Дело №2а-6799/2021
14RS0035-01-2021-012863-28
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 июля 2021г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.
с участием представителя административного истца –Кузьмина А-Д.С.
представителей административного ответчика - Павлова Б.И., Яшина К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании актов проверки, предписаний незаконными,
установил:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании актов проверки, предписаний незаконными.
В обоснование административного иска указано, что в отношении Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Главным Управлением МЧС России по РС (Я) была проведена проверка, по результатам которой составлены акты проверки и вынесены предписания. Акты проверки и предписания административный истец считает незаконными, поскольку ответчиком нарушен порядок проведения проверки, разрешения жалобы. Просит признать незаконными и отменить акты проверки № от ____ 2021г., предписания № от ____ 2021г.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика с иском не согласились по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) Главного управления МЧС России по РС (Я) от ____ 2021г. № проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Составлены акты проверки от ____ 2021г. №.
По результатам проверки в отношении Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесены предписания от ____ 2021г№ устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Порядок проведения государственного контроля (надзора) регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст. 20 указанного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, проверка может быть признана незаконной, только если она проведена с грубым нарушением установленных указанным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Так, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);
2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Как видно из материалов дела, распоряжение о проведении плановой выездной проверки от ____ 2021г. № получено административным истцом ____ 2021г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции, в установленный законом срок.
Доводы представителя административного истца о том, что им вручена незаверенная копия распоряжения о проведении проверки, что основанием признания проверки и предписаний незаконными, несостоятельны, основаны на неправильном применении норм материального права. В случае сомнения в подлинности данного документа истец был вправе обратиться в Главное управление МЧС России по РС (Я) с соответствующим запросом.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки.
В ходе проверки органом истребованы, в том числе правоустанавливающие документы на юридическое лицо; документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции, обучение по мерам пожарной безопасности); технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами; техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга.
Из распоряжения о проведении плановой, выездной проверки от ____ 2021г. следует, что проверка проводилась в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, осуществление федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.
Таким образом, в ходе проведения плановой выездной проверки должностные лица Главного управления МЧС России по РС (Я) истребовали документы, относящиеся к предмету проверки.
Согласно п.80 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (в редакции, действовавшей на момент проверки), по результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах.В акте проверки физического лица - правообладателя указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) - федеральный государственный пожарный надзор;
3) дата и номер распоряжения;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного лица (уполномоченных лиц), проводившего (проводивших) проверку;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица - правообладателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица - правообладателя или уполномоченного лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Неправильное указание в акте проверки номера распоряжения, на основании которого проводилась проверка, не является основанием для признания результатов проверки незаконным. Фактически проверка проводилась на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) Главного управления МЧС России по РС (Я) от ____ 2021г. №, которое было получено Министерством.
Согласно указанному регламенту в акте проверки должны быть указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В актах проверки указаны выявленные нарушения, со ссылкой на нормативно-правовые акты.
Согласно Положению о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 1108, сведения о контролируемом лице о восстановлении или защите нарушенных, по его мнению, прав или законных интересов при проведении мероприятия по контролю, подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок), оформленное и поданное с соблюдением установленных настоящим Положением требований.
Отсутствие сведений в «Едином реестре проверок» и нарушение порядка рассмотрения жалобы в силу ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не влечет признание результатов незаконными. Жалоба Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) была принята, рассмотрена в установленный срок, решение по жалобе было направлено.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актам, в частности Министерством не осуществляется мониторинг обеспечения пожарной безопасности в подведомственных учреждениях министерства, не разрабатывается комплекс мер по противопожарной безопасности в подведомственных учреждениях Министерства, о чем составлен акт проверки от 12 апреля 2021г. №6.
По результатам проверки в отношении Министерства вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится также организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности.
Согласно п. 3.13.42.3 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2018 г. N 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает также функциями по осуществлению деятельности по укреплению материально-технической базы, проведению капитального строительства и капитального ремонта, противопожарных мероприятий, мероприятий по энергосбережению, энергетической эффективности, предупреждению чрезвычайных ситуаций в Министерстве, контроль и координация данной деятельности в подведомственных государственных учреждениях.
Кроме того, по результатам проверки выявлены нарушения в области гражданской обороны, руководитель организации не прошел обучение по гражданской обороне в установленные законодательством РФ сроки, не разработана программа обучения персонала в области гражданской обороны, о чем составлен акт проверки от 12 апреля 2021г. №13/3.
По результатам проверки в отношении Министерства вынесено предписание от ____ 2021г. № по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ «О гражданской обороне», подпункта "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841, пункта 7 Положения о гражданской обороне, пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны - программы курсового обучения в области гражданской обороны для личного состава служб не утверждены руководителем организации (отсутствует).
В нарушение требований пп. "а" п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N, руководитель не прошел обучение (подготовку) в области гражданской обороны в установленный срок.
По результатам проверки в области гражданской обороны также выявлены следующие нарушения: руководитель организации не прошел обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленные законодательством сроки, отсутствует план действий (инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, о чем составлен акт проверки от 12 апреля 2021г. №10/4.
По результатам проверки в отношении Министерства вынесено предписание от ____ 2021г. № по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Данные требования закона Министерством не были исполнены. Кроме того, руководитель не прошел обучение (подготовку) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленные законодательством сроки.
Грубые нарушения, предусмотренные ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», для признания результатов проверки незаконными, органом не было допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания предписаний незаконными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, не любое действие (бездействие), а также решение органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений.
Оспариваемые акты проверки не обладают признаками нормативного правового акта, так как ими не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данные акты проверки не создают обязанности для конкретных субъектов и, до вынесения окончательного решения по итогам проверки, не нарушает прав и законных интересов истца, не нарушает его права и свободы, каких-либо негативных последствий непосредственно сам по себе оспариваемый Акт в отрыве от решения, принимаемого по итогам проведенной проверки, не оказывает.
Таким образом, оспариваемые акты проверки не могут являться самостоятельным предметом судебного разбирательства, поскольку не возлагают на истца каких-либо обязанностей и не ограничивают его права и свободы, в связи с чем не подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Следовательно, производство по делу в части признания актов проверки незаконными подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании предписаний незаконными отказать.
Производство по делу в части признания актов проверки незаконными прекратить.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ___ В.Г. Смирникова
___
___
___
___
___