Копия Дело № 2а-677/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Сосновское 1 ноября 2016 года.
Судья Сосновского районного суда Нижегородской области- Рябова ТН.
При секретаре Шишкиной Т.М,
С участием административного истца- прокурора Сосновского района Зрилиной Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования к Администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района о признании бездействий незаконными и понуждении к совершению действий.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования обратился в суд с иском к Администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального правового акта.
В административном исковом заявлении указано, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» (далее-Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Решением Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района № 21 от 16.10.2009 (с изменениями от 19.02.2013 №6-р) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов. Согласно указанному Порядку – антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района, подведомственных им учреждений и предприятий, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативно правовых актов и действующих на территории Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района нормативно правовых актов не проводится. Так, администрацией Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района принято постановление от 28.01.2016 № 2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет Сосновского муниципального района Нижегородской области». В нарушении вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта, а после его принятия и действующего нормативного правового акта не проведена. В прокуратуру Сосновского района проект данного нормативного акта для проведения антикоррупционной экспертизы также не направлялся.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации. Кроме того, выявленные нарушения в действиях администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района препятствует реализации государственной антикоррупционной политики, что также нарушает законные интересы Российской Федерации. В связи с чем прокурор Сосновского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального районе по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет Сосновского муниципального района» и действующего постановления от 28.01.2016 г. №2«Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет Сосновского муниципального района» незаконным и обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.01.2016 г. №2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет».
В судебном заседании административный истец- прокурор Сосновского района Зрилина Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что для устранения выявленных нарушений просит установить административному ответчику срок.
Представитель административного ответчика – представитель администрации Елизаровского сельсовета глава местного самоуправления ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в ее отсутствие, с требованиями прокурора согласна.
Выслушав административного истца- прокурора Сосновского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему;
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ - профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Статьей 2 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проект нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом, согласно ст. 4 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключение, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Статьей 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-3 органы местного самоуправления устанавливают порядок проведения и проводят антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.
Решением Елизаровского сельсовета № 21 от 16.12.2009 (с изменениями от 19.02.2013 № 6-р) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Елизаровской сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов. Согласно данному Порядку атикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, который повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района, подведомственных им учреждений и предприятий, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района. (п.1) П.3 Порядка предусматривает порядок проведения антикоррупционный экспертизы действующих нормативно правовых актом, п.4 предусматривает порядок проведения атикоррупционной экспертизы проектов правовых актов. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок не более 30 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом (должностным лицом) поручения главы сельской администрации, если решением главы сельской администрации не установлен иной срок ее проведения.( п.3 Порядка), общий срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта правовых актов не должен превышать 30 дней со дня получения проекта правового акта уполномоченным органом ( п.4 Порядка)
При проведении проверки прокуратурой Сосновского района исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района установлено, что администрацией Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района принято постановление от 28.01.2016 г. №2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет Сосновского муниципального района Нижегородской области».
В нарушении вышеуказанных требований законодательства, установленного Порядка проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района и их проектов, утвержденного решением Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района от 16.12.2009 г. №21 ( с изменен. от 19.02.2013 г. за №6-р) антикоррупционная экспертиза проекта нормативно-правового акта, а после его принятия и действующего нормативного правового акта - постановления от 28.01.2016 г. №2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровского сельсовет Сосновского муниципального района Нижегородской области» не проведена. В прокуратуру Сосновского района проект данного нормативного акта для проведения антикоррупционной экспертизы также не направлялся.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ- 1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Выявленные нарушения в ходе проверки нарушают требования закона, в связи с чем суд приходит к выводу, что административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с требования ч.3 ст.227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом
В связи с чем суд считает необходимым установить административному ответчику срок для устранений выявленных нарушений закона.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования к администрации Елизаровской сельсовета Сосновского муниципального района о признании бездействия незаконными и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать бездействие администрации Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального районе по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровский сельсовет Сосновского муниципального района» и действующего постановления от 28.01.2016 г. №2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровский сельсовет Сосновского муниципального района» незаконным.
Обязать администрацию Елизаровского сельсовета Сосновского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу действующего постановления от 28.01.2016 г. №2 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации ярмарки на территории муниципального образования Елизаровский сельсовет Сосновского муниципального района» в течение месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.
О принятых мерах сообщить в Сосновский районный суд и административному истцу в течение месячного срока.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через
Сосновский суд в течение месячного срока с момента изготовления мотивированного решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья: Т.Н. Рябова