ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-680/18 от 08.11.2018 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2018 г. п. Дубна Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Архиповой Е.И.,

с участием административного истца директора МУП «Хороший дом +» Ильина С.В.,

рассмотрев административное дело №2а-680/2018 по административному исковому заявлению МУП МО Дубенский район «Хороший дом+» в лице директора Ильина С.В. к административному ответчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области о признании незаконным предписания №02-042/2018 от 27.08.2018 г.,

установил:

административный истец МУП МО Дубенский район «Хороший дом+» в лице директора Ильина С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области с требованием о признании незаконным предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП Дубенский район «Хороший дом +», о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что суточный водоотбор по отдельным скважинам, а именно в п. Дубна составил 1,978 тыс. куб.м, а в с. Воскресенское – 532 куб.м. В ходе проверки Управлением Росприроднадзора по Тульской области выявлены следующие нарушения: пользование недрами при добыче пресных подземных вод по водозаборам в п. Дубна: «Дружба», «Первомайский», «Красноармейский», «Водозабор микрорайона №4» и прилегающих территорий Дубенского района Тульской области, населенных пунктов МО Воскресенское и МО Протасовское Дубенского района Тульской области без лицензии на пользование недрами. По результатам проверки Управлением выдано предписание № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, которым МУП Дубенский район «Хороший дом +» в срок до 07.09.2018 г. предписано не допускать самовольного пользования недрами. Обеспечить лицензионное пользование недрами при добыче пресных вод по водозаборам «Дружба», находящимся в юго – западной части поселка Дубна на левом берегу р. Дубна (2 скважины, 1 в резерве), «Первомайский», находящийся в центре поселка Дубна (2 скважины, 1 в резерве), «Красноармейский», расположенный недалеко от дома – интерната для престарелых и инвалидов, находящегося по адресу: <адрес> (2 скважины в резерве), «Водозабор микрорайона №4» (1 скважина) и прилегающих территорий Дубенского района Тульской области, населенных пунктов МО Воскресенское и МО Протасовское Дубенского района Тульской области (28 скважин, 9 в резерве). МУП Дубенский район «Хороший дом +» считает предписание незаконным, указывая, что фактически суточный водоотбор МУП по скважинам составляет менее 500 кубических метров в сутки, соответствующая информация представлялась Управлению при проведении надзорных мероприятий. Отнесение участков недр к участкам недр местного значения подтверждает и тот факт, что 13 февраля 2018 г. МУП «Хороший дом +» обратилось в Министерство с заявлением на выдачу лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземной воды, заявление рассмотрено, получен отказ в выдаче лицензии в связи с некомплектностью материалов и выявленных в них недочетах, ввиду отсутствия санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, при этом лицензирующий орган не отрицал отнесение эксплуатируемых участков недр к участкам недр местного значения. При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны, а разделом 2.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения установлено, что граница первого пояса подземного источника (строгого режима санитарной охраны) устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Таким образом, проверяющий госорган при принятии решения об отнесении участков недр, эксплуатируемых предприятием, к участкам недр федерального значения не установил: ограничение по глубине участка недр, не установлено на один и тот же водоносный горизонт обустроены скважины, объем добычи, по которым был суммирован в целях отнесения участка недр к участкам недр федерального значения; на каком расстоянии расположены друг от друга скважины, объем добычи по которым был суммирован проверяющим органом в целях отнесения участка недр к участкам недр федерального значения. Соблюдены ли требования федерального законодательства к размеру участка недр для водозаборов, могут ли скважины, удаленные друг от друга на расстояние от 400 до 2000 м составлять один участок недр. Кроме того, требования, указанные в предписании неисполнимы, так как работы по получению лицензии на скважину являются продолжительными, трудоемкими и затратными. Просит суд признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В судебном заседании административный истец директор МУП «Хороший дом +» Ильин С.В. заявленное требование поддержал по изложенным основаниям, настаивал на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Роприроднадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления с учетом доводов, изложенных в отзыве, согласно которым порядок проведения государственного геологического надзора и органы, осуществляющие государственный геологический надзор, их полномочия, права, обязанности и порядок работы определены Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 №293. Согласно п.п. «л» п.4 Положения Росприроднадзор осуществляет государственный геологический надзор, в том числе по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ согласно Положению отнесено осуществление государственного геологического надзора в части предотвращения самовольного пользования недрами, при этом п.7 Положения предусмотрено осуществление органами государственной власти субъектов РФ государственного геологического надзора в части выполнения условий лицензий на пользование участками недр местного значения (региональный государственный геологический надзор). Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения предусмотрена только в отношении участков недр местного значения, содержащих общераспространенные ископаемые. Отнесение участка недр к участкам недр местного значения, содержащим подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 куб.м в сутки, осуществляется исходя из выданной и зарегистрированной в установленном законодательством РФ о недрах лицензии на пользование недрами. По мнению административного ответчика, доводы административного истца о том, что Управлением не установлено ограничение по глубине участка недр, а также размер участка недр для водозабора, несостоятельны, поскольку в случае обнаружения безлицензионного пользования участками недр, а именно добычи подземных вод без лицензии на пользование недрами, Управление не определяет границы горного отвода, размер участка недр для водозабора и не устанавливает ЗСО-1 пояса. Данные полномочия отнесены к Федеральному агентству по недропользованию РФ при организации государственной системы лицензирования пользования недрами. Просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав представителя административного истца, исследовав предоставленные сторонами письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400, ч.1 ст. 66 Федерального закона от 10.02.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», МУП МО Дубенский район «Хороший дом+» предписано не допускать самовольного пользования недрами. Обеспечить лицензионное пользование недрами при добыче пресных вод по водозаборам «Дружба», находящемся в юго – западной части поселка Дубна на левом берегу р. Дубна (2 скважины, 1 в резерве), «Первомайский», находящийся в центре поселка Дубна (2 скважины, 1 в резерве), «Красноармейский, находящийся недалеко от дома – интерната для престарелых и инвалидов, по адресу: <адрес> (2 скважины, в резерве), «Водозабор микрорайона №4 (1 скважина) и прилегающих территорий Дубенского района Тульской области, населенных пунктов МО Воскресенское и МО Протасовское Дубенского района Тульской области (28 скважин, 9 в резерве).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора проводилась проверка, в результате которой выявлены нарушения ст.ст. 9, 11, п.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» МУП «Хороший дом +».

По окончании проверки в отношении МУП «Хороший дом +» составлен акт проверки и вынесено оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Усмотрев нарушение ст.ст. 9, 11, п.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Тульской области составило протокол об административном правонарушении.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы в Тульской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области Зеленко Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Хороший дом +» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании п.1 ст. 23 ФЗ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Исследованными в судебном заседании материалами дела подтверждается, что МУП «Хороший дом+» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и предприятий пос. Дубна и прилегающих территорий Дубенского района Тульской области, населенных пунктов МО Воскресенское и МО Протасовское Дубенского района Тульской области, путем эксплуатации водозаборов пресных подземных вод пос. Дубна и н.п. МО Воскресенское и МО Протасовское Дубенского района Тульской области: первичная документация, включая буровые паспорта скважин, у МУП «Хороший дом» отсутствует. По представленной при проверке справке объемов добытой подземной воды по водозаборам и горизонтам подземных вод за период с начала эксплуатации их МУП «Хороший дом +» за 2016 г. составил всего 127 562, 83 куб.м, за 2017 г. объем добычи подземных вод составил всего 847 045,64 куб. м, за 1 и 2 квартал 2018 г. объем добычи подземных вод составил всего 416 776, 44 куб.м. При этом суточный водоотбор по отдельным скважинам, а именно в пос. Дубна составил 1978 тыс. куб. м, а в п. Воскресенское – 532 куб.м.

На основании п. 16 ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся в том числе установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии с п. 14 ст. 4 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся в числе прочих организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Между тем порядок проведения государственного геологического надзора и органы, осуществляющие государственный геологический надзор, их полномочия, права, обязанности и порядок работы регламентированы Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр».

В соответствии с п.п. «л» п.4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор в том числе и по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами.

Как установлено в ст. 2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

На основании п.7 ст. 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).

Таким образом, отнесение участков недр, содержащих подземные воды, к участкам недр местного значения, осуществляется исходя из данных лицензии на пользование недрами по уровню добычи подземной воды.

Кроме того отнесение участка недр к участкам недр местного значения, содержащим подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 куб.м в сутки, осуществляется исходя из выданной и зарегистрированной в установленном законодательством РФ о недрах лицензии на пользование недрами.

Согласно п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Геолком России и его территориальные подразделения (п.2.2).

В соответствии с п. 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: в числе прочих и организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами.

Так, Управление Росприроднадзора по Тульской области в случае обнаружения безлицензионного пользования участками недр, а именно добычи подземных вод без лицензии на пользование участками недр, а именно добычи подземных вод без лицензии на пользование недрами не определяет границы горного отвода, размер участка недр для водозабора, данные полномочия отнесены к Федеральному агентству по недропользованию РФ при организации государственной системы лицензирования пользования недрами.

Таким образом суд приходит к выводу, что проведенная Управлением проверка проведена на законных основаниях, нарушений не установлено.

Проверив доводы административного истца, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и то, что судом не установлено несоответствие оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, а также наличие нарушений прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований МУП МО Дубенский район «Хороший дом+» в лице директора Ильина С.В. к административному ответчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области, о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд Тульской области.

Председательствующий