Дело №2а-67/2021
УИД:21RS0020-01-2021-000077-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя административного истца Путякова В.В. – заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
установил:
Административный истец заместитель прокурора Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокуратура Яльчикского района) обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Лащ-Таябинское сельское поселение) о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (далее НПА) указывая, что прокуратурой Яльчикского района в администрации Лащ-Таябинского сельского поселения проведена проверка соблюдения антикоррупцион-ного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупцион-ной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов.
Действующим законодательством на орган местного самоуправления – администрацию Лащ-Таябинского сельского поселения возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных НПА и их проектов.
При проведении прокуратурой Яльчикского района ДД.ММ.ГГ проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрация Лащ-Таябинского сельского поселения незаконно бездействует - не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных НПА, постановлений администрации Лащ-Таябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ:
№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства»;
№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Тексты вышеуказанных НПА размещены на официальном сайте Лащ- Таябинского сельского поселения в сети «Интернет» в разделе «Законодательство», а также в Вестнике сельского поселения.
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов. Согласно ч.1 ст.1 Закона №172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования Лащ-Таябинского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Лащ-Таябинского сельского поселения, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов.
Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.
Заместитель прокурора Яльчикского района Чувашской Республики, ссылаясь, на положения ст.39,124,125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) просит признать незаконным бездействие администрации Лащ-Таябинского сельского поселения, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных вышеуказанных НПА администрации Лащ-Таябинского сельского поселения и обязать административного ответчика в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу вышеуказанных муниципальных НПА.
Представитель административного истца заместитель прокурора Яльчикского района Путяков В.В. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Административный ответчик администрация Лащ-Таябинского сельского поселения извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Мотивированного возражения на административный иск не представил.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, явка в суд административного ответчика судом признано необязательной и с учетом мнения представителя административного истца считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле материалам.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение прокурора, полагающего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.1 и 2 ст.46).
Каждому заинтересованному лицу в силу положений п.1 ст.4 КАС РФ право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Частью 1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предъявление настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» (далее Закон №273-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.
Под противодействием коррупции в соответствии с п.2 ст.1 Закон №273-ФЗ понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикорруп-ционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Закон №172-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.
В силу ст.2 Закона №172-ФЗ одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА.
Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из НПА (проектов НПА), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
К числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также отнесены органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Законом №172-ФЗ в порядке, установленном норматив-ными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Закона №172-ФЗ выявленные органами местного самоуправления в НПА (проектах НПА) коррупционные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы, в случаях, предусмотренных ч.ч.3, 4 ст.3 вышеуказанного Федерального закона.
В силу п.2 ст.6 Закона №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Закона №172-ФЗ.
Выявленные в НПА (проектах НПА) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 ст.3 настоящего Федерального закона (пп.2 п.1 ст.4 Закона №172-ФЗ).
В силу ч.4 и 5 ст.3 Закона №172-ФЗ, органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими НПА (проектов НПА) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в НПА (проектах НПА) коррупционных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Необходимость проведения экспертизы каждой нормы НПА или положения проекта НПА с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена п.2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 (далее Методика проведения антикоррупционной экспертизы).
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) муниципальный правовой акт: - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязатель-ные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 ст.7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Выявленные в НПА (проектах НПА) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 ст.3 Закона №172-ФЗ.
Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на администрацию Лащ-Таябинского сельского поселения обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГ (л.д.21) администрация Лащ-Таябинского сельского поселения является юридическим лицом и Устава Лащ-Таябинского сельского поселения (л.д.22-25), по вопросам местного значения население Лащ-Таябинского сельского поселения непосредственно и (или) органы местного самоуправления Лащ-Таябинского сельского поселения и должностные лица местного самоуправления Лащ-Таябинского сельского поселения, принимают муниципальные правовые акты (п.1 ст.5 Устава).
В систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения главы Лащ-Таябинского сельского поселения (пп.4 п.3 ст.5 Устава).
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГ следует, что заместителем прокурора Яльчикского района ДД.ММ.ГГ в рамках исполнения приказа Генеральной прокуратуры РФ от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (л.д.6-7) проведена проверка соблюдения администрацией Лащ-Таябинского сельского поселения антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных НПА, в ходе проверки выявлены факты бездействия со стороны Лащ-Таябинского сельского поселения, в частности не проведении антикоррупционной экспертизы следующих муниципальных НПА, постановлений администрации Лащ-Таябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ:
№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства»;
№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Согласно справки Лащ-Таябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ (л.д.11) антикоррупционная экспертиза вышеуказанных НПА, не проводилась.
Указанное незаконное бездействие администрации Лащ-Таябинского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, в частности жителей населенных пунктов муниципального образования Лащ-Таябинского сельского поселения, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования НПА.
Нарушение прав заключается в возможности содержания в НПА положений, создающих условия для проявления коррупции.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение факт бездействия администрации Лащ-Таябинского сельского поселения, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы вышеуказанных муниципальных НПА.
Согласно ст.12 ГПК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора в порядке ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц к Лащ-Таябинскому сельскому поселению о признании незаконным бездействие администрации, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
В данном случае с учетом реальных возможностей ответчика по устранению нарушений, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в течении одного месяца, со дня вступления его в законную силу.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.175,177-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики ИНН <***>, ОГРН <***>, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:
постановления администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».
постановления администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении административного регламента администрации Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Обязать администрацию Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики провести антикоррупционную экспертизу вышеуказанных муниципальных нормативных правовых актов в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2021.
Решение26.03.2021