ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2018 от 19.06.2018 Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-67/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Билибино 19 июня 2018 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,

при секретаре Кузьминой К.А.,

с участием

прокурора – помощника прокурора Билибинского района Потеряевой В.В.,

представителя административного ответчика – начальника отдела имущественных и земельных отношений Управления финансов, экономики и имущественных отношений Втуловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-67/2018 по административному исковому заявлению прокурора Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства об организации городских лесничеств (лесопарков), а также по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, их размера и иных качественных и количественных характеристик, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, а именно: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Билибинского муниципального района ЧАО, организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков городских лесов городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать ведение государственного лесного реестра лесничеств, лесопарков, расположенных в границах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; постановить городские леса городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО на кадастровый учет,

установил:

Прокурор Билибинского района в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства об организации городских лесничеств (лесопарков), а также по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, их размера и иных качественных и количественных характеристик, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Билибинского муниципального района ЧАО, организовать муниципальный лесной контроль и осуществление мер пожарной безопасности в отношении лесных участков и лесов городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, постановить городские леса городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО на кадастровый учет.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Билибинского района проводилась проверка исполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район исполнения лесного законодательства и законодательства о землепользовании. В указанной сфере выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по организации и созданию городских лесов (лесопарков) в границах городского поселения Билибино Чукотского автономного округа, в связи с чем, прокурором района 29.08.2017 г. Главе Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район внесено представление. Однако проведенной в апреле 2018 года проверкой принятия Администрацией МО Билибинский муниципальный район мер по исполнению требований прокурора, указанных в акте прокурорского реагирования, установлено, что надлежащих и своевременных мер по устранению допущенных нарушений не принято.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере исполнения лесного законодательства и законодательства о землепользовании закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенного между Администрацией городского поселения Билибино и Администрацией МО Билибинский муниципальный район.

Прокурорской проверкой установлено, что на землях, расположенных в черте территории городского поселения Билибино, в соответствии с картой градостроительного зонирования функциональных зон города Билибино и села Кепервеем, а также согласно п.1.1.3. Лесного плана Чукотского автономного округа, утвержденного распоряжением Губернатора ЧАО от 14.12.2011 № 214-рг, имеются обширные участки, занятые лесными насаждениями, в том числе 787 га городских лесов в черте города Билибино, отмеченные на карте функциональных зон города Билибино и села Кепервеем как зоны рекреационного назначения.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Билибино, утвержденным решением 33 сессии первого созыва Совета депутатов муниципального образования городское поселение Билибино от 30.12.2012 № 3, соответствующих пункту 9.1 Свода правил 42.13330 «СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1034/пр от 30.12.2016 г., в их состав включены зоны в границах территории городского поселения Билибино, в том числе занятые городскими лесами.

Данные земельные участки в соответствии с ч.1, 11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ отнесены к категориям участков рекреационного назначения, в отношении которых, несмотря на важное природное и лесохозяйственное значение, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов органами местного самоуправления Билибинского района не организованы и не осуществляются.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации и Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, городские леса, отнесены к категории защитных лесов, в отношении которых устанавливается правовой режим, служащий целям сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями,

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение норм Лесного кодекса лесничества (лесопарки) являющиеся основной территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и располагающиеся на землях населенных пунктов, где расположены городские леса, органом муниципальной власти не образованы. В отношении лесничеств, лесопарков, ведение государственного лесного реестра, представляющего собой свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве органом местного самоуправления не осуществляется. Сведения о лесных участках, подлежащие внесению в государственный лесной реестр, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на лесные участки в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не поставлены.

Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение норм Лесоустроительной инструкции, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2001 № 267, Администрацией Муниципального образования Билибинский муниципальный район землеустроительные мероприятия по описанию местоположения границ городских лесов на земельный участках, входящих в границы муниципального образования городского поселения Билибино, не проведены, вследствие чего, данные леса на кадастровый учет не поставлены. Не исполнены и не исполняются мероприятия по лесоустройству, в том числе проектирование и закрепление на местности местоположения границ лесничеств (лесопарков), защитных лесов, а также особо защитных участков леса, лесных участков; по таксации и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарков), расположенных на территориях городского поселения. Меры по осуществлению пожарной безопасности в городских лесах не принимаются.

В связи с неисполнением Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район требований федерального законодательства об организации городских лесничеств (лесопарков), а также по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, их размера и иных качественных и количественных характеристик, грубо нарушаются принципы земельного и лесного законодательства, основанные на учете значения земли, как основы жизни и деятельности человека, а также сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения каждого на благоприятную окружающую среду.

В результате указанного бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район нарушаются конституционные права и законные интересы на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих на территории района.

Учитывая изложенное, прокурор Билибинского района просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства об организации городских лесничеств (лесопарков), а также по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, их размера и иных качественных и количественных характеристик, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, а именно: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Билибинского муниципального района ЧАО, организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков городских лесов городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать ведение государственного лесного реестра лесничеств, лесопарков, расположенных в границах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; постановить городские леса городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО на кадастровый учет,

Согласно представленному отзыву административный ответчик не признает исковые требования прокурора Билибинского района. В обоснование возражений указывает, что в настоящее время Администрацией МО Билибинского муниципального района месторасположение городских лесов утверждено Правилами застройки и землепользования городского поселения Билибино и обозначены как территориальная зона городских лесов и лесопарков (Р-3). Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в отношении генерального плана и правил землепользования и застройки, в соответствии с которыми органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со ст.ст.19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 июня 2020 года.

Исходя из целесообразности, первостепенным является установление границ населенных пунктов, а в последующем установление каждой территориальной зоны, входящей в состав населенного пункта, с описанием местоположения, перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. В бюджете городского поселения Билибино на 2018 год предусмотрены денежные средства на проведение работ по установлению границ городского поселения Билибино (включая населенный пункт Кепервеем) в размере 1300000 рублей, и муниципальный контракт на выполнение работ по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства для установления границ муниципального образования уже заключен. Предварительная стоимость работ по установлению территориальных зон городского поселения Билибино составляет 3570000 рублей, в настоящее время в бюджете Билибинского района соответствующие денежные средства отсутствуют, однако с учетом срока, установленного законодательством (до 01 июня 2020 года) денежные средства будут изыскиваться в 2019 году из собственных средств или при поддержке окружного бюджета.

Мероприятия по лесоустройству Администрацией МО БМР не производились, лесохозяйственные регламенты лесничества (лесопарков), расположенных на территории поселения, не утверждались.

Административный ответчик также не признает исковые требования прокурора Билибинского района в части бездействия по организации мер пожарной безопасности. Бюджетом городского поселения Билибино на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования на тушение пожаров в лесах, расположенных в зеленой зоне городского поселения Билибино в сумме 500 тысяч рублей, 06июня 2018 года Администрацией городского поселения заключен муниципальный контракт «Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров» с ГКП Чукотского автономного округа «База авиационной охраны лесов». В связи с указанным административный ответчик просит в удовлетворении исковых требований прокурора Билибинского района отказать в полном объеме (л.д.45-47).

В судебном заседании помощник прокурора Билибинского района Потеряева В.В. поддержала административный иск по изложенным в заявлении основаниям, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Втулова К.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Билибинского района не признала, пояснила, что Администрация МО Билибинского муниципального района не бездействует, а предпринимает меры по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий в рамках требований федерального законодательства. Административным ответчиком 18.05.2018г. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства для установления границ муниципального образования городское поселение Билибино с МП ГО Анадырь «Градпроект», 06.06.2018г. заключен контракт с ГАУ ЧАО «База авиационной охраны лесов» на оказание услуг «Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров», ведется работа по составлению карт (планов) на территориальные зоны г,Билибино и села Кепервеем. Проведен конкурс на выполнение указанных работ, приблизительная стоимость которых составляет 2 800000 - 3000000 рублей. Данные денежные средства будут изыскиваться при планировании бюджета на 2019 год. Также 02.04.2018г. проведено заседание Комиссии по землепользованию и застройке городского поселения Билибино, на котором приняты предложения по внесению изменений в Генеральный план городского поселения Билибино и Правила землепользования и застройки г.Билибино и с.н.п. Кепервеем.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.23 Градостроительного кодекса РФ дополнена частью 5.1 следующего содержания: Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Статья 30 Градостроительного кодекса дополнена частью 6.1. следующего содержания: Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст.7 Указанного закона Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2021 года.

На основании изложенного просила отказать прокурору в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.ст.17, 18, 55 Конституции РФ).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочих леса и иная растительность.

Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п.3 ч.2 ст.102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.1 ч.1 ст.14); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п.19 ч.1 ст.14); утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения (п.20 ч.1 ст.14); осуществление муниципального лесного контроля (п.32 ч.1 ст.14, п.29 ч.1 ст.15).

Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статье 84 ЛК РФ.

Согласно ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п.1 ч.1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (п.1 ч.4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п.1 ч.5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п.1 ч.6); осуществление разработки и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 1.1).

Согласно ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 ЛК РФ, то есть в лесничествах и лесопарках.

Аналогичное правило содержится в пункте 4 Лесоустроительной инструкции, устанавливающей, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (пункт 58 Лесоустроительной инструкции).

Также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определяются Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции и п.1 ст.68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Проведение указанных мероприятий обеспечивается органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.84 ЛК РФ и ст.10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В силу п.70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального Закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости».

При этом на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Реестр ведется органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст.91 JIK РФ). Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 № 194.

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Из п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район следует, что административно-территориальные границы муниципального района установлены Законом Чукотского автономного округа от 29.11.2004г. № 43-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа».

Согласно п.2 ст.3 Устава к вопросам местного значения муниципального образования Билибинский муниципальный район относятся: изменение границ муниципального района на основании закона Чукотского автономного округа; изменение границ муниципального района, влекущее отнесение территорий отдельно входящих в его состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов; изменение границ муниципального района, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в его состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов; изменение границ муниципального района и входящих в его состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территории городского округа. В силу ст.3 Устава территорию муниципального района составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения (л.д.48-91).

Судом установлено, что прокуратурой Билибинского района проверка исполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район исполнения лесного законодательства и законодательства о землепользовании проводилась на основании поручения прокурора Чукотского автономного округа от 01.08.2017 г. о проверке исполнения законодательства по вопросу создания и организации городских лесничеств (лесопарков) в лесах, расположенных на землях населенных пунктов (л.д.6-9, 10).

Из представленных административным истцом доказательств следует, что в период с 08 по 30 августа 2017 года прокуратурой Билибинского района проводилась проверка соблюдения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район требований федерального и регионального законодательства в сфере организации городских лесничеств (лесопарков), уточнении площади лесов, расположенных на территории городского поселения Билибино, предоставлении документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, в деятельности Администрации МО БМР.

При проверке представленных документов, материалов, а также натурной проверкой прокуратурой Билибинского района установлено неисполнение органами местного самоуправления Билибинского муниципального района требований законодательства РФ по организации и созданию городских лесов (лесопарков) в границах городского поселения Билибино. В соответствии с картой градостроительного зонирования функциональных зон города Билибино и села Кепервеем, и Лесным планом Чукотского автономного округа, утвержденным распоряжением Губернатора ЧАО от 14.12.2011 г. № 214-рг, имеются участки территорий в границах городского поселения Билибино, занятые защитными лесами зеленых зон на площади 7281 га, в том числе 787 га городских лесов в черте города Билибино. Согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Билибино, утвержденным решением 33 сессии первого созыва Совета депутатов муниципального образования городского поселение Билибино от 30.12.2012 г. № 3, соответствующих п.9.1 Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2016 (СНиП 2.07.01-89), утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2016 г. № 1034/пр «Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий», в их состав включены зоны в границах территории городского поселения Билибино, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Сведения об этих лесных участках в государственный лесной реестр не внесены, данный реестр не ведется, в отношении них государственная регистрация прав не осуществлена в связи с отсутствием проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных качественных и количественных характеристиках лесных участков, подлежащих образованию в соответствии с требованиями ЛК РФ. Карта (план) объекта землеустройства на земельные участки, занятые лесами в пределах городского поселения Билибино, не составлена. Таким образом, проверкой установлено, что органами местного самоуправления Билибинский муниципальный район полномочия, установленные п.п.19, 20, п.32 ч.1, ст.14, п.36 ст.15 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не осуществляются, требования ЛК РФ, ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ФЗ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» не исполняются, что подтверждается актом проведения проверки от 28 августа 2017 года (л.д.24-26).

По факту выявленных нарушений прокуратурой Билибинского района 29.08.2017г. вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих нарушениям лесного и земельного законодательства, рассмотренное Администрацией МО БМР. По сообщению Главы Администрации безотлагательные меры по устранению нарушений невозможны, в связи с их высокозатратностью, однако проведение работ по устранению нарушений приоритетны и будут учтены при планировании бюджета Билибинского района на 2018 год (л.д.18-22, 23). На повторное требование прокуратуры Билибинского района от 16.10.2017 г. Администрация МО БМР представила сведения о том, что 27.10.2017 г. комиссией по землепользованию и застройке городского поселения Билибино принято решение о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в части фактического месторасположения городских лесов, после определения указанных территорий в 2018 году будет заключен муниципальный контракт на разработку проекта и внесение изменений в Правила с учетом фактических территорий городских лесов, после чего будет произведен расчёт стоимости землеустроительных работ по формированию границ указанных территорий с последующим внесением соответствующих сведениях о них в ЕГРН (л.д.27, 28).

Повторной проверкой по устранению указанных в представлении прокурора района от 29.08.2017 года нарушений исполнения лесного законодательства и законодательства о землепользовании в деятельности Администрации МО БМР в период с 23 апреля по 03 мая 2018 года установлено, что надлежащих и своевременных мер по устранению допущенных нарушений не принято, что подтверждается актом проведения проверки от 10 мая 2018 года (л.д.34).

Вместе с тем как установлено в судебном заседании, Администрацией МО Билибинский муниципальный район проводятся мероприятия по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, мероприятия по организации городских лесничеств (лесопарков), их размера и иных качественных и количественных характеристик.

На заседании Комиссии по землепользованию и застройке городского поселения Билибино, проведенном 02.04.2018г., заслушаны и приняты предложения по внесению изменений в Генеральный план городского поселения Билибино и Правила землепользования и застройки г.Билибино и с.н.п. Кепервеем. Между Администрацией МО Билибинский муниципальный район и МП ГО Анадырь «Градпроект» 06.06.2018г. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства для установления границ муниципального образования городское поселение Билибино. Срок исполнения контракта – 16.07.2018г.

После установления границ муниципального образования городское поселение Билибино и сельского поселения Кепервеем будут определены территориальные зоны г,Билибино и села Кепервеем, для чего административным ответчиком проведен конкурс и направлен запрос для определения стоимости указанных работ.

Как следует из сообщения МП ГО Анадырь «Градпроект» от 18.06.2018г. стоимость работ ориентировочно составляет 2 800 000 – 3 000 000 рублей. Как указал представитель ответчика в судебном заседании, на сегодняшний день необходимые для этого мероприятия денежные средства в бюджете района отсутствуют, в следующем году эти денежные средства будут изыскиваться как в бюджете МО Билибинский муниципальный район, так и при поддержке окружного бюджета.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», согласно которым территории населенных пунктов и территориальные зоны исключены из состава объектов землеустройства.

Порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон регулируется ст.ст.32, 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3 - 13, 15 ст.32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.

Согласно ч.18.1 ст.32 Закона о регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ населенных пунктов, территориальных зон являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, территориальных зон.

Частью 3.1 статьи 19, частью 5.1. статьи 23, частью 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 11.01.2018 г., органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со ст.ст.19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 июня 2020 года.

Органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Реестр в срок не позднее 1 января 2021 года.

Таким образом, законодатель возложил на административного ответчика обязанность подготовить и утвердить документы территориального планирования, устанавливающие или изменяющие границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, на основании которых будут определяться местоположения границ городских лесов, осуществляться проектирование городских лесничеств (лесопарков), проектирование особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Билибинского муниципального района ЧАО в срок до 1 июня 2020 года.

В силу ч.3 ст.87 ЛК РФ Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ч.7 ст.87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

В государственном лесном реестре согласно ч.2 ст.91 ЛК РФ содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Исходя из вышеприведенных норм закона, для составления Лесного регламента административный ответчик обязан использовать находящиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ городских лесов, мероприятия по организации городских лесничеств (лесопарков), их размера и иных качественных и количественных характеристик.

При этом, как указывалось выше, определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий, мероприятия по организации городских лесничеств (лесопарков) осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству, которые будут произведены ответчиком до 01.01.2020г., соответствующие сведения будут направлены в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2021 г., что свидетельствует о появлении такой возможности у административного ответчика не ранее указанной даты.

Согласно п.32 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопросам местного значения.

Аналогичное положение содержится в п.5 ч.1 ст.84 ЛК РФ, устанавливающей, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

При этом в силу п.5 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Из приведенных норм закона следует, что муниципальный контроль может осуществляться только в отношении земель, входящих в границы муниципального образования, какого-либо населенного пункта, у органа местного самоуправления не имеется полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, которые не входят в состав муниципальных земель и расположены на землях государственного лесного фонда.

Таким образом, осуществление муниципального контроля в области лесных отношений возможно только после определения территориальных границ городского поселения Билибино и с.н.п. Кепервеем и установления границ и вида лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, произведенных в ходе лесоустроительных работ и разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов Билибинского района, на которых расположены городские леса.

Вопреки утверждению прокурора в судебное заседание ответчиком представлены доказательства осуществления мер пожарной безопасности в лесах городского поселения Билибино.

Административным ответчиком 18.05.2018г. заключен контракт с ГАУ ЧАО «База авиационной охраны лесов» на оказание услуг «Охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров», ведется работа по составлению карт (планов) территориальных зон муниципального образования.

В судебном заседании установлены обстоятельства, законодательно и объективно позволяющие административному ответчику организовать работу по землеустроительным и лесоустроительным мероприятиям в период, установленный законодателем, в срок до 01.01.2020г.

Таким образом, доводы прокурора Билибинского района о нарушении ответчиками действующего законодательства основаны на неверном толковании норм права, поскольку приведенные в административном исковом заявлении нормы права, на которые последний ссылается, содержит предписание административному ответчику совершить действия, указанные в иске, до 01.01.2020г. и 01.01.2021г.

Причины неисполнения административным ответчиком требований действующего законодательства на момент подачи прокурором Билибинского района административного иска в суд, указанные в отзыве на административное исковое заявление, суд признает уважительными. При поступлении в бюджет района денежных средств, необходимых для финансирования названных мероприятий, работа будет закончена в срок, предусмотренный действующим законодательством.

Вместе с тем необходимо отметить, что Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район проводятся мероприятия в части исполнения требований федерального законодательства по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий. Определены исполнители указанных работ, их примерная стоимость, истребованы и частично получены денежные средства для оплаты работ, разработан план по изменению генерального плана городского поселения Билибино и Правила землепользования, проводятся мероприятия, связанные с охраной лесов от пожаров и тушением пожаров.

Учитывая изложенное, сроки, установленные законодателем органам местного самоуправления для решения вышеуказанных вопросов, суд находит исковые требования прокурора Билибинского района не подлежащими удовлетворению.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства об организации городских лесничеств (лесопарков), а также по осуществлению землеустроительных и лесоустроительных мероприятий по описанию местоположения границ городских лесов, их размера и иных качественных и количественных характеристик, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, а именно: проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Билибинского муниципального района ЧАО, организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков городских лесов городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, организовать ведение государственного лесного реестра лесничеств, лесопарков, расположенных в границах городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; постановить городские леса городского поселения Билибино Билибинского муниципального района ЧАО на кадастровый учет, – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в Билибинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Скороходова

Копия верна

Подлинный документ подшит в деле № 2а-67/2018, находящемся в производстве

Билибинского районного суда Чукотского автономного округа

Судья Е.Ю. Скороходова