ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-677/2017 от 06.04.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2017 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-677/2017 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений закона, указанных прокурором в протесте на распоряжение агентства лесного хозяйства «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина» от 23.09.2016 № 07-15а-2016/1377,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений закона, допущенных при утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина», обязании опубликовать решение суда в официальном печатном издании.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения ООО «Рябина» лесного законодательства при использовании лесного участка для рекреационных целей, установлено, что распоряжение агентства лесного хозяйства области от 25.10.2013 № 2752-агр об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, незаконно, в связи с согласованием осуществления арендатором сплошной рубки лесных насаждений в защитных лесах. Данный проект разработан ООО «Рябина» в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на территории Иркутского лесничества (Приморского участкового лесничества, ТУ №8, СХПК «Пригородный») по договору аренды лесного участка от 19.01.2009 № 04. Предоставляемый в аренду лесной участок площадью 3,9 га расположен в защитных лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а именно, составляющий лесной массив зеленой зоны (и. 1.2 договора, п. 2.2 проекта освоения лесов). Согласно проекту освоения лесов, все произрастающие на лесном участке древостой не утратили свои защитные функции, обладают высокими декоративными качествами, совершенно здоровые, хорошего роста, для окончательного формирования типа ландшафта требуются незначительные по объему мероприятия оздоровительного характера (пп. 7.3, 7.4). Это является безусловным препятствием для осуществления их сплошной вырубки в целях недопущения причинения значительного вреда природным ресурсам и экологии окружающей среды Иркутской области и в целом Российской Федерации. Кроме того, из содержания пункта 2.3 проекта освоения лесов следует, что вся территория лесного участка (3,9 га - 100%) покрыта лесами и не имеет непокрытых лесом площадей. Таким образом, размещение предусмотренных проектом временных построек будет производиться в местах, определенных проектом освоения, то есть на участках занятых насаждениями. Проектом предусмотрено размещение на участке; площадки для игр (размерами 25x36 м), площадки для отдыха (100x3 Ом), площадки для отдыха (сложная конфигурация, общая площадь 2100 кв.м.), площадки для установки мусоросборников (6x20 м), временной постройки № 1 (140x30м), 6 временных построек (размерами 10x10 м. каждая), объекта попутного бытового обслуживания и питания (размерами 16x25 м) и элементов благоустройства. Назначение временных построек не конкретизировано. Характеристика перечисленных объектов не позволяет сохранить на площади, требуемой для их размещения, какие-либо растительные насаждения. Интенсивность рубки для освобождения указанных лесных участков от растительности составит 100% для размещения временных объектов. То есть рубка, которую будет необходимо провести, попадает под определение сплошной рубки, сформулированное в ч.3 ст. 17 Лесного кодекса РФ. Всего для размещения запланированных временных объектов на арендуемой территории потребуется 14178 кв.м. (36,4 % от общей площади участка), рубка на которых осуществлена.

Министерство лесного комплекса Иркутской области (ранее Агентство лесного хозяйства Иркутской области) является органом исполнительной власти, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (положение о Министерстве, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 г. № 178-пп). В этих целях Министерством осуществляется ряд функций, в том числе по утверждению положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (пункт 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545). Государственная экспертиза проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 ст. 89 ЛК РФ). Для чего формируется комиссия, результатом работы которой является положительное, либо отрицательное заключение экспертизы проекта. Вместе с тем, учитывая, что уполномоченным органом в области защиты лесов является Министерство, именно им осуществляется утверждение заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, либо его не утверждение. По указанным в административном иске основаниям, проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Рябина» не соответствовал требованиям законодательства и не должен быть утвержден. Действия по утверждению положительного заключения государственной экспертизы на противоречащий законодательству правовой акт также являются незаконными. Межрайонной прокуратурой в адрес Министерства принесен протест, который в ответе от 16.11.2016 фактически отклонен. Министерством указано на то, что договор аренды лесного участка от 19.01.2009 № 04 с ООО «Рябина» расторгнут в судебном порядке, в связи с невнесением обществом арендной платы, в связи с чем, утратили силу проект освоения лесов и заключение государственной экспертизы по нему. Однако, административным ответчиком, не дана оценка действиям сотрудников Министерства незаконно утвердивших правовой акт, что может свидетельствовать о допущении аналогичных нарушений впредь при утверждении иных проектов освоения лесов. Исполняя требования федерального законодательства ненадлежащим образом, при исполнении переданных полномочий в сфере лесных отношений, Министерство нарушает интересы Российской Федерации. Действиями Министерства создаются препятствия в реализации предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципов, таких как охрана окружающей среды, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, чем нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Принятие незаконных актов Министерством лесного комплекса Иркутской области не только подрывает авторитет органов государственной власти, но и причиняет ущерб окружающей среде (в виде сплошной рубки лесных насаждений на лесном участке в защитных лесах, в результате которой ими утрачиваются их защитные функции). Вырубленные леса подлежат воспроизводству, в том числе, путем лесовосстановления. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами (ст.ст.61,62 Лесного кодекса РФ). Лесовосстановительные мероприятия на лесном участке должны осуществляться в соответствии с проектом лесовосстановления (п.8 Правил лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2016 № 375).

На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просит признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по устранению нарушений закона, указанных прокурором в протесте на распоряжение агентства лесного хозяйства «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина» от 23.09.2016 № 07-15а-2016/1377; обязать министерство лесного комплекса Иркутской области опубликовать решение суда в официальном печатном издании - общественно-политической газете «Областная» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Бутрик О.А. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленев Р.С. заявленные требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заинтересованное лицо ООО «Рябюина» уведомлено судом по адресу регистрации юридического лица, судебное извещение не получило, по обстоятельствам, зависящим от самого юридического лица, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения.

С учетом мнения сторон, дело рассмотрено в отсутствии заинтересованного лица в силу ст. ст. 101, 102 КАС РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).

Как установлено в судебном заседании, Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения ООО «Рябина» лесного законодательства при использовании лесного участка для рекреационных целей, установлено, что распоряжением агентства лесного хозяйства области от 25.10.2013 № 2752-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по «Проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Рябина», в целях использования лесов для осуществления реакционной деятельности на территории Иркутского лесничества (Приморское участковое лесничество, ТУ № 8 СХПК «Пригородный») в Иркутском районе Иркутской области по договору аренды от 19.01.2009г. № 04.

В ходе проверки проекта, разработанного ООО «Рябина» в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на территории Иркутского лесничества, Межрайонным прокурором 23.09.2016г. в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области направлен протест на распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина», в котором он требовал отменить Распоряжение от 25.10.2013г. № 2752-агр и указал на нарушение требований лесного законодательства при использовании лесного участка для рекреационных целей, а именно: предоставляемый в аренду лесной участок площадью 3,9 га расположен в защитных лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а именно, составляющий лесной массив зеленой зоны (и. 1.2 договора, п. 2.2 проекта освоения лесов). Согласно проекту освоения лесов, все произрастающие на лесном участке древостой не утратили свои защитные функции, обладают высокими декоративными качествами, совершенно здоровые, хорошего роста, для окончательного формирования типа ландшафта требуются незначительные по объему мероприятия оздоровительного характера (пп. 7.3, 7.4). Это является безусловным препятствием для осуществления их сплошной вырубки в целях недопущения причинения значительного вреда природным ресурсам и экологии окружающей среды Иркутской области и в целом Российской Федерации. Кроме того, из содержания пункта 2.3 проекта освоения лесов следует, что вся территория лесного участка (3,9 га - 100%) покрыта лесами и не имеет непокрытых лесом площадей. Таким образом, размещение предусмотренных проектом временных построек будет производиться в местах, определенных проектом освоения, то есть на участках занятых насаждениями. Проектом предусмотрено размещение на участке; площадки для игр (размерами 25x36 м), площадки для отдыха (100x3 Ом), площадки для отдыха (сложная конфигурация, общая площадь 2100 кв.м.), площадки для установки мусоросборников (6x20 м), временной постройки № 1 (140x30м), 6 временных построек (размерами 10x10 м. каждая), объекта попутного бытового обслуживания и питания (размерами 16x25 м) и элементов благоустройства. Назначение временных построек не конкретизировано. Характеристика перечисленных объектов не позволяет сохранить на площади, требуемой для их размещения, какие-либо растительные насаждения. Интенсивность рубки для освобождения указанных лесных участков от растительности составит 100% для размещения временных объектов. То есть рубка, которую будет необходимо провести, попадает под определение сплошной рубки, сформулированное в ч.3 ст. 17 Лесного кодекса РФ. Всего для размещения запланированных временных объектов на арендуемой территории потребуется 14178 кв.м. (36,4 % от общей площади участка), рубка на которых осуществлена.

Как следует из ответа Министерства лесного комплекса Иркутской области о рассмотрении протеста от 16.11.2016г., договором аренды от 19.01.2009 г. № 04 (далее - Договор) ООО «Рябина» предоставлен лесной участок площадью 3,9 га для использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности в пределах земель лесного фонда Иркутского лесничества. Распоряжением агентства от 25.10.2013 г. № 2752-агр (далее - Распоряжение) утверждено положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок. Проект освоения лесов по Договору разработан в соответствии с Составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утверждённым Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 (далее - Состав). В соответствии с пунктом 30 Состава срок действия проекта освоения лесов не может превышать срок действия договора аренды лесного участка. Решением Арбитражного суда по делу А19-16032/2016 Договор расторгнут. Соответственно, проект освоения лесов по Договору и заключение государственной экспертизы по нему, утратили силу, в связи с чем, отмена Распоряжения не требуется.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу ст. 23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт должностному лицу, который издал этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Как установлено в судебном заседании, со стороны административного ответчика протест прокурора не обжалован и не исполнен.

Поскольку законность протеста ни кем не оспорена, протест не признан незаконным в предусмотренном законодательством порядке, оснований для вывода суда о его незаконности при рассмотрении настоящего спора нет.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что при получении протеста прокурора Министерство лесного комплекса Иркутской области не обжаловало протест в установленном законом порядке, но и не исполнило требования прокурора, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что со стороны Министерства имеется бездействие по не устранению нарушений закона, указанных в протесте прокурора.

Не исполнение законных требований прокурора государственными органами подрывают авторитет государственной власти, что нарушает права Российской Федерации. Нарушения закона, указанные в протесте направлены на восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц в сфере правоотношений, урегулированных законодательством Об охране окружающей среды и их не устранение также ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану окружающей среды, что нельзя признать законным.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по устранению нарушений закона, допущенных при утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина».

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

При этом в целях восстановления нарушенных прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность по устранению нарушений закона, указанные в протесте на распоряжение агентства лесного хозяйства «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина» от 23.09.2016 № 07-15а-2016/1377.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 10 ст. 227 КАС РФ, в случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности опубликовать решение суда в официальном печатном издании - общественно-политической газете «Областная» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о бездействии административного ответчика, прокурору стало известно из ответа на протест от 16.11.2016г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 20.01.2017г., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области по устранению нарушений закона, указанных прокурором в протесте на распоряжение агентства лесного хозяйства «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина» от 23.09.2016 № 07-15а-2016/1377.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения закона, указанные в протесте на распоряжение агентства лесного хозяйства «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Рябина» от 23.09.2016 № 07-15а-2016/1377, а также опубликовать решение суда в официальном печатном издании - общественно-политической газете «Областная» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 11.04.2017г. Н.Н. Исакова