №1572 «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> и об отмене постановления Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 26.11.2019 №3872; обязать Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отменить постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> и об отмене постановления Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязанность демонтировать элементы благоустройства территории по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, д. Порошкино, <адрес>, уч. своими силами за свой счет.

В обоснование административных исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком издано постановление «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> которым постановлено Половневу А.В. разместить объект: Элементы благоустройства территории, являющийся сооружение, не требующим разрешения на строительство, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на землях государственная собственность на которую не разграничена, площадью 318 кв.м., в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>, согласно схемы границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель на кадастровом плане территории в соответствии с координатами характерных точек границ земель, сроком на 49 лет с даты принятия постановления, и об отмене постановления Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что обжалуемым постановлением ограничен доступ к принадлежащему истцу земельному участку.

Ссылаясь на изложенное, п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ, ст.1 Градостроительного кодекса РФ, обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебное заседание административный истец явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика явилась, просит отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица – администрация МО «Бугровское сельское поселение» явилась, считает, что административным истцом пропущен срок на обжалование постановления, сведений об уважительности пропуска срока не представлено, отсутствуют доказательства нарушения прав и невозможности подъезда к земельному участку.

Представитель заинтересованного лица - Половнева А.В. явилась, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает, что административный истец пропустил процессуальный срок обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Постановлением Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление Половнева Аркадия Вячеславовича об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1848 кв.м. на кадастровом плане соответствующей территории Бугровского сельского поселения Всеволожского муниципального района <адрес> в кадастровом квартале 47:07:0704016, зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками – Ж-1, по адресу: <адрес> установлена категория участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Половнев А.В. обратился в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 318 кв.м. по адресу: <адрес> с целью дальнейшего выставления на торги права собственности в целях благоустройства территории.

Как следует из выписки из протокола заседания земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об отказе и заявителю рекомендовано обратиться за оформлением согласно процедуре, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от Половнева А.В. в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> подано заявление о выдаче разрешения на размещение объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Половнев А.В. обратился с заявлением об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, газоны, площадью 318 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением административного ответчика «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, д. Порошкино, <адрес>, уч., которым постановлено: Половневу А.В. разместить объект: элементы благоустройства территории, являющийся сооружение, не требующим разрешения на строительство, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на землях государственная собственность на которую не разграничена, площадью 318 кв.м., в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>, согласно схемы границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель на кадастровом плане территории в соответствии с координатами характерных точек границ земель, сроком на 49 лет с даты принятия постановления. Одновременно, указанным постановлением отменено постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>

В соответствии с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Так согласно п.4 «Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300, к таким объектам относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории <адрес> утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 301.

В соответствии с п.2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории <адрес> на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), о размещении объекта (далее - решение).

Решение принимается на основании заявления о размещении объекта (далее - заявление), подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган (п.3 Порядка).

В силу п.8 Порядка решение о размещении объекта или решение об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется заявителю заказным письмом.

Административным истцом не представлено доказательств принадлежности ему ни земельного участка на котором размещаются объекта благоустройства, ни земельного участка на который, по мнению Алексеева Д.И. ограничен проезд.

В чем заключается нарушение процедуры принятия обжалуемого постановления, административный истец не указывает.

Доказательств того, что вследствие принятия обжалуемого постановления отсутствует возможность подъезда к земельному участку административного истца, суду не представлено.

В соответствии с п.1 ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Соответственно, не имеется доказательств нарушения прав Алексеева Д.И. принятым администрацией постановлением.

Правовые основания возложения на административного ответчика обязанности демонтировать элементы благоустройства на спорной территории, отсутствуют.

Из представленных документов следует, что Алексеев Д.И. обращался к административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ и из текста этого обращения следует, что административному истцу известно об отмене постановления и о размещении объекта благоустройства. Кроме того, в данном обращении анализируется возможность организации иного подъезда к участку Алексеева Д.И., которое он опровергает только по экономическим основаниям.

На данное обращение Алексееву Д.И. администрацией МО «<адрес>» <адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснено право обратиться в администрацию МО «Бугровское сельское поселение» в целях соблюдения контроля за соблюдением «Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории <адрес>» утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 301.

Также в материалах дела имеется ответ администрации «<адрес>» <адрес> на обращение Алексеева Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано на направление Половневу А.В. предостережения о недопустимости нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, в материалах дела имеются бесспорные доказательства того, что о существовании и реализации обжалуемого постановления административному истцу известно с июня 2020 года.

В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском процессуального срока. Ходатайство о восстановлении данного срока с указанием уважительности причин пропуска срока, Алексеевым Д.И. не заявлялось.

В силу п.5 ст.138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В связи с чем, заявления заинтересованных лиц о применении срока исковой давности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает что требования административного истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Алексееву Дмитрию Ивановичу в удовлетворении требования о признании незаконным постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> и об отмене постановления Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отменить постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> и об отмене постановления Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; возложении на Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязанность демонтировать элементы благоустройства территории по адресу: <адрес> своими силами за свой счет - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение изготовлено 14 июля 2021 года