ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6798/2023 от 14.11.2023 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Потешкиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Гесс В.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора города Нижневартовска Кирилловой К.С., представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Нижневартовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Нижневартовска, заинтересованные лица Дума города Нижневартовска, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков, планируемых для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства,

установил:

Прокурор города Нижневартовска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, принятых судом в ходе рассмотрения дела, просит признать незаконным бездействие администрации города Нижневартовска по формированию земельных участков, планируемых для жилищного строительства, и проведению комплекса мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, возложить на администрацию г. Нижневартовска обязанность в срок до <дата> предусмотреть в решении о бюджете города на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспечении данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с образовавшейся очередью. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам проверки прокуратурой г. Нижневартовска исполнения законодательства в сфере обеспечения многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства установлено, что по состоянию на <дата> год в администрации г. Нижневартовска в качестве нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков состоит <данные изъяты> семей. Несмотря на значительную долю нуждающихся, администрацией города не предоставлено земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Из ответа администрации г. Нижневартовска следует, что основной причиной необеспечения многодетных семей земельными участками является отсутствие бюджетных ассигнований на мероприятия по освобождению земельных участков, планируемых для жилищного строительства и комплекса мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства в бюджете г. Нижневартовска на <данные изъяты>. Кроме того, финансирование расходов по обеспечению участков внутриквартальными проездами (грунтовые дороги) и сетями электроснабжения (наружное освещение) в бюджете города на <данные изъяты> не предусмотрено. Прокуратурой г. Нижневартовска в <данные изъяты> вынесено представление Главе города Нижневартовска об устранении нарушений закона, вместе с тем, по результатам рассмотрения преставления администрацией не принято исчерпывающих мер для устранения выявленных нарушений. Бездействие администрации г. Нижневартовска по необеспечению многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства, повлекло нарушение социальных прав и законных интересов большого количества многодетных семей, в том числе несовершеннолетних детей, не достижение установленных Указом Президента Российской Федерации показателей, срыв политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.

На основании протокольного определения суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Дума г. Нижневартовска и Правительство ХМАО – Югры.

Представитель административного истца – помощник прокурора Кириллова К.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам административного иска.

Представитель административного ответчика администрации г. Нижневартовска ФИО1 в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие незаконного бездействия.

Представитель заинтересованного лица Думы г. Нижневартовска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Правительство ХМАО – Югры о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для обращения прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц с настоящим административным иском явилось бездействие администрации г. Нижневартовска по формированию земельных участков, планируемых для жилищного строительства, и проведению комплекса мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для их последующего бесплатного предоставления многодетным семьям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по состоянию на <дата> в администрации г. Нижневартовска в очереди на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства состоит <данные изъяты> семей, первой в очереди стоит семья, вставшая на учет <дата>.

Из ответа администрации г. Нижневартовска от <дата> на запрос суда следует, что за период с <дата> по <дата> образовано (сформировано) и поставлено на государственный кадастровый учет <данные изъяты> земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в связи с изменением их границ, из них: <данные изъяты> земельных участков предоставлено гражданам льготных категорий в порядке очередности; <данные изъяты> земельных участков не соответствуют требованиям, установленным к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям, стоявшим в очереди на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, за период с <дата> по <дата> составило <данные изъяты> участок. По состоянию на <дата> имеется <данные изъяты> свободный земельный участок, предназначенный для предоставления бесплатно под индивидуальное жилищное строительство. На территории города с целью формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, документами градорегулирования определены территории районов <адрес> города. Всего в данных районах предусмотрено к формированию <данные изъяты> земельных участка.

Главой города Нижневартовска ФИО2<дата> утвержден план мероприятий по обеспечению земельными участками отдельных категорий граждан, в том числе семей, имеющих трех и более детей для индивидуального жилищного строительства на территории города Нижневартовска (внутриквартальные проезды (грунтовые дороги), вертикальная планировка (отсыпка территории) и сети электроснабжения). Согласно указанному плану предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам запланировано: в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес> (<данные изъяты>); в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес><данные изъяты>); в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес><данные изъяты>); в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес> (<данные изъяты>); в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес> (<данные изъяты>); в срок до <данные изъяты> в микрорайоне <адрес><данные изъяты>; в срок до <данные изъяты> в старой части города <данные изъяты>.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.

Исходя из этого, Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 9 сентября 2013 года №372, утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре принят Закон от 06 июля 2005 года №57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Закон о жилищных отношениях), статьей 7.4 которого регулируются вопросы обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельными участками для строительства индивидуальных жилых домов.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях имеющие трех и более детей граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года №26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Закон о земельных отношениях).

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о земельных отношениях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, отнесенным к категории, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в следующих предельных (максимальных и минимальных) размерах: максимальный - 0,15 га; минимальный - 0,06 га.

Пунктом 6 статьи 6 Закона о земельных отношениях определено, что земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемые гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, для строительства индивидуальных жилых домов формируются исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа.

В силу пункта 3 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно предоставляются гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 1 названной статьи, в порядке, установленном статьей 6.2 Закона о земельных отношениях.

Статьей 6.2 Закона о земельных отношениях определено, что исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства (пункт 1). Для принятия на учет гражданин, желающий бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подает в уполномоченный орган соответствующее заявление с указанием оснований принятия его на учет (пункт 2). Очередность принятия гражданина на учет определяется исходя из времени подачи им соответствующего заявления (пункт 10).

В целях бесплатного предоставления гражданам земельных участков уполномоченный орган осуществляет образование земельных участков и постановку их на государственный кадастровый учет (пункт 14 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).

Уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 декабря текущего года устанавливает на очередной календарный год долю в размере не менее 50% земельных участков, подлежащих включению в перечень земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, от общего количества земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в связи с изменением их границ (пункт 15 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).

Очередность предоставления гражданам земельных участков, включенных в перечень, определяется исходя из времени принятия на учет указанных граждан. Гражданам, вставшим на учет в муниципальном образовании автономного округа по месту жительства и относящимся к категории, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в первоочередном порядке относительно иных категорий граждан, вставших на учет в данном муниципальном образовании автономного округа. Доля земельных участков, предоставляемых в первоочередном порядке, составляет 50% от общего количества земельных участков, включенных в перечень (пункт 18 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).

Из вышеизложенного следует, что порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. При этом срок совершения указанных действий федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен.

Согласно разъяснениям в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.11.2017 № 2516-О сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.

Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти, что предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11.11.2003 №16-П, от 15.05.2006 №5-П, от 18.05.2011 №9-П, от 05.07.2017 №18-П и др.).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в <данные изъяты> о желании реализовать право на получение земельного участка заявило <данные изъяты> семей, в <данные изъяты><данные изъяты> семей, в <данные изъяты><данные изъяты> семей, в <данные изъяты><данные изъяты> семьи, в <данные изъяты><данные изъяты> семьи, в <данные изъяты> - <данные изъяты> семей, всего в реестре состоит <данные изъяты> семей, в том числе, обратившихся с соответствующими заявлениями в <данные изъяты>.

За период с <дата> по <дата> многодетным семьям, стоявшим в очереди на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, администрацией г. Нижневартовска в порядке очередности <данные изъяты> земельных участков.

В период с <данные изъяты> запланировано предоставление <данные изъяты> земельных участков в собственность бесплатно гражданам согласно плану мероприятий по обеспечению земельными участками отдельных категорий граждан, в том числе семей, имеющих трех и более детей для индивидуального жилищного строительства на территории города Нижневартовска, утвержденному главой города Нижневартовска <дата>,

Из ответа администрации города на запрос суда следует, что за период с <дата> по <дата> сформировано и поставлено на кадастровый учет <данные изъяты> земельных участка, из их <данные изъяты> земельных участков предоставлены льготной категории граждан, <данные изъяты> земельных участков не соответствуют региональным требованиям, предъявляемым к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой.

Из объяснений представителя административного ответчика в ходе судебного заседания следует, что сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки не предоставлены многодетным семьям для жилищного строительства именно по причине отсутствия обеспеченности их транспортной и инженерной инфраструктурой (внутриквартальными проездами и сетями электроснабжения).

Согласно плану мероприятий на <данные изъяты> запланированы организация аукциона и выполнение работ по устройству внутриквартальных проездов, и сетей электроснабжения в отношении <данные изъяты> земельных участков в <адрес> микрорайоне и <данные изъяты> участков в <адрес> микрорайоне, при этом финансирование мероприятия «Комплекс мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в муниципальной программе «Развитие градостроительной деятельности и жилищного строительства в городе Нижневартовске» на <данные изъяты> не предусмотрено.

На <данные изъяты> запланированы организация аукциона и выполнение работ по устройству внутриквартальных проездов и сетей электроснабжения в отношении <данные изъяты> земельных участков в <адрес> микрорайоне, <данные изъяты> участков в старой части города.

На <данные изъяты> запланированы организация аукциона и выполнение работ по устройству внутриквартальных проездов и сетей электроснабжения в отношении <данные изъяты> земельного участка в <адрес> микрорайоне, <данные изъяты> участков в <адрес> микрорайоне.

В муниципальной программе «Развитие градостроительной деятельности и жилищного строительства в городе Нижневартовске», утвержденной постановлением администрации города Нижневартовска от <дата>, предусмотрено финансирование мероприятия «Комплекс мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в размере <данные изъяты> – на <данные изъяты>, <данные изъяты> – на <данные изъяты>.

Вместе с тем суд приходит к выводу, уполномоченным органом местного самоуправления не принимаются исчерпывающие и эффективные меры, направленные на реализацию права многодетных семей на улучшение жилищных условий, поскольку формирование земельных участков и необеспечение их при этом необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой не позволяет реализовать многодетным семьям должным образом право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно данным публичной кадастровой карты, к примеру, земельные участки с кадастровыми номерами (планируемые для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство) поставлены на кадастровый учет в <данные изъяты>, с даты постановки на кадастровый учет прошло более 8 лет, при этом необходимых мероприятий по обеспечению этих земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой и предоставлению их многодетным семьям администрацией не выполнено.

Предпринимаемых администрацией города меры по формированию земельных участков, предназначенных для многодетных семей, без обеспечения их транспортной и инженерной инфраструктурой, явно недостаточно для реализации права многодетных семей на улучшение жилищных условий.

В очереди на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства есть многодетные семьи, ожидающие предоставления земельного участка более 7 лет, что фактически нивелирует цели и задачи меры социальной поддержки данной категории граждан, направленной на обеспечение надлежащих, комфортных жилищных условий семьям, имеющих трех и более детей, именно в период их воспитания и взросления, стимулирование деторождения, и, в конечном счете, улучшение демографической ситуации в целом.

Ссылка административного ответчика на недостаточность выделяемого на указанные цели финансирования является несостоятельной, поскольку реализация права граждан на гарантированные законом меры социальной поддержки, некоторые из которых ожидают предоставления таких мер более 7 лет, не должна зависеть исключительно от наличия средств в бюджете соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание вышеизложенные положения законов, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии несоответствующего закону бездействия со стороны администрации г. Нижневартовска, нарушающего права и свободы многодетных семей, по формированию земельных участков, планируемых для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Требуя возложить на администрацию г. Нижневартовска обязанность предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на следующий год и плановый период 2025-2026 годы финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, прокурор г. Нижневартовска не учел, что утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании изложенного, требование прокурора г. Нижневартовска о возложении обязанности на администрацию г. Нижневартовска в срок до <дата> предусмотреть в решении о бюджете города на <данные изъяты> и плановый период <дата> финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспечении данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с образовавшейся очередью, удовлетворению не подлежит.

В целях восстановления нарушенных прав многодетных семей, суд полагает возможным возложить на муниципальный орган обязанность в срок до <дата> организовать формирование земельных участков с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, состоящим на учете желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора города Нижневартовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Нижневартовска о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нижневартовска по формированию земельных участков, планируемых для жилищного строительства, и проведению комплекса мероприятий по формированию земельных участков, планируемых для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства.

В целях восстановления нарушенных прав многодетных семей возложить на администрацию города Нижневартовска обязанность в срок до <дата> организовать формирование земельных участков с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в количестве, необходимом для предоставления 100% многодетных семей, состоящих на дату вынесения решения суда на учете, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья И.Н. Потешкина