ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-681/20 от 13.10.2020 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело №2а-681/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года р.п.Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.В.,

при секретаре Прибытковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по внесению изменений в план противодействия коррупции и о наложении обязанности по разработке и утверждению изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по внесению изменений в план противодействия коррупции и о наложении обязанности по разработке и утверждению изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы, указав в заявлении, что прокуратурой района проведен анализ состояния работы органов местного самоуправления по формированию и реализации планов противодействия коррупции, в ходе которого установлено, что в силу требований ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В органах местного самоуправления реализация мер по противодействию коррупции осуществляется в рамках выполнения муниципальных планов противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФФ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018г. № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 года.

В соответствии с указанным планом, предусмотренные им мероприятия направлены на решение ряда задач, в том числе:

совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействий коррупции;

обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том

числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

систематизации и актуализации нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции и т.д.

Пунктом 14 Плана противодействия коррупции на 2018-2020 года органам местного самоуправления в пределах их полномочий рекомендовано обеспечить принятие мер по повышению эффективности:

а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности муниципальной службы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе с привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;

б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступления на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможности конфликта интересов.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно, до 01 февраля. Итоговый доклад представить до 01 декабря 2020 года.

Пунктом 30 плана противодействия коррупции за 2018-2020 годы руководителям органов местного самоуправления и главам муниципальных образований рекомендовано обеспечить:

а) ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта предоставлять ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад представить до 01 декабря 2020 года;

б) обучение муниципальных служащих, впервые поступивших на муниципальную службу для замещения должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по образовательным программам в области противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 01 ноября 2020 года.

Однако, в нарушение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2018г. № 378, предусматривающего внесение необходимых изменений в соответствующие антикоррупционные программы, администрацией сельсовета меры, направленные на внесение соответствующих изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы приняты не были, план противодействия коррупции перечисленные выше мероприятия на 2020 год не содержит.

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 26.06.2020 года было внесено представление на имя главы сельсовета. Меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, приняты не были. В прокуратуру района предоставлен промежуточный отчет.

В данном случае нарушены права Российской Федерации на осуществление на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на профилактику коррупции.

Просит признать незаконным бездействия администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по внесению изменений в план противодействия коррупции сельсовета на 2019-2020 года и обязать административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить изменения в план противодействия коррупции Перкинского сельсовета на 2019-2020 года.

В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме. Просит признать незаконным бездействия администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по внесению изменений в план противодействия коррупции сельсовета на 2019-2020 года и обязать административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить изменения в план противодействия коррупции Перкинского сельсовета на 2019-2020 года.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ « О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) ( далее Федеральный закон № 273-ФЗ) организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 вышеуказанного закона Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Указом Президента РФ от 29.06.2018г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 года» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 года.

Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом, направлены на решение основных задач, в том числе:

обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; Пунктом 14 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 года рекомендовано руководителям органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по повышению эффективности:

а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности муниципальной службы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе с привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;

б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступления на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможности конфликта интересов.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно, до 01 февраля. Итоговый доклад представить до 01 декабря 2020 года.

Пунктом 30 этого же плана рекомендовано руководителям органов местного самоуправления и главам муниципальных образований обеспечить:

а) ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта предоставлять ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад представить до 01 декабря 2020 года;

б) обучение муниципальных служащих, впервые поступивших на муниципальную службу для замещения должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по образовательным программам в области противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 01 ноября 2020 года.

В соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 о Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 года рекомендовано, в том числе, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов местного самоуправления.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокуратурой Сосновского района проведен анализ состояния работы органов местного самоуправления по формированию и реализации планов противодействия коррупции.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Перкинского сельсовета меры, направленные на внесение соответствующих изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы приняты не были, план противодействия коррупции, перечисленные выше мероприятия на 2020 год, не содержит.

В целях устранения указанных нарушений 26.06.2020 года на имя главы сельсовета внесено представление.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, их способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в

письменной форме, как указано в ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В нарушение данного положения закона администрацией Перкинского сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, приняты не были. В прокуратуру района предоставлен промежуточный отчет.

В данном случае нарушены права Российской Федерации на осуществление на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на профилактику коррупции.

В рассматриваемом случае неисполнение упомянутых правовых норм со стороны ответчика свидетельствует о его бездействии по реализации плана противодействия коррупции.

Таким образом, данное бездействие является незаконным, подлежит его признанию таковым с возложением обязанностей по устранению имеющих место нарушений закона.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по внесению изменений в план противодействия коррупции и о наложении обязанности по разработке и утверждению изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по внесению изменений в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы.

Обязать администрацию Перкинского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить изменения в план противодействия коррупции на 2019-2020 годы.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.

Судья Н.В. Синельникова

Решение в окончательной форме составлено 14 октября 2020 года

Судья Н.В. Синельникова