дело № 2а-6787/17г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Мусеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав собственности в отношении объектов незавершённого строительства (нежилых помещений), о признании незаконными решений заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и/или государственной регистрации прав, о признании незаконными решений об отказе осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав собственности на объекты незавершённого строительства – нежилые помещения, о возложении обязанности по постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации прав собственности на объекты незавершённого строительства – нежилые помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратилась в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным решения об отказе в совершении регистрационных действий в виде государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что вступившим в законную силу заочным решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26.12.2016 за ФИО1 признано право собственности на объект незавершенного строительства – нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>. В целях государственной регистрации права собственности 13.07.2017 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по РТ. Государственным регистратором ФИО2 принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект, выраженное в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с принятым государственным регистратором решением, ФИО1 обжаловала действия должностного лица в апелляционную комиссию Управления Росреестра по РТ. Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № 02-05/46 от 08.09.2017 г. в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. ФИО3 считает, что все приводимые государственным регистратором доводы не основаны на основаниях для приостановлении государственной регистрации, изложенными в п.п.1-55 ч.2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», направлены на игнорирование и пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, что недопустимо с точки зрения действующего законодательства. Регистрация права в данном случае осуществляется на основании вступившего в законную силу заочного решения, в котором установлены описание объекта подлежащего регистрации и его технические параметры. Нигде в законе не содержится властных предписаний относительно необходимости обязательного указания в техническом плане кадастрового номера здания, в котором расположено регистрируемое помещение. Составленный специалистами ООО «Кадастровое дело» технический план содержит в себе сведения о том, что помещение №, расположенное по адресу: <адрес> 6 является объектом незавершённого строительства. В программе «Технокад Экспресс», в которой сформирован технический план, не предусмотрен вид объекта недвижимости для помещений – объект незавершённого строительства. С учётом особенностей программного обеспечения, кадастровый инженер не имеет технической возможности указать в техническом плане «нежилое помещение незавершённого строительства». На объект незавершённого строительства изначально не может существовать никакого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В оспариваемом уведомлении содержатся доводы, не имеющие отношения к обстоятельствам, связанным с регистрацией права на объект. Решение апелляционной комиссии Управления Росреестра по РТ об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации считает незаконным и необоснованным в силу того, что данное решение не содержит правовые основания, проверкой наличия которых должна заниматься комиссия, основано на домыслах членов апелляционной комиссии и государственного регистратора. Также при рассмотрении заявления ФИО1 об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации были нарушены процессуальные права административного истца, поскольку её не известили о времени и месте рассмотрения ее заявления.
ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратилась в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным решения об отказе в совершении регистрационных действий в виде государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 16,3 кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №. площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что вступившим в законную силу заочным решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани за ФИО1 признано право собственности на объект незавершенного строительства – нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 16,3 кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>. В целях государственной регистрации права собственности 04.08.2017 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по РТ. Государственным регистратором ФИО2 принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект, выраженное в уведомлении № от 17.08.2017. Не согласившись с принятым государственным регистратором решением, ФИО1 обжаловала действия должностного лица в апелляционную комиссию Управления Росреестра по РТ. Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. Считает данные действия незаконными по вышеприведенным доводам.
Определением суда административные дела № 2а-6787/17, № 2а-6788/17 по указанным административным искам ФИО1 к Управлению Росреестра по РТ объединены в одно производство.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственный регистратор отдела государственной регистрации сделок и перехода прав физических лиц Управления Росреестра по РТ ФИО2, начальник отдела государственной регистрации недвижимости физических лиц ФИО4
В судебном заседании административный истец, увеличила административные исковые требования, просила:
признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение об отказе в совершении регистрационных действий по государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: РТ, <адрес>, квартал 71 А, <адрес>, № (строительный) 6, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №. площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенного по адресу: <адрес>;
признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенное по адресу: <адрес> выраженное в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным Решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение об отказе в совершении регистрационных действий по государственной регистрации права собственности на указанный объект незавершенного строительства, выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РТ в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв о несогласии с административным иском.
Административные соответчики: государственный регистратор отдела государственной регистрации сделок и перехода прав физических лиц Управления Росреестра по РТ ФИО2, начальник отдела государственной регистрации недвижимости физических лиц ФИО4 в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу заочным решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26.12.2016 за ФИО1 признано право собственности на объект незавершенного строительства – нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», а также на нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 16,3 кв.м., обозначенное в тексте договора «ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенные по адресу: <адрес>. (л.д. 28-31).
13.07.2017 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, представив вышеуказанное заочное решение.
04.08.2017 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенное в тексте договора «ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенные по адресу: <данные изъяты> представив вышеуказанное заочное решение.
Государственным регистратором ФИО2 были приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на указанные объекты, выраженные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для приостановления в обоих случаях явилось непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также несоответствие требованиям законодательства РФ формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом регистратором было указано, что законом осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрено в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введённых в эксплуатацию помещений, расположенных в них, а также в отношении объектов незавершённого строительства. Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав помещений до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, законом не предусмотрено. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на государственную регистрацию права не было представлено и в установленном порядке в Управление Росреестра по РТ не поступало. Кроме того, государственным регистратором было установлено, что представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, отсутствует документ-основание, отсутствует кадастровый номер здания, в котором расположено помещение. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> и о присвоении кадастрового номера указанному объекту отсутствуют.
Не согласившись с принятыми государственным регистратором решениями о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав, ФИО1 обжаловала действия государственного регистратора в апелляционную комиссию Управления Росреестра по РТ путем подачи заявлений от 23.08.2017 № 16/17-52 и от 14.09.2017 № 16/17-71. Решениями заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № 02-05/46 от 08.09.2017 и № 02-05/58 от 05.10.2017 заявления ФИО1 об обжаловании решений о приостановлении отклонены.
Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и № административный истец извещена о принятых решениях об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», а также нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 16,3 кв.м., обозначенного в тексте договора «ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенных по адресу: <адрес>.
Суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в виду следующего.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); 6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; 7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; 8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса; 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; 10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение; 11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах; 12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения); 15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место; 16) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании; 17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание; 18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается; 19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее - помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение; 20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ; 21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс; 22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости; 23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; 24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости; 26) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; 2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Статьёй 26 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, согласно пунктам 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу норм пункта 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрено осуществление кадастрового учёта в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введённых в эксплуатацию, помещений, расположенных в них, а также объектов незавершенного строительства, но не помещений до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания, в котором оно расположено.
Соответственно, поскольку заочным решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26.12.2016 за ФИО1 признано право собственности на вышеуказанные объекты незавершенного строительства - нежилые помещения, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует, а технический план, представленный административным истцом в регистрирующий орган, содержит сведения о нежилом помещении, а не об объекте незавершенного строительством, у государственного регистратора на основании статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» имелись основания для приостановления кадастрового учёта и государственной регистрации прав на указанные нежилые помещения, а впоследствии и для отказа кадастрового учёта и государственной регистрации права на них.
В нарушение норм части 2 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план помещений, представленный административным истцом при обращении о постановке нежилых помещений на кадастровый учет и государственной регистрации прав на них, не содержит сведения о кадастровом номере здания, в котором расположены вышеуказанные помещения, а также разрешение на ввод в эксплуатацию здания, в котором расположено помещение.
По вышеизложенным основаниям судом отклоняются как несостоятельные доводы административного истца о том, что приостановление кадастрового учета и государственной регистрации нежилых помещений не основано на нормах закона, направлено на игнорирование и пересмотр судебного акта.
Следует отметить, что в соответствии с разъяснением абзаца 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Доводы административного иска о том, что при рассмотрении заявлений административного истца необходимо руководствоваться судебным решением основаны на ошибочном толковании закона.
Таким образом, в силу приведённых норм права и разъяснений, при обращении за регистрацией прав на объекты незавершённого строительством административный истец должна была представить перечень документов именно как для объекта незавершенного строительством с приложением соответствующих документов.
При таких данных, оспариваемые решения Управления Росреестра по РТ о приостановлении и об отказе основаны на законе и прав административного истца не нарушают, в связи с чем суд согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения уточнённых административных исковых требований ФИО1, в том числе, для обязания административного ответчика устранить допущенное нарушение закона путем проведения регистрационных действий по осуществлению кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Не находит суд также оснований для удовлетворения требований о признании незаконными решений заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав в виду следующего.
В соответствии с статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию. 5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). 7. Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренными пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии. 9. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Такие же положения закреплены в Положении о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.03.2016 № 193 «Об утверждении Положения о прядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы».
Таким образом, при обоснованности доводов государственного регистратора и законности принятого решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и/или государственной регистрации прав, решение апелляционной комиссии об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении является обоснованным и законным. И, по сути, законное решение не может быть отменено лишь по формальным основаниям, каким в рассматриваемом случае является не уведомление заинтересованного лица ФИО5 о времени и месте его рассмотрения.
Поскольку оспариваемые решения приняты в рамках предоставленной административным соответчикам законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемых решений соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, права административного истца административными соответчиками не нарушены, уточнённые административные исковые требования подлежат отклонению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; решения об отказе в совершении регистрационных действий по государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью 75,7 кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от ДД.ММ.ГГГГ, как «офис №», расположенное по адресу: РТ, <адрес>, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №. площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенного по адресу: <адрес> признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилое помещение №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенное по адресу: <адрес>, выраженного в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; решения об отказе в совершении регистрационных действий по государственной регистрации права собственности на указанный объект незавершенного строительства, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности по совершению определённых действий в виде постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - нежилого помещения №, назначение: нежилое, этаж №, площадью <данные изъяты> кв.м., обозначенного в тексте договора № ЮА/4/5Ч6 «Участия в долевом строительстве» от 22.01.2014г., как «офис №», расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Д.И. Галяутдинова