<данные изъяты>
Дело № 2а-677/2020
УИД 29RS0021-01-2020-001018-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 26 августа 2020 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Омелиной Е.В.,
с участием представителя административного истца Десяткова А.А.,
представителей административных ответчиков ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» и Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» о признании незаконным бездействия по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и и водоотведения на территории муниципального образования «Оксовское», муниципального образования «Коневское» и муниципального образования «Кенозерское»,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район» о признании незаконным бездействия по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Оксовское», муниципального образования «Коневское» и муниципального образования «Кенозерское».
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Плесецкого района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которой установлено, что на территории сельских поселений МО «Плесецкий район» МО «Оксовское», МО «Коневское» и МО «Кенозерское» до настоящего времени не принято решение о заключении концессионных соглашений и не проведены конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а именно:
- на территории муниципального образования «Оксовское»: здания школьной котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, здания центральной котельной с дымовой трубой (<адрес>, <адрес>) с кадастровым номером №, здания гаражной котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни № (<адрес>) с кадастровым номером № водонапорной башни со скважиной (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни с артезианской скважиной (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни со скважиной № (<адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с инвентарным номером №, водопровода (<адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с кадастровым номером №, водопроводных сетей (<адрес>) с кадастровым номером №, артезианской скважины № с водонапорной башней (<адрес>) с кадастровым номером №;
- на территории муниципального образования «Коневское»: скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни (<адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес>) с кадастровым номером №, наружных канализационных сетей (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №, тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №;
- на территории муниципального образования «Кенозерское»: водопровода от <адрес> до <адрес> (<адрес>) с кадастровым номером №, канализационных очистных сооружений (<адрес>.) с кадастровым номером №.
По данному факту в адрес главы МО «Плесецкий район» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. При этом, указанные объекты используются для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населения сельских поселений МО «Оксовское», МО «Коневское» и МО «Кенозерское» на основании соглашений о безвозмездном пользовании, заключенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Уют-2» и с ООО «Гидроресурс». Дальнейшее бездействие администрации МО «<адрес>» по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о концессионных соглашениях может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу, а также невыполнение задач национального проекта «Экология». На основании изложенного прокурор просит признать бездействие администрации МО «Плесецкий район» по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории МО «Оксовское», МО «Коневское», МО «Кенозерское», незаконным и возложить на администрацию МО «<адрес>» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионных соглашении, либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении указанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчика привлечено Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Десятков А.А. на административном иске настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Плесецкий район» ФИО1 в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснила, что администрация МО «Плесецкий район» не является надлежащим ответчиком по заявленному иску, так как полномочия по заключению концессионных соглашений возложены на Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район», которое является структурным подразделением администрации МО «Плесецкий район», но является самостоятельным юридическим лицом.
Представитель административного ответчика Управления муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснил, что Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» не бездействует, осуществляет необходимые мероприятия в целях заключения концессионных соглашений в отношении указанных в иске объектов. В настоящее время проводится согласование долгосрочных параметров и проектов концессионных соглашений с агентством по тарифам и ценам Архангельской области и министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, что требует значительного времени. В отношении указанных в административном иске объектов концессионные соглашения до настоящего времени не заключены, конкурсные процедуры в целях заключения концессионных соглашений не проведены.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в отношении сельских поселений относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, сохранности жилищного фонда.
На основании ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190) право владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам аренды и по концессионным соглашениям.
Положения ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ обязывают органы местного самоуправления передавать права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, только по концессионному соглашению в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет.
В соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее также - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения переданы на основании соглашений о передачи в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению сельских поселений МО «Оксовское», МО «Коневское» и МО «Кенозерское», организациям на территориях соответствующих муниципальных образований, заключенных между Управлением муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и ЖКХ и ООО «Уют-2» и ООО «Гидроресурс».
Вместе с тем, до настоящего времени в отношении указанных объектов концессионные соглашения не заключены, конкурсные процедуры в целях заключения концессионных соглашений не проведены, что не отрицается представителями ответчиков.
Доводы представителя ответчика, в том числе изложенные в письменном отзыве, о том, что конкурсная документация на заключение концессионного соглашения постоянно направляется на согласование в министерство Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в агентство по тарифам и ценам Архангельской области, что свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления не бездействуют, суд признает несостоятельными, поскольку в согласовании конкурсной документации было отказано по причине имеющихся замечаний к содержанию документации, которые возникли по вине органов местного самоуправления МО «Плесецкий район», составивших конкурсную документацию ненадлежащим образом.
Неисполнение органами местного самоуправления МО «Плесецкий район» требований закона в части проведения конкурса и заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о концессионных соглашениях может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу, нарушает законодательство о защите конкуренции.
Согласно Положению об Управлении муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район», утвержденному постановлением администрации МО «Плесецкий район» №-па от ДД.ММ.ГГГГ, оно создано для осуществления управленческих функций сфере реализации имущественных и земельных отношений, а так же в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Одной из основных функцией Управления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом является принятие участия в заключении концессионных соглашений в отношении имущества района, обеспечение размещения сообщения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения и его итогах.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области подлежит удовлетворению в части административных исковых требований, заявленных к Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район».
При этом, административные исковые требования прокурора к администрации муниципального образования «Плесецкий район» удовлетворению не подлежат, так как Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, что следует из п. 1.9 Положения об Управлении.
Таким образом, именно Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» является лицом, специально уполномоченным на заключение концессионных соглашений, в связи с чем является надлежащим ответчиком по делу, в то время как администрация МО «Плесецкий район» надлежащим ответчиком по настоящему спору не является.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор просит установить срок для исполнения решения не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Установление такого срока является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Оксовское», муниципального образования «Коневское» и муниципального образования «Кенозерское».
Возложить на Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Плесецкий район» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионных соглашений либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения:
- на территории муниципального образования «Оксовское»: здания школьной котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, здания центральной котельной с дымовой трубой (<адрес>) с кадастровым номером №, здания гаражной котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером <адрес>, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни № (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни со скважиной (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни с артезианской скважиной (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни со скважиной № (<адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с инвентарным номером №, водопровода (<адрес> с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес> – <адрес>) с кадастровым номером №, водопроводных сетей (<адрес>) с кадастровым номером №, артезианской скважины № с водонапорной башней (<адрес>) с кадастровым номером №
- на территории муниципального образования «Коневское»: скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером № скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, скважины буровой (<адрес>) с кадастровым номером №, водонапорной башни (<адрес>) с кадастровым номером №, водопровода (<адрес>) с кадастровым номером №, наружных канализационных сетей (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, теплотрассы (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером №, тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №, здания котельной (<адрес>) с кадастровым номером № тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №, тепловой сети (<адрес>) с кадастровым номером №
- на территории муниципального образования «Кенозерское»: водопровода от <адрес> до <адрес> (<адрес>) с кадастровым номером №, канализационных очистных сооружений (<адрес>) с кадастровым номером №.
Об исполнении решения необходимо сообщить в Плесецкий районный суд Архангельской области и прокурору Плесецкого района Архангельской области в срок один месяц с момента истечения срока, установленного судом для его исполнения.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2020 года.
Председательствующий: Р.А. Куйкин
<данные изъяты>. Судья Р.А. Куйкин