31RS0016-01-2021-009770-92
Административное дело №2а-6796/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2021 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,
при секретаре Билетниковой Т.В.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУП «Белоблтехинвентаризация» ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.10.2021,
в отсутствие: административного истца ФИО3, административных ответчиков директора ГУП «Белоблтехинвентаризация», начальника Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация», о месте и времени извещенных своевременно, надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО1 к директору ГУП «Белоблтехинвентаризация», начальнику Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,
установил:
ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным иском, в котором просят:
1. признать незаконными действия директора ГУП «Белоблтехинвентаризация» города Белгорода и начальника Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация», выразившиеся в отказе на доступ к информации, непосредственно затрагивающей их законные интересы;
2. возложить обязанность на административных ответчиков направить заверенные копии документов, содержащих информацию и сведения, полученные кадастровым инженером при выполнении комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №:
- карту-план со сведениями местоположения земельных участков в границах фактического землепользования, огороженных забором, с указанием GPS координат поворотных точек границ и размеров всех их сторон;
- карту-план местоположения земельных участков в пределах установленных комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода с указанием GPS координат поворотных точек границ и размеров всех их сторон;
3. возложить обязанность на Губкинское отделение ГУП «Белоблтехинвентаризация» произвести повторные измерения за свой счет в случаи утери сведений о GPS координатах поворотных точек границ и размеров земельных участков в пределах фактического землепользования.
В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
После выполнения ГУП «Белоблтехинвентаризация» (на основании муниципального контракта, заключенного с комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода) комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала с кадастровым номером №, установлено, что границы принадлежащих им земельных участков не соответствуют границам их фактического землепользования.
С целью установления границ земельных участков по фактическому землепользованию они обратились в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода с просьбой получить заверенные копии план-схемы принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также план-схемы земельных участков с указанием их фактического пользования.
В письме от 26.02.2021 исх. №№ комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода сообщено, что заверенные копии схемы границ кадастрового квартала с учетным номером №, а также сведений о характерных точках уточняемых земельных участков из обозначенного карта-плана были направлены в их адрес ранее. Иным картографическим материалом с отображением только земельных участков с кадастровыми номерами №, №, полученным по результатам проведения комплексных кадастровых работ, комитет имущественных и земельных отношений не располагает. Разъяснено, что по вопросу предоставления план-схемы с указанием фактического землепользования границ земельных участков необходимо обратиться в организацию, осуществляющую работы по межеванию либо к кадастровому инженеру.
Административными истцами направлено заявление в адрес начальника Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация», в котором просили предоставить сведения, полученные кадастровым инженером ФИО4 при поведении комплексных кадастровых работ по уточнению координат местоположения границ фактического землепользования принадлежащих им на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами № и №, а также их границах, установленных комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода.
В ответе Губкинским отделением ГУП «Белоблтехинвентаризация» от 08.04.2021 исх. № № сообщено о том, что они как собственники земельных участков ранее были ознакомлены с предварительными сведениями, полученными по результатам выполненных комплексных кадастровых работ по уточнению координат местоположения фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Было отказано в предоставлении карты-плана с содержащимися сведениями о фактических границах земельных участков.
По указанным обстоятельствам они обратились к директору ГУП «Белоблтехинвентаризация» города Белгорода с жалобой проверить законность действий должностного лица по отказу в предоставлении истребуемой информации.
По результатам рассмотрения жалобы директором ГУП «Белоблтехинвентаризация» направлен ответ от 18.06.2021, в котором сообщено о выполнении комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала с кадастровым номером № одновременно в отношении всех расположенных на территории квартала земельных участков, в рамках заключенного муниципального контракта №№ от ДД.ММ.ГГГГ, что ранее заявителям был разъяснен порядок проведения комплексных кадастровых работ и работ по уточнению местоположения границ земельных участков, а также предоставлены копии схемы границ кадастрового квартала с учетным номером № и сведения о характерных точках границ уточненных земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Разъяснено, что земельные споры о местоположении границ земельных участков разрешаются в судебном порядке. Местоположение границ земельного участка устанавливается кадастровым инженером посредством определения координат их характерных точек. Для подготовки план-схемы в пределах фактического использования земельных участков рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру.
Административные истцы полагали, что административными ответчиками нарушены их права, установленные Федеральным законом от 09.09.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал доводы административного иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУП «Белоблтехинвентаризация» ФИО2 (по доверенности) полагала административный иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание не явился административный истец ФИО3, о месте и времени извещен своевременно, надлежащим образом – посредством направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением (л.д. 53, 55 оборотная сторона). Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представлено.
В судебное заседание не явились административные ответчики директор ГУП «Белоблтехинвентаризация», начальник Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация», о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно, надлежащим образом – посредством направления судебной корреспонденции заказными письмами с уведомлением и по адресам электронной почты (л.д. 53, 54, 55, 56). Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представлено.
В силу положений ст. ст. 150, 152 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует разрешению административного дела.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпункту «в» пункта 3 и пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Такой совокупности условий, необходимой для удовлетворения заявленных требований, по настоящему делу не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода (заказчик) и ГУП «Белоблтехинвентаризация» (исполнитель) заключен муниципальный контракт №№ на выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа «Город Белгород» (л.д. 37-44). Целью выполнения комплексных кадастровых работ являлось: уточнение местоположения границ земельных участков; установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; образование земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в случаях наличия утвержденных документов; исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости (п. 1.6 технического задания) (л.д. 45-48).
В рамках заключенного контракта исполнителем исполнены комплексные кадастровые работы, в том числе и на территории кадастрового квартала с кадастровым номером № (п. 1.5 технического задания) (л.д. 45-48). При межевании комплексных кадастровых работ исполнитель подготовил проект карты-плана территории отдельно по каждому кадастровому кварталу, указанному в техническом задании (п. 2.5 технического задания) (л.д. 45-48).
Согласно статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;
3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
При выполнении ГУП «Белоблтехинвентаризация» комплексных кадастровых работ в кадастровом квартале с учетным номером № городского округа «город Белгород» подготовлен проект межевания территории, уточнены границы земельных участков, которые не установлены в соответствии с действующим законодательством, границы остальных земельных участков уточнялись в установленных границах согласно сведениям ЕГРН.
Проект межевания территории в границах <адрес> подготовлен на основании распоряжения администрации города Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ №№. Площадь проектируемой территории - 39,4 га. Все собственники ознакомлены с предварительными сведениями о земельных участках.
В ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснилось, что по фактическому пользованию земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (площадь по сведениям ЕГРН составляла 1020 кв.м.) и земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (площадь по сведениям ЕГРН составляла 1173 кв.м.) имеют больше площади.
Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода разрешено увеличение площади участков на 10% (в соответствии с ч. 3 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), в результате чего площадь земельного участка №, принадлежащего ФИО5, увеличилась на 102 кв.м., а площадь земельного участка №, принадлежащего ФИО1, увеличилась на 117 кв.м.
Земельные участки с кадастровыми номерами № и № поставлены на кадастровый учет Управлением Росреестра в границах, обозначенных в карте - плане.
Собственники вышеуказанных земельных участков ФИО5 и ФИО1 направили в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода возражения относительно местоположения границ земельных участков, которые были включены в состав карты - плана территории.
По результатам рассмотрения обращения административных истцов комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода совместно с ГУП «Белоблтехинвентаризация» направлен ответ, в котором разъяснен порядок проведения комплексных кадастровых работ и работ по уточнению местоположения границ земельных участков, предоставлены копии схемы границ кадастрового квартала с кадастровым номером № и сведения о характерных точках границ уточненных земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Данное обстоятельство не оспаривалось административным истцом ФИО1 в судебном заседании.
Какие-либо договорные отношения между административными истцами и административными ответчиками отсутствуют. Требования административных истцов являются отдельными дополнительными работами и не входят в комплексные кадастровые работы.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставу, ГУП «Белоблтехинвентаризация» является коммерческой организацией - государственным унитарным предприятием, к органам государственной или муниципальной власти не относится, осуществляет деятельность в целях получения прибыли.
Межевание земельных участков является платной услугой. Для подготовки план-схемы в пределах фактического использования земельных участков истцам было предложено на возмездной основе обратиться в ГУП «Белоблтехинвентаризация» либо к любому другому кадастровому инженеру из Росреестра кадастровых инженеров, осуществляющих деятельность на территории Белгородской области, опубликованном на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков являются законными, нарушений прав административных истцов на доступ к информации, непосредственно затрагивающей их права и законные интересы допущено не допущено.
По указанным обстоятельствам, не подлежат удовлетворению административные исковые требования о возложении обязанности на административных ответчиков направить заверенные копии документов, содержащих информацию и сведения, полученные кадастровым инженером при выполнении комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №: карту-план со сведениями местоположения земельных участков в границах фактического землепользования, огороженных забором, с указанием GPS координат поворотных точек границ и размеров всех их сторон и карту-план местоположения земельных участков в пределах установленных комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода с указанием GPS координат поворотных точек границ и размеров всех их сторон, а также о возложении обязанности на Губкинское отделение ГУП «Белоблтехинвентаризация» произвести повторные измерения за свой счет в случаи утери сведений о GPS координатах поворотных точек границ и размеров земельных участков в пределах фактического землепользования.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На момент рассмотрения административного иска совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими постановлениями, действиями (бездействием) прав и свобод административных истцов в данном случае отсутствует.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО3, ФИО1 к директору ГУП «Белоблтехинвентаризация», начальнику Губкинского отделения ГУП «Белоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст решения изготовлен 15.12.2021.
Судья Октябрьского районного
суда города Белгорода Е.А. Колмыкова
Решение20.12.2021