ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/19 от 21.05.2019 Усть-большерецкого районного суда (Камчатский край)

Дело №2а-67/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года с. Усть-Большерецк

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Курданова В.О.,

при секретаре Махмадиевой З.Р.,

с участием

представителя административного истца Пичугина О.В.,

административного ответчика главы Усть-Большерецкого сельского поселения Петришина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макаровой З. М. к главе администрации Усть-Большерецкого сельского поселения о признании незаконным бездействия выраженного в не ознакомлении с документами и материалами касающимися рассмотрения обращения, в не направлении письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, в непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, в нарушении сроков рассмотрения заявления, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов,

установил:

Макарова З.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к главе администрации Усть-Большерецкого сельского поселения о признании незаконным бездействия должностного лица и возложении обязанностей об устранении нарушения прав, свобод и законных интересов, выразившихся в не ознакомлении с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, направленного Макаровой З.М. в администрацию Усть-Большерецкого сельского поселения 19 декабря 2018 года, неполучении письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, не принятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов, нарушении сроков рассмотрения обращения гражданина. Полагая, что бездействие административного ответчика противоречит положениям, предусмотренным ст.ст. 5, 9, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и нарушает право истца на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, административный истец просила суд признать данное бездействие незаконным и возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов.

В обоснование заявленных требований, указала, что 5 декабря 2018 года сотрудником администрации Усть-Большерецкого сельского поселения было вручено Постановление администрации Усть-Большерецкого сельского поселения от 26 февраля 2016 года № 15 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». 19 декабря 2018 года представителем Макаровой З.М. по доверенности в адрес администрации сельского поселения направлено письмо с просьбой о предоставлении письменно информации о способах произведения административным истцом сноса квартиры в многоквартирном доме, принадлежащей на правах собственности, расположенной по адресу: <адрес>, а также с просьбой об ознакомлении с технической документацией по сносу дома, расположенного по указанному адресу, сведениях о наличии данной документации и информации о компенсации расходов по сносу указанного многоквартирного дома.

Административный истец Макарова З.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, заявлений, ходатайств не представила.

В судебном заседании представитель административного истца по нотариальной доверенности Пичугин О.В. исковое требование поддержал по основаниям, указанным в административном иске, уточнив требования, просил признать незаконным бездействие главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, выразившееся в не рассмотрении надлежащим образом обращения Макаровой З.М. от 17 декабря 2019 года и не направлении ответа на её обращение, возложить на главу администрации Усть-Большерецкого сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу, рассмотреть надлежащим образом обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года и направить ответ на её обращение по указанному в обращении адресу.

Административный ответчик - глава Усть-Большерецкого сельского поселения, являющийся в силу Устава руководителем администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Петришин Е.А. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснил суду, что он не получал обращение Макаровой, такое обращение в журнале входящей корреспонденции и иных документах не зафиксировано, контролировать все поступающие документы он не может, а следовательно не должен быть привлечённым к какой-либо ответственности.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года получено административным ответчиком 19 декабря 2018 года, о нарушении порядка рассмотрения обращения административному истцу стало известно 21 января 2019 года, однако оспариваемое бездействие продолжалось до момента подачи административного иска в суд. С настоящим иском административный истец обратился в суд 21 апреля 2019 года, соответственно, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом пропущен не был.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как следует из ч. 1 ст. 36 Устава Усть-Большерецкого сельского поселения администрация Усть-Большерецкого сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Усть-Большерецкого сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Усть-Большерецкого сельского поселения федеральными законами и законами Камчатского края. Администрацией сельского поселения руководит глава Усть-Большерецкого сельского поселения на принципах единоначалия.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из совокупного анализа вышеприведённых норм права следует, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, при этом орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное (30-и дневное) рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Администрацией сельского поселения руководит глава Усть-Большерецкого сельского поселения на принципах единоначалия.

Так как в силу ч. 1 ст. 36 Устава Усть-Большерецкого сельского поселения администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения руководит (то есть является главой (руководителем)) глава Усть-Большерецкого сельского поселения, верным наименованием административного ответчика по данному делу следует считать – глава Усть-Большерецкого сельского поселения, что исходя из предмета, оснований и смысла требований изложенных в рассматриваемом административном исковом заявлении не влияет на правильность выводов суда и не является препятствием для вынесения решения по делу в рамках заявленных требований, так как неточность в формальном наименовании административного ответчика при предъявлении административного иска не ведёт к нарушению прав, свобод и законных интересов сторон по делу, ввиду того, что фактически лицо, являющееся административным ответчиком, осталось неизменным.

Как следует из исследованных материалов дела, обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года получено административным ответчиком 19 декабря 2018 года, однако до настоящего времени ответ на обращение не направлен, сведений о направлении ответа на поступившее обращение Макаровой З.М. административным ответчиком суду не представлено, что свидетельствует о бездействии ответчика в нарушение вышеприведённых требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Довод административного ответчика о том, что он не получал обращение Макаровой, обращение в журнале входящей почтовой корреспонденции и иных документах не зафиксировано, а следовательно административное исковое заявление не подлежит удовлетворению является несостоятельным в виду того, что факт поступления указанного обращения гражданина в администрацию Усть-Большерецкого сельского поселения, руководителем которой является Петришин А.Е. доказан, на обращении административного истца, имеется подпись делопроизводителя администрации Ханыковой А.Ю. с датой принятия обращения 19.12.2018г., которая в судебном заседании пояснила о том, что подпись расшифровка и дата его принятия на обращении её и она, являясь делопроизводителем администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, действительно получила данное обращение. То, что ответственные за делопроизводство работники администрации ненадлежащим образом выполнили свои обязанности по регистрации обращения в журнале входящей корреспонденции, по своевременности доставки обращения главе, не может является допустимым основанием, для нарушения главой установленных Законом прав граждан на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Ссылка главы Усть-Большерецкого сельского поселения Петришина Е. А. на то, что документооборот в администрации большой, и он не может контролировать все поступающие документы, а следовательно не должен быть привлечён к ответственности, не является достаточной для признания оспариваемого бездействия законным, так как согласно Уставу именно глава Усть-Большерецкого сельского поселения, коим и является административный ответчик руководит администрацией сельского поселения на принципах единоначалия, а значит в том числе организовывает трудовую деятельность работников, между тем правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности руководителя, направленных на обеспечение деятельности администрации, при этом суд обращает внимание на то, что вопрос о привлечении главы к ответственности в рамках настоящего дела не стоит.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления Макаровой З.М. к главе Усть-Большерецкого сельского поселения о признании незаконным бездействия, выраженного в нерассмотрении надлежащим образом обращения Макаровой З.М. от 17 декабря 2019 года и не направлении ответа на её обращение.

Вместе с тем, учитывая, что по настоящий момент обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года фактически не рассмотрено, суд полагает целесообразным возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Макаровой З. М. к главе Усть-Большерецкого сельского поселения о признании незаконным бездействия главы Усть-Большерецкого сельского поселения, выразившееся в нерассмотрении надлежащим образом обращения Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года и не направлении ответа на её обращение, возложении на главу Усть-Большерецкого сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу обязанности рассмотреть обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года и направить ответ на её обращение по указанному в обращении адресу – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы Усть-Большерецкого сельского поселения, выразившееся в не рассмотрении надлежащим образом обращения Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года и не направлении ответа на её обращение.

Возложить на главу Усть-Большерецкого сельского поселения обязанность по вступлению решения суда в законную силу рассмотреть надлежащим образом обращение Макаровой З.М. от 17 декабря 2018 года и направить ответ на её обращение по указанному в обращении адресу.

Главе Усть-Большерецкого сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края и административному истцу об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21 мая 2019 года.

Председательствующий судья В.О. Курданов