ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6805/19 от 22.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0N-69

Nа-6805/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачевой М.С.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с названным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....

В обоснование иска указала, что ... представила ответчику полный пакет документов для регистрации и постановки на кадастровый учет принадлежащего ей гаража N (1ряд) ГСК N, расположенного по адресу ....

В июне 2019 года от ответчика было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с непредставлением документов, подтверждающих соблюдение законности строительства нежилого здания ГСК N, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.

В связи с несогласием с данным уведомлением обратилась с заявлением о возобновлении государственной регистрации и ее проведении на основании представленных документов.

... было получено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N от ....

Считает данное уведомление незаконным, поскольку к заявлению о регистрации права были представлены все необходимые документы (технический план здания, справка ГСК N о выплаченных паевых взносах, договор аренды земельного участка).

Просит признать незаконным уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на гараж N ГСК N по адресу ... от ...N; возложить обязанность на административного ответчика осуществить государственную регистрацию государственного кадастрового учета на гараж N ГСК N расположенный по ... на основании представленных документов.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, сведения о надлежащем извещении имеются. В заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии с положениями ст.150, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании ордера, в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем и письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, свою позицию изложила в представленных возражениях.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от ... N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от ... № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определены в статье 14 Закона N 218-ФЗ. К ним отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно частям 4,5 статьи 18 названного Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Судом установлено, что ... ФИО3 обратилась к административному ответчику с заявлениями о государственном кадастровом учете гаража N ГСК N по ... г. ...ю 25,3 кв м и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

К заявлению ФИО3 представила технический план на здание от ..., справку от ... о полной выплате паевого взноса за гараж N, за подписью председателя правления ГСК N.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 этого же нормативного акта предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По результатам проведенной правовой экспертизы уведомлением N от ... ФИО3 уведомлена о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий, ей сообщено о необходимости представления документов подтверждающих законность создания гаража N (разрешение на ввод здания ГСК или гаража в эксплуатацию, акт приема законченного строительством объекта) и правоустанавливающий документ на земельный участок под зданием и под гаражом.

... ФИО3 представлены дополнительные документы копия кадастрового паспорта на земельный участок N, копия договора аренды N/л-19ф от ... на земельный участок, согласно которому арендодатель Департамент градостроительства и земельных отношении администрации ... на срок 49 лет предоставил в аренду арендаторам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, М.И., М.В.П., ФИО10 земельный участок с кадастровым номером N, местоположение ...Nб (ГСК N).

Согласно ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

... уведомлением Управления Росреестра по ... ФИО3 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании ст. 27 указанного Федерального закона - по причине того, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета не противоречит положениям статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не нарушает права административного истца, по следующим основаниям.

Как отмечено ранее, основанием для приостановления государственного кадастрового учета явилось непредставление заявителем документа, подтверждающего создание заявленного объекта (гаража), в качестве объекта недвижимого имущества в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в связи с чем правомерность отказа в осуществлении кадастрового учета объекта - гаража, подлежит оценке и через призму обоснованности указания органа кадастрового учета на необходимость представления испрашиваемого документа.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу пункта 10 статьи 40 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

К заявлению от ... ФИО3 представлены декларация и технический план от ..., год создания объекта указан 1982 года.

Законом №218-ФЗ допускается право постановки на государственный кадастровый учет объектов на основании технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требования к составлению технического плана установлены статьей 24 Федерального закона №218-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от ...N.

Приложением N к приказу Минэкономразвития России от ...N предусмотрены требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений. Пунктом 20 указанных Требований предусмотрено исключение только в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1971 года, в соответствии с которым соответствующие сведения о таких объектах недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка на котором расположен такой объект недвижимости. Технический план здания может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости только в предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности случаях, когда не требуется изготовление проектной документации или при принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, при этом кадастровый инженер обязан предпринять исчерпывающие меры по поиску вышеуказанных документов.

На государственную регистрацию ФИО3 представлена справка ГСК N от ... подтверждающая полную выплату паевых взносов за спорный гараж,

Согласно ч.4 ст.218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Данная норма действует при передаче объекта ГСК пайщику и при наличии документов подтверждающих законное строительство объекта недвижимости ГСК.

В силу ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно ответу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации ... на межведомственный запрос государственного регистратора, в соответствии с электронной базой данных, содержащей сведения о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов на территории ... с 1973 года, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в отношении гаража N (1 ряд) расположенного в составе ГСК N по адресу ... «б» не выдавалось.

В качестве документа о правах на земельный участок ФИО3 представлен договор аренды N/л -N от ..., вместе с тем указанный договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект, заключался значительно позже возведения гаража (...), ФИО3 арендатором земельного участка не является.

Учитывая, что документы, необходимые в силу Закона для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на гараж административным истцом не представлены, у административного ответчика имелись предусмотренные п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ основания для приостановления осуществления кадастрового учета и, в связи с не устранением причин, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, для отказа в осуществлении такого учета.

Доводы представителя административного истца, что в ходе рассмотрения дела представлены документы, подтверждающие законное возведение гаража и права на земельный участок, которые могли быть истребованы в рамках правой экспертизы государственным регистратором, суд считает неосновательными, поскольку это обстоятельство не влияет на вывод о правомерности действий регистратора при вынесении решения об отказе в государственной регистрации права на спорный земельный участок. Суд полагает, что в данном случае административный истец избрал неверный способ защиты своего права.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... соответствует нормам действующего законодательства и находит требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности- отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись О.В. Ермошкина

...

...

...

...

...