ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-680/20 от 29.09.2020 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-680/2020;

УИД 75RS0031-01-2020-001007-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 г. п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре К.А. Черемисиновой,

с участием процессуального истца старшего помощника прокурора Д.И. Макушева,

представителя административного ответчика по доверенности В.В. Жамбал-Доржиева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Оловяннинский район» о признании бездействия незаконным, обязании провести первичную (повторную) диагностику автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Оловяннинского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «Оловяннинский район» о признании бездействия незаконным, обязании провести первичную (повторную) диагностику автомобильных дорог.

В обоснование иска указал следующее. Прокуратурой Оловяннинского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Оловяннинский район» законодательства о безопасности дорожного движения, и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на принадлежащих муниципальному образованию автомобильных дорогах местного значения.

Проведенной проверкой установлено, что обязательные первичная и повторная диагностика автомобильных дорог органами местного самоуправления продолжительное время не проводились и до настоящего времени не проведены.

Бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район», связанное с неисполнением обязанностей по надлежащему содержанию автомобильных дорог, возложенных на них в силу закона и обязательств, вытекающих из государственного контракта на выполнение соответствующих видов работ, нарушает требования законодательства, установленные в целях обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствия.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Макушев Д.И. представил заявление об уточнении исковых требований, просил признать незаконным бездействие и возложить на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность организовать проведение первичной диагностики автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района «Оловяннинский район». С учетом уточнений требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. в судебном заседании с требованиями согласился частично, указав, что нельзя признать бездействие администрации поскольку не исполнение является в следствие отсутствия бюджетных денежных средств на данные цели. Ранее диагностика дорог не проводилась, исполнить требования в настоящее время не представляемся возможным поскольку бюджет на 2020г. запланирован и исполняется, денежные средства будут заложены на 2021г., просил предоставить срок исполнения до 01.04.2020.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.

В силу п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании ч.4 ст.17 вышеуказанного ФЗ , в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В силу п.п.3-6 Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утв. Приказом Минтранса России по ДД.ММ.ГГГГ, оценка технического состояния дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения- органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Виды диагностики подразделяются на первичную (один раз в 3-5 лет) и повторную (один раз в год).

Виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к настоящему Порядку.

При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.

В процессе диагностики автомобильных дорог определяются:

1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):

ширина проезжей части и земляного полотна;

габарит приближения;

длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;

протяженность подъемов и спусков;

продольный и поперечный уклоны;

высота насыпи и глубина выемки;

габариты искусственных дорожных сооружений;

наличие элементов водоотвода;

наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

продольная ровность и колейность дорожного покрытия;

сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;

прочность дорожной одежды;

грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;

объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):

средняя скорость движения транспортного потока;

безопасность и удобство движения транспортного потока;

пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;

среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;

способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;

степень воздействия дороги на окружающую среду.

Согласно ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела на основании проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МР «Оловяннинский район» в адрес прокуратуры Оловяннинского района Забайкальского края направлен ответ о том, что утвержденный в 2019 г. перечень аварийно-опасных участков дорог местного значения отсутствует. За период 2019 г. были проведены работы по содержанию автомобильных дорог местного значения муниципального района «Оловяннинский район» и автомобильных дорог местного значения сельских поселений муниципального района «Оловяннинский район». Разработана муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» с планом мероприятий, утвержденная постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» №11 от 23.01.2019г. Оценка технического состояния всех автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась.

На основании этого прокурором района 31.01.2020 в адрес главы администрации муниципального района «Оловяннинский район» внесено соответствующее представление с предложением об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ответу администрации муниципального района «Оловяннинский район» на вышеуказанное представление сообщают, что направлен запрос в ОМВД России по Оловяннинскому району №456 от 19.02.2020 «О предоставлении сведений о количестве дорожно-транспортных дорогах местного значения муниципального района «Оловяннинский район» на автомобильных дорогах местного значения сельских поселений муниципального района «Оловяннинский район» за период 2019г.». По результатам предоставленных сведений будет решен вопрос об утверждении перечня аварийно-опасных участков автомобильных дорог и первоочередных мерах, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП. Ведутся переговоры с ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» для заключения договора о проведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения муниципального района «Оловяннинский район» и автомобильных дорог сельских поселений муниципального района «Оловяннинский район». Разработана и утверждена постановлением администрации муниципального района 2Оловяннинский район» от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» на 2020-2021г.». Целями данной муниципальной программы являются: сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими; повышение уровня правового воспитания участников дорожного движения, культуры их поведения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Также согласно ответу администрации муниципального района «Оловяннинский район» сообщают, что оценка технического состояния всех подведомственных муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2019-2020г. не проводилась, данное мероприятие не проводилось по причине отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района. При формировании бюджета на 2021 год при наличии денежных средств будут запланированы мероприятия по проведению оценки технического состояния подведомственных муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения. Введение временных ограничений и прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий не вводились.

Учитывая, что ответчиком первичная диагностика автомобильных дорог местного значения не проводилась вообще, то суд находит обоснованным требование о признания незаконным бездействия административного ответчика, поскольку не проведение такой диагностики нарушает требования законодательства на обеспечение безопасности дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает административное исковое заявление заместителя прокурора Оловяннинского района с учетом уточнений подлежащим удовлетворению.

В соответствии п. ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом заявленных требований административным истцом, отсутствия заложенных в бюджете поселения на 2020г. денежных средств, с учетом сроков установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд находит возможным установить административному ответчику срок исполнения решения суда до 01.04.2021.

Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Оловяннинского района с учетом уточнений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район».

Возложить на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность организовать проведение первичной диагностики автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района «Оловяннинский район» в срок до 01.04.2021.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2020.

Судья Н.В. Набережнева