ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-681/2021 от 29.04.2022 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-681/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 29 апреля 2022 года

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Поповой Е.Н.,

при секретаре Шелгачеве Е.М.,

помощник судьи Кованцева А.С.,

с участием:

представителя административного истца Казначеевой Е.Н.,

представителя административного ответчика Мережкиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богашевского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действие,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями к Администрации Богашевского сельского поселения, в котором (с учетом заявления в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) просил:

признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению части внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы через р. Такова на площади 16,7 кв.м (в месте с координатами <данные изъяты>) в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822);

обязать Администрацию Богашевского сельского поселения в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу привести часть внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, районе водопропускной трубы через р. Такова, на площади 16,7 кв.м, (в месте с координатами <данные изъяты>) в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822).

В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что указанная внутрипоселковая автодорога находится в собственности Администрации Богашевского сельского поселения и обеспечивает проезд к 8 земельным участкам, расположенным по ул. Крайняя в д. Белоусово и находящимся на противоположном (правом) берегу р. Такова. Иных автомобильных дорог, обеспечивающих проезд к указанным земельным участкам, не имеется. Вместе с тем в настоящее время внутрипоселковая дорога не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Проведённым в октябре 2021 года по инициативе Администрации Богашевского сельского поселения ООО «3АПСИБ-МОСТ» осмотром водопропускной трубы через р. Такова на автомобильной дороге в д. Белоусово установлено, что данное сооружение не отвечает требованиям нормативных документов, отсутствует техническая документации на сооружение, безопасный пропуск транспортных средств и пешеходов не обеспечен. Так, конструкция проезжей части и водопропускной трубы не отвечает требованиям "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822). Установлено, что труба выполнена без устройства оголовков и гасителя на выходе. Укрепление конусов у входа и выхода трубы выполнено засыпкой «боем» из бетонных изделий (материалами строительных отходов). Таким образом, допущено нарушение требований пункта 5.16 СП 35.13330.2011, согласно которому применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи. В местах возможного образования наледи в виде исключения допускается применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями. При этом боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными. Кроме того, проезжая часть на подходе перед и за трубой представляет собой грунтовую дорогу с шириной проезда 4,50 м. Продольный уклон проезжей части составляет: подход перед сооружением 40,00% и за сооружением 36,40%. Указанное является нарушением требований, изложенных в таблице 11.1 СП 42.13330.2016 согласно которым для улицы и дороги местного значения в зонах жилой застройки предусмотрена ширина одной полосы движения 3,0 - 3,5 м при наличии 2 - 4 полос движения, наибольший продольный уклон должен составлять 80 %. С учётом изложенного, проектной организацией сделан вывод о необходимости реконструкции водопропускной трубы или строительства моста через р. Такова. В силу положений пункта 5 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения относится к вопросам местного значения Богашевского сельского поселения. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Вопреки вышеприведённым требованиям законодательства Администрацией Богашевского сельского поселения не реализуются должным образом полномочия в области дорожной деятельности на территории д. Белоусово, так как в настоящее время проезд к части территории населённого пункта организован с нарушением требований нормативных документов в сфере строительства. Следовательно, в целях устранения допущенных нарушении Администрации Богашевского сельского поселения необходимо обеспечить выполнение работ по приведению проезда через р. Такова в соответствие с вышеуказанными нормативами в сфере строительства. В ходе осмотра на участка внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы через р. Такова, проведённого 07.04.2022 Томской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и Управления Росреестра по Томской области, установлено, что площадь внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово в районе водопропускной трубы через р. Такова составляет 16,7 кв.м. Указанный участок дороги находится в следующих координатах: <данные изъяты>) в соответствие с требованиями СП 42.13330.2016.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Казначеева Е.Н. заявленные требования подержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Представитель административного ответчика Мережкина С.А. (доверенность № 01-28/5 от 04.04.2022, диплом регистрационный номер 1992, выдан 12.08.2003) в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным письменном отзыве и дополнениях к нему, в которых указано следующее. Административным истцом избран не верный способ защиты права. Ссылка административного истца на «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) и "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822) несостоятельна, поскольку они не имеют никакого отношения к реконструкции внутрипоселковых дорог. В акте ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» по результатам осмотра водопропускной металлической трубы на сопряжении ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, на который ссылается в обоснование административного иска Межрайонный природоохранный прокурор, предметом обследования была водопропускная металлическая труба и содержится вывод о целесообразности произвести реконструкцию водопропускной трубы или предусмотреть строительство моста, при этом в акте не содержится вывода о реконструкции части внутрипоселковой дороги. Несостоятелен довод административного истца о проведении реконструкции части внутрипоселковой дороги, указав на отсутствие доказательств необходимости проведения работ именно по реконструкции части спорной дороги относительно реконструкции, а не по капитальному или иному ремонту спорной дороги. Установление срока для исполнения решения суда, - не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ставит сторону административного ответчика в заведомо ухудшающее положение, в указанный срок данное вышеуказанные мероприятия выполнить невозможно, административный ответчик будет вынужден оплачивать штрафы за неисполнение решения суда. Прокурор, возлагая обязанность в срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести часть внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы р.Такова в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822) вмешивается в исключительную компетенцию органа местного самоуправления по формированию расходов бюджета муниципального образования и ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий. Альтернативным менее затратным по финансированию и по времени, а также не требующим выдачи разрешения на строительство способом обеспечения транспортной доступности является строительство дороги V класса от существующей внутрипоселковой дороги ул. Кедровая, либо от автомобильной дороги Богашево-Петухово путем устройства съезда на км 8+250. Административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском, который исчисляется с 25.06.2021, когда административный истец узнал о бездействии Администрации Богашевского сельского поселения из акта №ПРО-157 мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предприятиями от 25.06.2022.

Определением суда к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР).

В заявлении от 26.04.2022 представитель заинтересованного лица Москалев В.Ю. просил рассмотреть дело без участия Сибирского управления Ростехнадзора, в письменном отзыве указал, что предназначенные для циркуляции воды трубы, согласно п. 3.52 СП 78.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», утв. приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272, относятся к искусственным дорожным сооружениям и являются конструктивными элементами дороги, то есть не являются гидротехническими сооружениями по своему функциональному назначению, связанному с использованием водных ресурсов либо предотвращением негативного воздействия вод. В перечне гидротехнических сооружений, расположенных на территории Томской области, водопропускная труба через р.Такова в д. Белоусово Томского района Томской области, не указана.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что судом явка заинтересованного лица не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, ходатайствующего о рассмотрении дела в отсутствие.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается бездействие Администрации Богашевского сельского поселения, которое носит длящийся характер, следовательно, вопреки позиции стороны административного ответчика, срок на обращение в суд с настоящим административным иском истцом не пропущен.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу действующего законодательства к бездействию, подлежащему оспариванию в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относится неисполнение органами государственной власти, органами местного самоуправление и их должностными лицами обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 5 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Закона Томской области от 17.11.2014 N 152-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.10.2014 N 2288) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта относится к вопросам местного значения Богашевского сельского поселения.

Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" также установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Устава Богашевского сельского поселения к вопросам местного значения отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов населения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организацию дорожного движения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеизложенных правовых норм дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов населения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к полномочиям Администрации Богашевского сельского поселения.

Указанные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с пунктом 5.20 "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822), габариты приближения конструкций проектируемых сооружений моста на автомобильных дорогах общего пользования, внутрихозяйственных дорогах, на дорогах промышленных предприятий, а также на улицах и дорогах населенных пунктах должны удовлетворять требованиям "ГОСТ Р 52748-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 24.09.2007 N 250-ст.

Габариты мостов по ширине на автомобильных дорогах общего пользования определяются в таблице 1, где указано, что минимальная ширина проезжей части моста должна составлять 3,5 м, габариты проезжей части моста - не менее 4,5 м (пункт 6.4 ГОСТ Р 52748-2008).

Согласно пункту 5.16 "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822) применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи. В местах возможного образования наледи в виде исключения допускается применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями. При этом боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными.

Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр утвержден "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", согласно пункту 11.5 которого ширина полосы движения улицы и дороги местного значения должна составлять от 3 до 3,5 м, наименьшая ширина пешеходной части тротуара 2 м.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами проверки исполнения Администрацией Богашевского сельского поселения требований законодательства в сфере охраны и использования водных объектов, проведенной Томской межрайонной природоохранной прокуратурой, выпиской из ЕГРП от 15.03.2022, техническим планом сооружения от 18.07.2021, что Администрацией Богашевского сельского поселения эксплуатируется и поставлена на кадастровый учёт (кадастровый ) внутрипоселковая дорога по адресу: <адрес>.

В ходе выездных проверок, проведённых 25.06.2021 и 16.09.2021 природоохранной прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, установлено, что с целью обустройства перехода через р. Такова в русло реки в районе ул. Кедровая уложена металлическая водопропускная труба диаметром около 400 мм, засыпанная отходами строительства. Указанный участок является неразделимым объектом с вышеуказанной внутрипоселковой автомобильной дорогой, находящейся в собственности администрации Богашевского сельского поселения. Данные обстоятельства подтверждается представленными административным истцом материалами проверки, в том числе актом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № ПРО-157 от 25.06.2021 с приложением фототаблицы, плана-схемы; актом осмотра Томской межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.09.2021.

В ответ на запрос Томского межрайонного природоохранного прокурора № 34ж-2018 от 06.07.2021 о предоставлении сведений по восстановлению (строительству) моста через р.Такова д. Белоусово Глава Богашевского сельского поселения Паньков Е.Г. в письме от 12.07.2021 сообщил, что указанные работы не планируются, так как проезд через р. Такова осуществляется по имеющемуся дорожному покрытию с водопропускной трубой, обеспечивающая пропуск водного потока; разрешение на проведение работ иным лицам на указанном участке не предоставлялось.

В ответ на запрос Томского межрайонного природоохранного прокурора №34ж-2018 от 24.09.2021 Глава Администрации Богашевского сельского поселения в ответе от 30.09.2021 указал, что информацией о точном периоде обустройства перехода через р.Такова с использованием водопропускной трубы и отходов строительства администрация поселения не располагает. Разрешения на производство указанных работ Администрация Богашевского сельского поселения ни юридическим, ни физическим лицам не выдавала; достоверной информацией о лицах, допустивших захламление отходами водного объекта, не располагает; в устных беседах в 2018 -2019 гг., некоторые местные жители, рассказывали о том, что в данном месте существовал деревянный мост для перехода через реку Такова на другой берег; в настоящее время указанный проезд через р. Такова, является единственной «внутрипоселковой автомобильной дорогой по адресу: <адрес>» с водопропускной трубой. Данная дорога поставлена на кадастровый учёт и является принятой мерой по организации подъезда к земельным участкам, расположенным на другой стороне р. Такова и для приведения проезда в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Проектная документация не разрабатывалась. Указанный участок с водопропускной трубой является неразделимым объектом с автомобильной дорогой; мер по очистке русла р. Такова администрацией поселения не принимались, так как Верхнеобским ТУ Росрыболовства по результатам административного расследования, за хозяйственную деятельность по строительству указанного моста установлен и привлечён к административной ответственности гр-н Филлиповский В.В., которому выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ; в настоящее время подготавливается запрос на финансирование разработки ПСД реконструкции дороги с возведением моста через р. Такова для определения источника и размера денежных средств, связанных с проектированием объекта.

С целью устранения изложенных нарушений 04.10.2021 Томским межрайоным природоохранным прокурором Главе Администрации Богашевского сельского поселения внесено представление.

Как следует из ответа Главы поселения от 08.11.2021, он согласен с нарушениями. В настоящее время получен акт от ООО «ЗАПСИБ-МОСТ», содержащим сводный сметный отчет на проектные и изыскательские работы, из которого следует, что ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ на строительство мостового перехода (ж/б труба) через р. Такова д. Белоусово, ул. Кедровая Томская область составляет 4 373, 375 тыс. рублей, на строительство мостового перехода (ж/б моста) - 5 238,165 тыс. рублей. В бюджет Богашевского сельского поселения 2021 г. денежные средства на данные работы не заложены. Корректировка бюджета в 2021 г. проводиться не будет. Данный вопрос будет вынесен на обсуждение депутатов Совета Богашевского сельского поселения в декабре 2021 г. при утверждении бюджета Богашевскогосельского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В случае выделения денежных средств на выполнение проектных и изыскательскихработ на строительство мостового перехода через р.Такова в соответствии сФедеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет произведен электронный аукцион, по результатам которого заключен муниципальный контракт. Следующим этапом решения данной проблемы будет изыскание денежных средств и строительство мостового перехода. Параллельно будет происходить восстановление нарушенного состояния реки Такова и очистка её от захламления отходами.

Из акта № 1 общего осмотра водопропускной трубы через р. Такова на автомобильной дороге в д. Белоусово от 05.10.2021, составленного ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» рамках муниципального контракта № 512 от 05.10.2021, следует, что конструктивное исполнение сооружения не отвечает требованиям нормативных документов, имеются сверхнормативные переломы профиля ездового полотна; отсутствует техническая документация на сооружение; сооружение не отвечает требованиям по условиям пропуска водотока в отверстие водопропускной трубы; безопасный пропуск транспортных средств и пешеходов не обеспечен; конструкция проезжей части и обустройство над водопропускной трубой не отвечает требованиям СП 42.13330.2016; русло реки заросло мелким лесом и кустарником и захламлено остатками карчехода и конструкциями старого деревянного моста. Дальнейшая эксплуатация существующей водопропускной трубы невозможна по условиям безопасности. Целесообразно произвести реконструкцию водопропускной трубы, заменив металлическую трубу на железобетонную прямоугольную, или при техникоэкономическом обосновании, в соответствии с выполненными необходимыми инженерными изысканиями, предусмотреть строительство моста.

Доказательств того, что административным ответчиком по результатам рассмотрения вышеуказанного представления прокурора приняты конкретные меры для решения поставленных вопросов в материалы дела административным ответчиком не представлено.

Как установлено судом, вышеуказанная автомобильная дорога используется для организации подъезда к 8 земельным участкам, расположенным по ул. Крайняя в д. Белоусово, находящимся на противоположном (правом) берегу р. Такова. Иных автомобильных дорог, обеспечивающих проезд к указанным земельным участкам, не имеется.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что участок внутри поселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы через р. Такова, не отвечает требованиям "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822), "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), в связи с чем требуется реконструкция указанного участка дороги и приведение его в соответствие с указанными требованиями.

Выявленные нарушения возникли в результате ненадлежащего исполнения административным ответчиком своих полномочий и являются существенными, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение их жизни, здоровья и имущества.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований Томского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богашевского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности привести часть внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822).

Суд отклоняет довод административного ответчика о том, что, обращаясь с настоящим административным иском, прокурор вмешивается в исключительную компетенцию органа местного самоуправления по формированию расходов бюджета муниципального образования и ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материала, настоящий административный иск подан Томским межрайонным природоохранным прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Богашевского сельского поселения в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

Согласно положениям ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, с учетом объема предстоящих работ, а также учитывая, что иной срок стороной административного ответчика не предложен, доказательств в опровержение доводов административного ответчика по правилам ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, равно как и не указано, какой срок следует считать разумным.

При этом суд считает необходимым указать, что в случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок ответчик имеет право в соответствии с положениями статей 189, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться за отсрочкой исполнения решения суда при наличии к тому законных оснований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению части внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы через р. Такова, на площади 16,7 кв.м (в месте с координатами <данные изъяты>) в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822).

Возложить на Администрацию Богашевского сельского поселения в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу привести часть внутрипоселковой дороги, ведущей к земельным участкам по ул. Кедровая и ул. Крайняя в д. Белоусово, в районе водопропускной трубы через р. Такова, на площади 16,7 кв.м (в месте с координатами <данные изъяты>°) в соответствие с требованиями "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), а также "СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 822).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Попова

Мотивированное решение изготовлено 19.05.2022

Судья Е.Н. Попова

УИД 70RS0005-01-2022-000288-32