Дело № 2а-67/2020
РЕШЕНИЕ
именемРоссийскойФедерации
09 июля 2020 года с.Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тугур-оола Ч.Б.,
при секретаре судебного заседания Донгак Е.А.,
с участием административного истца - помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опая А.М.,
представителя административного ответчика администрации Тоджинского района Республики Тыва – Тулуш О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тоджинского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумон «Тоора-Хемский» согласованного в установленном порядке проекта генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
Заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва обратилась интересах неопределённого круга лиц к администрации Тоджинского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумон «Тоора-Хемский» согласованного в установленном порядке проекта генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Тоджинского района Республики Тыва проведена проверка исполнения Администрацией требований градостроительного законодательства, входе которой выявлено, что Администрацией разработан проект генерального плана с. Тоора-Хем (далее – проект генерального плана). В соответствии с разработанным проектом генерального плана предусматривается включение в границы населённого пункта земельных участков из земель лесного фонда. В нарушение ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1, ч. 7 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), проект генерального плана не направлен на утверждение в представительный орган местного самоуправления в связи с тем, что не осуществлён перевод земель лесного фонда, которые в соответствии с проектом генерального плана включены в состав земель поселения, в земли населённых пунктов; проект генерального плана не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. В отсутствие утверждённого генерального плана невозможно предоставление земельных участков на праве собственности, иных вещных правах гражданам и юридическим лицам. В частности, в рамках национального проекта «Демография» в 2022-2023 годах на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района предусмотрено строительство детского сада на 280 мест. В отсутствие утверждённого генерального плана невозможно выделение в установленном законом порядке земельного участка под строительство запланированного объекта дошкольного учреждения, что приведёт к нарушению прав граждан на получение бесплатного дошкольного образования. Просит признать незаконным бездействие Администрации по не внесению на утверждение в Хурал согласованного в установленном порядке проекта генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва, обязать Администрацию в срок до 01 августа 2020 года внести на утверждение в Хурал согласованный в установленном порядке проект генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
В судебном заседании административный истец административный иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объёме. Суду пояснила, что оснований для признания бездействия Администрации незаконным не имеется. Администрацией ведётся работа по разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана. Просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Свидетель Хомушку Лияна Аяновна, начальник земельного отдела Администрации пояснила в судебном заседании, что она курирует работу по разработке проекта генерального плана. В целях утверждения проекта генерального плана Администрацией выполнены все кадастровые работы, такие как расчёт потерь лесного фонда, уточнены местоположения лесных участков, проведено межевание границ с. Тоора-Хем. Проект генерального плана разработан. Однако он не направлен на утверждение в Хурал, потому что не осуществлён перевод земель лесного фонда, которые в соответствии с проектом генерального плана включены в состав поселения Тоора-Хем, в земли населённых пунктов. Перевод земель лесного фонда в земли населённых пунктов не произведён по причине отсутствия согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Федеральным агентством лесного хозяйства. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва не согласовало проект генерального плана потому, что в границы поселения не были включены защитные леса. В настоящее время согласовано и подписано предложение по переводу земель лесного фонда в земли населённых пунктов площадью 426 Га. Данное протокольное решение утверждено Распоряжением Правительства Республики Тыва от 08 июня 2020 года № 247-р. Проект генерального плана сейчас направлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва, где ведётся работа по снятию границ лесничества, наложенных на село Тоора-Хем. Площадь переводимых участков объёмная и они относятся к категории защитных лесов. После согласования проекта генерального плана с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва он будет направлен на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. В Федеральном агентстве лесного хозяйства необходимо получить заключение о возможности перевода защитных лесов в эксплуатационные, эксплуатационных лесов в земли населённых пунктов. После указанного согласования планируется проведение республиканской комиссии о переводе земель лесного фонда в земли населённых пунктов. После заседания республиканской комиссии Федеральное агентство лесного хозяйства начнёт работу по изменению границ Тоора-Хемского участкового лесничества.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика и свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
Требованиями ст. 23 ГрК РФ установлено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе: сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа.
Статья 24 ГрК РФ предусматривает, что проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной властив соответствии со ст. 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ.
При этом, положением ч. 7 ст. 25 ГрК РФ установлено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления заключения, содержащего положение о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана, принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца (ч. 9 ст. 25 ГрК РФ).
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. (ч. 1 ст. 24 ГрК РФ)
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.
Глава местной администрации с учётом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (ч. 9 ст. 28 ГрК РФ).
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по разработке проекта генерального плана относится к полномочиям Администрации.
Как установлено судом в судебном заседании, Администрацией в настоящее время проделана следующая работа по разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана: распоряжением председателя Администрации от 21 декабря 2018 года № 386 создана комиссия по переводу земель лесного фонда в земли населённых пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва; получено заключение Федерального агентства по недропользованию от 14 января 2019 года об отсутствии месторождений полезных ископаемых, учитываемых государственным балансом; 22 марта 2019 года составлен и утверждён директором ГКУ Республики Тыва «Тоджинское лесничество» акт выбора участка, расположенного на территории Тоджинского административного района на землях государственного лесного фонда ГКУ Республики Тыва «Тоджинское лесничество» Тоора-Хемского участкового лесничества на площади 132 га, предназначенного для перевода земель лесного фонда на земли иных категорий; распоряжением Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2019 года № 579-р утверждено предложение Комиссии по переводу земель лесного фонда в земли населённых пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва площадью 132 га; в марте 2020 года министру земельных и имущественных отношений Республики Тыва и заместителю Председателя Правительства Республики Тыва направлено предложение внести изменения в распоряжение Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2019 года № 579-р в связи с изменением площади переводимых участков лесничества на 426,02 га с приложением расчёта потерь лесного фонда по выделам лесных кварталов; 19 марта 2020 года заключён договор № 35 с «Центром кадастровых инженеров» по выполнению кадастровых работ по выделу границ населённого пункта с. Тоора-Хем из земель Тоджинского лесничества;распоряжением Правительства Республики Тыва от 08 июня 2020 года № 247-р утверждено предложение Комиссии по переводу земель лесного фонда в земли населённых пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва площадью 426,06 га.
Кроме того, со слов свидетеля Хомушку Л.А. и из письма Администрации от 07 июля 2020 года № 01-30/2020-600 судом установлено, что по состоянию на 09 июля 2020 года кадастровые работы по договору от 19 марта 2020 года № 35 закончены. Схема расположения зоны с особыми условиями использования направлена для согласования в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва. После согласования проекта генерального плана с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва он будет направлен на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Изложенные обстоятельства административным истцом не оспаривались.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Административным ответчиком представлены все доказательства, подтверждающие прохождение установленных законом процедур, направленных на положительное рассмотрение вопроса об утверждении проекта генерального плана.
Из приведённых выше норм закона следует, что подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных предусмотренных законом процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана; обязательное согласование проекта в соответствии со ст. 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (статья 24 ГрК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрацией предприняты все должные меры, направленные на внесение на утверждение в Хурал согласованного в установленном порядке проекта генерального плана и оснований считать, что Администрация допустила при этом неправомерное бездействие, не имеется. Совершенные Администрацией действия и принятые меры нельзя признать бездействием, как это указано административным истцом.
Обязанности для суда, рассматривающего данное дело, осуществлять проверку соблюдения всей процедуры разработки, согласования и утверждения проекта генерального планаКАС РФ не установлено.
Сам по себе длительный срок выполнения Администрацией работыпо разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана не является безусловным основанием для признания незаконным бездействия административного ответчика.
Часть 11 ст. 226 КАС РФ регламентирует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение указной нормы закона, прокурором не представлено суду доказательств того, что отсутствие генерального плана поселения приводит к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, влияет на развитие жилищного строительства. В частности, не предоставлено доказательств того, что физическим и юридическим лицам не предоставляются земельные участки на праве собственности или на основании других вещных прав ввиду отсутствия генерального плана.
Кроме того, как указано вадминистративным истцом, в рамках национального проекта «Демография» в 2022-2023 годах на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района предусмотрено строительство детского сада на 280 мест. В отсутствие утверждённого генерального плана невозможно выделение в установленном законом порядке земельного участка под строительство запланированного объекта дошкольного учреждения, что приведёт к нарушению прав граждан на получение бесплатного дошкольного образования.
Однако, как следует из смысла закона, обращение в суд возможно лишь за защитой уже существующего нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а не предполагаемого в будущем, которое, безусловно, ещё не повлекло нарушения прав неопределённого круга лиц.
Не имеется так же оснований и для удовлетворения требования административного истца об обязании Администрацию в срок до 01 августа 2020 года внести на утверждение в Хурал согласованный в установленном порядке проект генерального плана, поскольку данное требование является производным от требования о признании бездействия Администрации незаконным.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объёме.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец от уплаты государственной пошлины освобождён.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 180, 285 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тоджинского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумон «Тоора-Хемский» согласованного в установленном порядке проекта генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва отказать.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ч.Б.Тугур-оол