ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/18 от 11.10.2018 Олюторского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-67/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 11 октября 2018 года

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Орлова А.В.,

при секретаре Сивак А.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Олюторского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С ТАН О В И Л:

Прокурор Олюторского района Камчатского края Слезко П.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Олюторского муниципального района (далее администрация ОМР) с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в части подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2018-2019 годов и по своевременному началу отопительного периода 2018-2019 годов., в результате которой, выявлено, что на межселенной территории «село Корф» Олюторского муниципального района фактически располагаются объекты коммунальной инфраструктуры: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; электрощитовая, которые в муниципальной собственности не находятся, при этом мер к принятию на учет указанных объектов недвижимого имущества администрацией района не принималось, не принято надлежащих мер по подготовки вышеуказанной котельной к отопительному периоду 2018-2019 гг., не начат отопительный сезон на межселенной территории «село Корф» Олюторского муниципального района.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно письменному заявлению представитель административного истца помощник прокурора Олюторского района Ковалев Е.Д., действующий на основании доверенности, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал, просил установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный ответчик администрация ОМР, извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимал, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. Исковые требования прокурора Олюторского района признали в полном объеме, изложив в письменной форме заявление о признании административного иска.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокуратурой Олюторского района во исполнение требований приказа приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» и задания прокуратуры Камчатского края от 09.06.2017 №7/11-140-2017 «Об исполнении приказа Генерального прокурора от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в части подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2018-2019 годов и по своевременному началу отопительного периода 2018-2019 годов.

В ходе проверки установлено, что на межселенной территории «село Корф» Олюторского муниципального района фактически располагаются объекты коммунальной инфраструктуры: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; элеткрощитовая. Наличие указанного имущества также подтверждается актами возврата имущества, переданного по Договору безвозмездного пользования имуществом от 12.09.2017 №17А705004. Вместе с тем данные объекты в муниципальной собственности не находятся, при этом мер к принятию на учет указанных объектов недвижимого имущества администрацией района не принималось (письмо администрации Олюторского муниципального района от 24.09.2018 № 2937).

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок) утверждён приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931).

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Поскольку, к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), администрация Олюторского муниципального района обязана обеспечить на межселенной территории «село Корф» организацию тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В целях реализации указанного положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также его конкретизации и обеспечения зашиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации проживающих на соответствующей территории пункта 1 части 1 статьи 6 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Пунктом 2 части 2 статьи 4 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.

Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее – Правила), утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – приказ от 12.03.2013 № 103).

Пунктом 10 Правил, утверждённых приказом от 12.03.2013 № 103, установлено, что сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Разделом 5 Правил, утверждённых приказом от 12.03.2013 № 103, установлены требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований, в соответствие с которыми проверяется: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение всех требований Правил, утверждённых приказомот 12.03.2013 №103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Пунктом 8 Правил, утверждённых приказом от 12.03.2013 №103, установлено, что при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

При этом, в соответствие с пунктом 11 Правил, утверждённых приказом от 12.03.2013 № 103, организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 указанных Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Вместе с тем администрацией Олюторского муниципального района, не принято надлежащих мер по подготовки котельной межселенной территории «село Корф» Олюторского муниципального района к отопительному периоду 2018-2019 гг., достоверно знавшей с июля 2018 года об отказе ресурсоснабжающей организации АО «Корякэнерго» от дальнейшей эксплуатации указанного оборудования, что подтверждается актами приема-передачи указанного имущества от АО «Корякэнерго» к указанному структурному подразделению администрации, действенных мер, направленных на организацию обеспечения теплоснабжения потребителей, не приняли, в том числе по состоянию на 17.09.2018 не проведен ни один конкурс по передачи указанного имущества в аренду другой теплоснабжающей организации, либо к передачи указанного имущества в пользования и эксплуатацию муниципальному унитарному предприятию «Олюторский» и не приняли мер к формированию необходимого запаса топлива для прохождения отопительного периода 2018-2019 гг.

При этом, в соответствие с постановлением администрации Олюторского муниципального района от 14.09.2018 №255 «О начале отопительного периода 2018-2019 года на территории межмуниципального поселения» отопительный период для всех потребителей тепловой энергии начат с 17 сентября 2018 года,

Таким образом, по состоянию на 25.09.2018 года отопительный фактически период начат во всех населенных пункта Олюторского района Камчатского края, за исключением межселенной территории «село Корф».

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит закону, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. Признание административного иска – это адресованное суду безусловное согласие административного ответчика с материально-правовыми требованиями административного истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме.

Признание административного иска административным ответчиком (и принятие такого признания судом) является достаточным основанием для удовлетворения требований административного истца, то есть вынесения судебного решения об удовлетворении исковых требований.

Оценив признание иска административным ответчиком, суд находит, что оно не противоречит закону, другим федеральным законам и не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано добровольно. Последствия признания иска представителю административного ответчика разъяснены и понятны.

На основании изложенного признание иска ответчиком принимается судом.

Срок обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением соблюден.

С учетом изложенного, требования прокурора к администрации ОМР являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Срок, который административный истец просит установить административному ответчику для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Олюторского района Камчатского края, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Олюторского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к постановки на соответствующий учет бесхозяйного имущества: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; элеткрощитовая, расположенного на межселенной территории «село Корф», в непринятии мер к надлежащей эксплуатации и подготовки к отопительному периоду 2018-2019 гг. следующего жилищно-коммунального имуществ и оборудования: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; элеткрощитовая, расположенного на межселенной территории «село Корф», в период с июня 2018 года по 17.09.2018 года, в непринятии мер к началу отопительного периода 2018-2019 годов на межселенной территории «село Корф».

Обязать администрацию Олюторского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на соответствующий учет бесхозяйное имущество: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; элеткрощитовая, расположенного на межселенной территории «село Корф», в соответствие с требованиями порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», подготовить следующее жилищно-коммунальное имущество и оборудование: здание котельной с открытым угольным складом, водозаборным колодцем; водонапорная башня; теплотрасса (ул.Северная, Индустриальная) протяжённость 260 м.; сооружения линяя водовода (ул.Северная) протяженность 80 м.; котел КВм-0,93 КРОУ №3535, Котел КВр-0,63 №3534; насос центробежный К80-65-160№УЗ-43; насос центробежный К80-65-160№б/н; насос центробежный К80-50-200А №11221; насос центробежный К80-50-200А №855; насос центробежный (водозаборный); дымосос ДН-9; труба дымовая; элеткрощитовая, расположенные на межселенной территории «Корф» к отопительному периоду 2018-2019 годов и получить акт готовности и паспорт готовности указанных объектов в соответствие с Правилами оценки готовности к отопительному периоду (далее – Правила), утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», начать отопительный период 2018-2019 годов на межселенной территории «село Корф».

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2018 года.

Председательствующий суда А.В. Орлов