Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 февраля 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Казарян Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-67/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Бодня О.Г. о взыскании задолженности по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Бодня О.Г. о взыскании задолженности по налогу и пени, из которого следует, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ей имущества. Поскольку должник не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, ей было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения. Просили взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. и пени по нему в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени по нему в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Впоследствии административный истец исковые требования изменил, просил взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени по нему в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Представитель административного истца в судебном заседании измененные требования поддержала, суду пояснила, что транспортный налог ответчику начислялся в отношении трех автомобилей, однако один из них <данные изъяты> выбыл из собственности ответчика в 2010 году, в связи с чем будет произведен перерасчет транспортного налога и будет перевыставлено налоговое уведомление по транспортному налогу за 2014 год. Оплата недоимки по налогам и пеням ответчиком в остальной части произведена не была. Просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени по нему в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Административный ответчик Бодня О.Г. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. В деле имеется отзыв на иск, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласна, уведомлений об уплате налога не получала. Автомобиль Ягуар <данные изъяты> реализован ею на основании договора купли-продажи от 27.12.2010 года, автомобиль <данные изъяты> – реализован на основании договора купли-продажи от 07.04.2014 года, автомобиль <данные изъяты> передан банку по решению суда с последующей реализацией. Таким образом, собственником указанных транспортных средств в настоящее время она не является. Квартира по адресу г. Тольятти <адрес> также отчуждена и ее собственником ответчик не является. В период владения указанным имуществом ответчик надлежащим образом исполняла обязанности по уплате налога. Считает, что истцом пропущен срок для обращения с требованиями о взыскании недоимки по налогу.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд считает измененные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Бодня <данные изъяты> было направлено налоговое уведомление № 1023144 от 23.04.2015 года о подлежащей уплате сумме налога на недвижимое имущество. Налоговым органом был начислен имущественный налог за 2014 год (квартира по адресу: г. Тольятти, <адрес>) в размере <данные изъяты> руб. и транспортный налог за 2014 год (3 автомобиля: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>) на общую сумму <данные изъяты> руб. Установлен срок оплаты до 01.10.2015 года.
Налоговое уведомление № 1023144 направлено Бодня О.Г. 05.06.2015 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Бодня <данные изъяты> было направлено налоговое уведомление № 815784 о подлежащей уплате сумме налога на недвижимое имущество. Налоговым органом был начислен налог на имущество за 2011 год на общую сумму <данные изъяты> руб. Установлен срок оплаты до 30.11.2012 года.
Налоговое уведомление № 815784 направлено Бодня О.Г. 21.10.2012 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов в адрес Бодня О.Г. было направлено требование № 103995 по состоянию на 18.12.2012 года об уплате имущественного налога в размере <данные изъяты> руб., пени по имущественному налогу в размере <данные изъяты> руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 15 января 2013 года, а также требование № 270041 по состоянию на 09.10.2015 года об уплате имущественного налога в размере <данные изъяты> руб., пени по имущественному налогу в размере <данные изъяты> руб., транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени по транспортному налога в размере <данные изъяты> руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 19 ноября 2015 года.
Данные требования исполнены налогоплательщиком не были, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании непогашенных налоговых платежей и пени. 16.06.2016 года мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 27.05.2016 года был отменен на основании заявления Бодня О.Г.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд 03.11.2016 года, то есть в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
Поскольку ответчиком представлены документы, свидетельствующие об отчуждении принадлежащих ей автомобилей, истцом требования о взыскании недоимки по транспортному налогу не заявлены и указано на производство перерасчета транспортного налога и перевыставление уведомления по транспортному налогу за 2014 год.
Доказательства отчуждения жилого помещения ответчиком суду представлено не было.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату ею в полном объеме задолженности по налогу на имущество (задолженность составляет <данные изъяты> руб.), а также пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.
Пени по транспортному налогу исчислены с учетом реализованного в 2010 году транспортного средства (автомобиль <данные изъяты>).
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб. и пени по нему в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Бодня <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области задолженность по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Взыскать с Бодня <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: