Дело № 2а-6792/2020
УИД 35RS0010-01-2020-012427-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда |
Резолютивная часть решения объявлена 20ноября 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года.
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой М.В.
при секретаре Корнишовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» ( далее БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» ) к Главному управлению МЧС России по Вологодской области о признании незаконными действий по присвоению категории высокого риска пожарной опасности специальным домам для одиноких престарелых,
установил:
Бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Вологодской области о признании незаконными действий по присвоению категории высокого риска пожарной опасности специальным домам для одиноких престарелых. В обоснование заявленных требований указано, что на балансе БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» находятся специальные дома для одиноких престарелых согласно списку:
-Вологда, ул. К.Маркса, д. 42
-Вологда, ул. Беляева, д.24а
-<...> д. 26г.
-<...>
-<...>
-<...>,
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-Вологодская область, г. Вологда, <...>
-<...>
-<...>
Распоряжением управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 11.11.2019 г. № 22 присвоена категория чрезвычайно-высокого риска объектам по следующим адресам:
-<...>
-<...>
Остальным объектам присвоена категория высокого риска.
Учреждение обратилось в главное управление МЧС России по Вологодской области с заявлением от 10.07.2020 г. № об изменении категории риска объектов, расположенных по адресам: <...> и <...>.
Письмом главного управления МЧС по Вологодской области от 24.07.2020 г. № в удовлетворении заявления было отказано по той причине, что одним из основных видов деятельности, осуществляемых на данных объектах, является оказание социальных услуг организацией социального обслуживания (БУ СО ВО «КЦСОН Кадуйского района»), что в соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Приложения к постановлению Правительства РФ « О федеральном государственном пожарном надзоре» от 12.04.2012 г. № 290 относит данные объекты защиты к категории высокого риска. Согласно п. 5 Приложения к указанному постановлению при наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
Далее Учреждение обратилось в главное управление МЧС России по Вологодской области с заявлением от 30.07.2020 г. № об изменении категории риска для остальных объектов.
Письмом главного управления МЧС по Вологодской области от 07.08.2020 г. № в удовлетворении заявления было отказано по той же причине, что одним из основных видов деятельности, осуществляемых на данных объектах, является оказание социальных услуг организацией социального обслуживания.
Административный истец полагает, что категория чрезвычайно-высокого и высокого риска специальным домам для одиноких престарелых присвоена необоснованно, не соответствует критериям тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности, так как здания квартирного типа «Специальные дома для одиноких престарелых» не относятся к объектам, предназначенным для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг; данные объекты следует отнести к многоквартирным домам, поскольку с каждым нанимателем заключается отдельный договор найма, в домах нет оборудованных помещений для предоставления медицинских услуг, проведения досуга, помещений социально-бытового назначения. В штатном расписании Учреждения отсутствуют должности медицинского работника, социального педагога, социального работника, и другие, в должностные обязанности которых входит оказание социальных услуг, социальные услуги гражданам, проживающим в этих домах, Учреждением не оказываются, организации социального обслуживания в данных домах не находятся.
Действия Главного управления МЧС России по Вологодской области по присвоению вышеуказанным объектам категории высокого и чрезвычайно высокого риска пожарной опасности влекут для Учреждения проведение необоснованных проверок, чем нарушаются права и законные интересы Учреждения.
В связи с чем административный истец просит признать незаконными полностью совершенные действия административного истца по присвоению высокого риска пожарной опасности и обязать вынести решение об отнесении к категории среднего риска следующих объектов защиты:
-Вологда, ул. К.Маркса, д. 42
-Вологда, ул. Беляева, д.24а
-<...> д. 26г.
-<...>
-<...>
-<...>,
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-Вологодская область, г. Вологда, <...>
Признать незаконными полностью совершенные действия административного истца по присвоению категории чрезвычайно высокого риска пожарной опасности и обязать вынести решение об отнесении к категории среднего риска следующих объектов защиты:
<...>
<...>.
В ходе рассмотрения дела административный истец свои исковые требования уточнил, отказался от требований об изменении категории высокого риска объекту, расположенному по адресу: <...>.
Дополнительно указал, что распоряжением Управления надзорный деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 14.08.2020 №3 снова присвоена категория высокого и чрезвычайно-высокого риска специальным домам для одиноких престарелых, в том числе вышеуказанным.
Просит признать незаконными полностью совершенные действия административного ответчика по присвоению категории высокого риска пожарной опасности и обязать вынести решение об отнесении к категории среднего риска следующие объекты:
-Вологда, ул. К.Маркса, д. 42
-Вологда, ул. Беляева, д.24а
-<...> д. 26г.
-<...>
-<...>
-<...>,
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>
-<...>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования подержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2 с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Департамент социальной защиты населения Вологодской области и Департамент строительства Вологодской области, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, представили отзывы на иск, в которых исковые требования БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» полагали подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. п. 4 ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
Согласно ч. 2 указанной статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Согласно ст. 14 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области", право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда области в домах системы социального обслуживания имеют:
1) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
2) одинокие граждане пожилого возраста, а также одинокие пожилые супружеские пары, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), нуждающиеся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей и сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими (не имеют других лиц, зарегистрированных с ними по месту их жительства) в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой населенный пункт).
В целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде посредством обеспечения их жилыми помещениями в специальных жилых домах с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг принят закон Вологодской области от 26.01.2006 N 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых».
Согласно статьи 1 данного закона специальный жилой дом для одиноких престарелых предназначается для проживания одиноких граждан пожилого возраста, а также одиноких пожилых супружеских пар и создания условий для предоставления им медицинских и социально-бытовых услуг. Специальный жилой дом относится к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения в специальном жилом доме предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи гражданам, достигшим возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), нуждающимся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими (не имеют других лиц, зарегистрированных с ними по месту их жительства) в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой населенный пункт).
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается приведенные в уточненном исковом заявлении помещения распоряжением Департамента развития муниципальных образований Вологодской области включены в специализированный жилищный фонд Вологодской области с отнесением к числу жилых помещений в домах системы социального обслуживания (специальные жилые дома для одиноких престарелых).
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации Правительством российской Федерации принято постановление №290 от 12.04.2012, которым утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, согласно которому органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе, организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;
В целях применения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора риск-ориентированного подхода используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок на основании критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению.
В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований:
- к категории чрезвычайно высокого риска относятся, в том числе, объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных жилых домов;
- к категории высокого риска относятся, в том числе, объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- к категории среднего риска относятся, в том числе, многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска ( п.5 приложения).
Как следует из материалов дела все указанные в уточненном исковом заявлении объекты системы социального обслуживания административным ответчиком отнесены к категории высокого риска ( распоряжение заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области от 14.08.2020 № 3).
Проанализировав, установленные по делу обстоятельства и изложенные выше нормативные акты суд приходит к выводу о том, что поскольку все указанные в уточненном исковом заявлении жилые помещения включены в специализированный жилой фонд с отнесением к числу жилых помещений в домах системы социального обслуживания и предназначены для проживания особой категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, отнесение данных жилых помещений при определении категории риска пожарной опасности к объектам, предназначенным для проживания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, и, соответственно, присвоение данным жилым помещениям в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований категории высокого риска является правильным.
То обстоятельство, что на указанных объектах фактически не оказываются проживающим в них гражданам медицинские и социально-бытовые услуги не является основанием для отнесения данных жилых помещений к более низкой категории риска, поскольку от этого они не утрачивают своего особого статуса - жилых помещений в домах системы социального обслуживания специализированного жилого фонда, в которых проживают граждане, нуждающиеся в особой социальной защите, в том числе, имеющие частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими, либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания.
Как указывалось выше изменение вида специализированного жилого помещения, а также исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда относится к прерогативе органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что действия административного ответчика по присвоению домам для проживания одиноких престарелых высокой категории риска являются законными, и не нарушают прав административного истца, в связи с чем административные исковые требования бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» к Главному управлению МЧС России по Вологодской области о признании незаконными действий по присвоению категории высокого риска пожарной опасности специальным домам для одиноких престарелых, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
Бюджетному учреждению жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» ( далее БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» ) в удовлетворении административного искового заявления к Главному управлению МЧС России по Вологодской области о признании незаконными действий по присвоению категории высокого риска пожарной опасности специальным домам для одиноких престарелых, отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Зайцева