ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6775/2022 от 06.10.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2022-008927-60

Дело № 2а-6775/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Зыкине Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным постановления Администрации <адрес> в части установления срока отселения жителей из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности принять меры к незамедлительному отселению,

с участием:

прокурора – ФИО;

представителя административного ответчика (Администрации <адрес>) и заинтересованного лица (МКУ «Управление жилищной политики <адрес>) – ФИО,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> (далее – прокурор) обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в его обоснование указав следующее. Прокурором проведена проверка исполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по отселению граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. В ходе проверки прокурором установлено, что в постановлениях о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, Администрацией <адрес> в был установлен срок отселения жителей таких домов. По истечении срока, установленного данными постановлениями, Администрацией <адрес> не предпринято мер, направленных на отселение всех жителей, в связи с чем приняты новые постановления об установлении (продлении) срока отселения на более позднюю дату. Однако, поскольку соответствующим заключением уполномоченной комиссии, основанным, в том числе, на заключении специалистов, многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу (что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирных домов, а также о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан и невозможности безопасного проживания жильцов), постольку продление ранее установленного срока является произвольным и не основанным на объективных данных. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с требованиями о признании незаконным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в возражениях, на вопрос суда показал, что жители спорного жилого дома до настоящего времени не расселены, капитальный ремонт / реконструкция спорного дома не производились, решения об установлении иного срока отселения не принималось.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны прокурора суд находит не пропущенным, поскольку о предполагаемом нарушении прав неопределенного круга лиц оспариваемым постановлением (действиями и бездействием) прокурору стало известно из ответа МКУ «Управление жилищной политики» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В силу предписаний части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).

Согласно пункту 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 г. и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока отселения жителей до ДД.ММ.ГГГГ, однако, постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ срок отселения жителей указанного дома изменен (продлен) до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, представленным в материалы дела техническим отчетом ООО «СтройКонтроль», составленным по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждено, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общее состояние конструкций здания оценено как аварийное.

В соответствии с пунктом 3.13 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», и пунктом 3 «СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

В предоставленном техническом отчете ООО «СтройКонтроль» указано, что под понятием «Аварийное состояние» в заключении понимается категория технического состояния строительных конструкций или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Согласно предоставленным в материалы дела доказательствам, а также доводам стороны ответчика, в отношении спорного жилого дома в период с момента признания его аварийным и подлежащим сносу до настоящего времени какого-либо капитального (текущего) ремонта не проводилось, все жители не отселены.

Таким образом, по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признанном аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что срок для отселения жильцов дома, установленный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признан разумным, а техническое состояние дома требует незамедлительного выселения граждан.

Каких-либо доказательств обратному, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов указанного многоквартирного дома до установленного органом местного самоуправления срока отселения стороной ответчика не предоставлено, в связи с чем требование прокурора о признании незаконным оспариваемого постановления подлежит удовлетворению.

Учитывая разъяснения разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 г. и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.) о наличии у органа местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание распределение полномочий определенных Паспортом программы «Обеспечение населения городского округа «<адрес>» качественным жильем на 2020 – 2025 годы», утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит необходимым, в порядке восстановления прав неопределенного круга лиц, возложить на Администрацию <адрес> обязанность принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Такой способ восстановления прав не противоречат установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуре изъятия жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, поскольку невозможность дальнейшего безопасного проживания жильцов спорного многоквартирного дома, подлежащего сносу, установленная в ходе судебного разбирательства, требует незамедлительного решения вопроса о переселении граждан в другие жилые помещения, при этом, органом местного самоуправления самостоятельно определяется перечень мер, направленных на переселение жильцов такого многоквартирного дома, в том числе, временное расселение до предоставления жилых помещений взамен признанных аварийных и сносимых.

При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Прокурора <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па в части установления срока отселения ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность принять меры к незамедлительному отселению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев