Дело № 2а-6821/2023
УИД 05RS0038-01-2023-007933-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 19 октября 2023 г.
Советский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего - судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед» Адвокатской палаты Республики Дагестан» (ИНН<***>) к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан о признании незаконным распоряжения от 17.05.2023 № 383-р и письменного предупреждения от 03.07.2023 №05/03-3257, обязании отменить распоряжение,
УСТАНОВИЛ:
АО «КА «Правовед» обратилось в Советский районный суд г.Махачкалы с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан (далее также Управление) о признании незаконным распоряжения от 17.05.2023 № 383-р и письменного предупреждения от 03.07.2023 № 05/03-3257. В обоснование иска указало следующее.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан издано распоряжение от 17.05.2023 № 383-р «О проведении плановой проверке Адвокатское образование «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан».
Названным распоряжением определено провести плановую документарную проверку в отношении Адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан.
В п. 11 указанного распоряжения перечислены документы, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в числе которых входят и документы содержащие сведения, относящиеся в адвокатской тайне.
Документы, перечисленные в п. 11 распоряжения, Адвокатское образование в Управление не представило. В связи с этим 03.07.2023 начальник Управления руководствуясь п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вынес истцу - председателю Адвокатского образования адвокату Баркаеву М.Б. письменное предупреждение № 05/03-3257.
Названное распоряжение Управления считает незаконным по основаниям, изложенным ниже.
Нормы Положений о Министерстве юстиции Российской Федерации и об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации не наделяют Управление полномочиями на проведение плановых проверок соблюдения адвокатскими образованиями требований приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности Адвокатуре в Российской Федерации».
Кроме того, согласно п.п. 1, 2, 3 и 4 Решения Совета Адвокатской Палаты Российской Федерации от 3 апреля 2007 (протокол № 10) установленные пунктами 3-15 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) методы и средства государственного контроля направлены на усиление государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций (НКО) с целью не допустить осуществления ими внеуставной деятельности, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности.
Распространение указанных норм на адвокатские палаты и адвокатские образования, созданные и действующие в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре), не имеет ничего общего с достижением заявленных законодателем целей, поскольку организация деятельности и финансирования этих организаций принципиально отличается от организации деятельности и финансирования иных некоммерческих организаций, не связанных с обеспечением конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.
Правовой статус и сфера деятельности адвокатских палат и адвокатских образований коренным образом отличаются от правового статуса и сферы деятельности некоммерческих организаций иных форм, чем и было обусловлено принятие специального Закона об адвокатуре. Являясь институтом гражданского общества и неотъемлемой частью системы судопроизводства в Российской Федерации, в отношениях с государством адвокатура действует на основе принципов независимости, самоуправления и корпоративности (статья 3 Закона об адвокатуре). С учетом этих принципов законодатель названным специальным законом определил характер и пределы контрольных полномочий для уполномоченного госоргана в лице Росрегистрации. Поэтому Закон о некоммерческих организациях (в редакции от 2 марта 2007 г.) применяется к адвокатским палатам и адвокатским образованиям лишь постольку, поскольку он не противоречит Закону об адвокатуре, что, например, прямо следует из содержания пункта 18 статьи 22 Закона об адвокатуре.
При таком положении то обстоятельство, что в Законе о некоммерческих организациях содержится норма (пункт 2 статьи 1), согласно которой он применяется ко всем некоммерческим организациям, если иное не предусмотрено специальным законом, не может служить основанием для расширения контрольных полномочий в отношении адвокатуры, поскольку сам Закон об адвокатуре в целом, с одной стороны, определяет пределы контрольных полномочий государства, с другой стороны, устанавливает отмеченную выше субординацию этих законов.
В дополнение указанного решения Совет Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации принял решение от 30 ноября 2009 (протокол № 3), которым разъяснил, что действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части проведения проверок в адвокатских палатах и адвокатских образованиях, а также использования иных форм контроля, применяемых к некоммерческим организациям, не распространяется на адвокатуру, так как он противоречит Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В случае коллизии между законами равной юридический силы приоритетным признается закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, в частности, в сфере адвокатуры. Поэтому требования должностных лиц территориальных органов юстиции при осуществлении ими своих контрольных полномочий, подлежат исполнению лишь в тех случаях, когда они основаны на положениях Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Таким образом, закон действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части проведения проверок в адвокатских палатах и адвокатских образованиях, а также использования иных форм контроля, применяемых к некоммерческим организациям, не распространяется на адвокатуру, так как он противоречит Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокатскому образовании о нарушении его прав стало известно в день поступления почтового отправления с почтовым идентификатором 80095984070886 с корреспонденцией в виде оспариваемого распоряжения, т.е. 25.05.2023. В подтверждение данного обстоятельства к настоящему исковому заявлению Адвокатское образование прилагает почтовый конверт от почтового отправления с названным почтовым идентификатором и отчет об отслеживании отравления с почтовым идентификатором 80095984070886.
Просит суд признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от 17.05.2023 № 383-р «О проведении плановой проверке Адвокатское образование «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан»; обязать начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан отменить распоряжение от 17.05.2023 № 383-р «О проведении плановой проверке Адвокатское образование «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан»; признать незаконным письменное предупреждение начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 03.07.2023 № 05/03-3257, вынесенное председателю Адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед»» адвокату Баркаеву М.Б.
Управление представило возражения на административное исковое заявление, указав следующее.
Согласно доводам административного истца, в п.11 указанного Распоряжения перечислены документы, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в числе которых входят и документы, содержащие сведения, относятся в адвокатской тайне.
С данным доводом не согласно в связи с нижеследующем.
Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплен запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом.
На основании статей 1 и 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
Согласно статей 20, 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» коллегия адвокатов это основанное на членстве один из видов адвокатского образования, действующее на основании устава, которое решает вопросы по приему и исключению членов коллегии, управлению коллегией, образованию имущества коллегии и т.д.
Таким образом, деятельность, осуществляемая адвокатскими образованиями, не является адвокатской деятельностью, следовательно, запрет на вмешательство либо препятствование адвокатской деятельности, установленный Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не может служить основанием для ограничения полномочий органов юстиции по контролю деятельности адвокатских образований как некоммерческих организаций.
В этой связи требования статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязательны для исполнения указанными адвокатскими образованиями. Невыполнение данных требований является основанием для принятия органами юстиции соответствующих мер реагирования на нарушения законодательства Российской Федерации (вынесения предупреждений, составления протоколов об административном правонарушении).
Органы юстиции при осуществлении контроля деятельности адвокатских образований учитывают особенность правового положения данной категории некоммерческих организаций, а также характер деятельности их членов.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» к адвокатской тайне отнесены любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Ввиду указанного, при осуществлении проверки соответствия деятельности адвокатского образования по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, органы юстиции вправе истребовать у проверяемого адвокатского образования документы, подтверждающие поступления денежных средств, не связанных с оплатой адвокатского вознаграждения (квитанции о перечислении членских взносов, платежные поручений о поступлении, доходов от сдачи в наем имущества, начислении дивидендов по ценным бумагам и прочее), оформленные в виде приходных кассовых ордеров, расходные кассовые ордера, кассовые и товарные чеки, платежные поручения, подтверждающие расходование данных средств, также сметы и отчеты об их выполнении.
Также Административный истец указывает что, нормы Положений о Министерстве юстиции Российской Федерации и об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации Управление полномочиями на проведение плановых проверок соблюдения адвокатскими образованиями требований приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не наделяют.
С данным доводом Управление не согласно по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам предоставлены полномочия по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации постольку поскольку иное не предусмотрено указанным Федеральным законом или иным Федеральными законами. Нормы Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты не содержат положений, исключающих коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации из области действия норм Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», касающихся контроля деятельности некоммерческих организаций.
Также Административный истец указывает в своих доводах, что Совет Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации принял решение от 30 ноября 2009 (протокол № 3), которым разъяснил, что действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части проведения проверок в адвокатских палатах и адвокатских образованиях, а также использования иных форм контроля, применяемых к некоммерческим организациям, не распространяется на адвокатуру, так как он противоречит Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указанных доводов решение Совета Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации не содержит.
Настоящая проверка проводилась в соответствии с планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год утвержденной Управлением и согласованной с Прокуратурой Республики Дагестан.
В этой связи считает, что распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от17.05.2023 № 383-р «О проведении плановой документарной проверки Адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед» Адвокатской палаты Республики Дагестан» соответствует законодательству Российской Федерации.
Просит суд в удовлетворении исковых требований Адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед» Адвокатской палаты Республики Дагестан» к Управлению Минюста России по Республике Дагестан отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО1 заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении и дал пояснения, аналогичные представленным в дело возражениям на иск.
Остальные лица, участвующие в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 3).
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований (пункт 6 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом усматривается наличие оснований для частичного удовлетворения требований административного истца.
Из материалов дела следует, что Управлением издано распоряжение от 17.05.2023 № 383-р «О проведении плановой проверке Адвокатское образование «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан», которым предусмотрено проведение плановой документарной проверки в отношении административного истца, являющегося адвокатским образованием.
Согласно п. 1, абз. 2 п. 4, п. 5 указанного Распоряжения проверка проводится в рамках федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, реестровый номер функций в федеральной государственной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» 10000027466.
Задачей проверки является: осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее Уставом и законодательству Российской Федерации, а предметом проверки является соответствие деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации в период деятельности с 01.01.2020 по 31.12.2022.
В соответствии с п.п. 6, 8 названного Распоряжения срок проведения проверки 20 рабочих дней. К проведению проверки необходимо приступить с 05.06.2023. Проверку следует окончить не позднее 03.07.2023. Обязательные требования и (или) требования, подлежащие проверке:
ст.ст. 48, 49, 50, 50.1, 52, 53, 54, 55, 62 (пп. 1, 2, 3, 4), 63, 65.1, 65.2, 65.3, 123.1, 123.4 - 123.7.1, 123.8, 123.9, 123.10, 123.11, 123.17 - 123.20, 123.26, 123.27, 123.28, 181.1 (п.2), 181.2, 181.5, 182, 185, 1242 (пп. 1, 3, 4), 1243 (п. 5), 1244 (п. 6), 1244.1 Гражданского кодекса Российской Федерации;
ст.ст. 2,3, 4, 5, 5 1, 6, 6.1, 6.2, 7, 9, 10, 11, 13, 13.1, 14 (пп.1, 2, 3), 15 (пп. 1, 1.1, 1.2, 1.2 - 1, 1.3, 3, 4), 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32 (пп. 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 7, 7.1, 7.2, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14.1, 15, 16), 33 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
ст. 5; 22 (пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9); 23 (пп. 1, 2, 3, 4, 5); 24 (пп. 1, 2, 3, 4, 5); 29 (пп. 1, 3, 5, 8, 11); 30 (пп. 1, 2, 3); 31 (пп. 1, 2, 3, 6, 6.1); 32 (пп. 1, 2); 35 (пп. 4, 5, 8); 36 (пп. 1, 2); 37 (пп. 1, 2, 3, 5, 6, 6.1); 38 (пп. 1) Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Согласно п. 11 указанного распоряжения перечислены документы, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
1) документы, подтверждающие местонахождение некоммерческой организации (копии правоустанавливающих документов на помещение);
2) решения высшего органа управления некоммерческой организации (протоколы, выписки из протоколов, решения об утверждении благотворительных программ, справки и другие);
3) решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размерив оплаты их труда, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
4) решения контрольно-ревизионного органа некоммерческой организации, включая акты проверок (при наличии указанного органа в структуре некоммерческой организации);
5) сведения о программах некоммерческой организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации;
6) сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание мероприятий и прочее);
7) документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов;
8) содержательные отчеты по грантам;
9) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией юридическим и физическим лицам;
10) содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации;
11) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума;
12) сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, наличии иностранных источников финансирования;
13) сведения об имущественных взносах (при наличии);
14) сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, место вхождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии);
15) копии штатных расписаний некоммерческой организации;
16) документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров;
17) документы по сайту некоммерческой организации;
18) переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицам по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение yставных целей;
19) печатные издания, печатная продукция, а также иные агитационные материалы, образцы сувенирной продукции, наград, грамот и прочее;
20) публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» (при наличии);
21) документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности, учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации, об участии в деятельности иных юридических лиц;
22) сведения o ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации;
23) материалы по выпуску периодических изданий;
24) бухгалтерско-финансовые документы, которые не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно:
-копии планов Счетов бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
-утвержденные сметы доходов и расходов, финансовый план;
-оборотно-сальдовые ведомости по счетам некоммерческих организаций;
-карточки (анализ) счетов главной книги;
-кассовые документы (кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые ответы);
-заключенные договоры и документы об их исполнении - приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, акты (в случае применения некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения представляется книга учета доходов и расходов);
25) поясненья руководителя (представителя) некоммерческой организации, представленные в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных некоммерческой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора);
26) копии правоустанавливающих документов на используемые в деятельности некоммерческой организации помещения, здания, земельные участки и прочее.
Также установлено, что административным истцом указанные документы не представлены, в связи с чем руководителю административного истца внесено письменное предупреждение и разъяснено, что в случае неисполнения письменного предупреждения будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно подп. 13 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).
Согласно п.п. 1-3 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности. Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав).
Согласно п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705).
Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
С учетом указанных норм суд приходит к выводу о том, что административный истец, являющийся адвокатским образованием и юридическим лицом, относится к некоммерческим организациям, в отношении которых может осуществляться федеральный государственный надзор в соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем, из п. 11 оспариваемого распоряжения от 17.05.2023 № 383-р усматривается, что Управлением запрошены в частности документы, содержащие сведения, составляющие адвокатскую тайну.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Согласно ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны. Профессиональная тайна адвоката (адвокатская тайна) обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации (п. 1).
Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени (п. 2).
Согласно п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:
- факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
- все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
- сведения, полученные адвокатом от доверителей;
- информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
- содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
- все адвокатское производство по делу;
- условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
- любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.
В подп. 18 п. 11 распоряжения от 17.05.2023 № 383-р в числе затребованных документов указана переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицам по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение yставных целей.
В подп. 18 п. 11 указанного распоряжения затребованы документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности
В абзаце седьмом подп. 24 п. 11 указанного распоряжения затребованы заключенные договоры и документы об их исполнении - приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, акты.
В оспариваемом распоряжении отсутствует указание на то, что не подлежат представлению документы, связанные с осуществлением административным истцом уставной деятельности, содержащие сведения составляющие адвокатскую тайну. Между тем, запрашивать указанные сведения органы государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций не вправе.
В связи с изложенным суд находит подлежащими удовлетворению требования о признании незаконным подпунктов 18, 24 и абзаца седьмого подпункта 24 пункта 11 распоряжения от 17.05.2023 № 383-р в части требования о предоставлении документов, содержащих адвокатскую тайну.
Также подлежит признанию незаконным предупреждение Управления за не представление документов, содержащих адвокатскую тайну.
Поскольку в остальной части оспариваемые распоряжение и предупреждение изданы в соответствии с законом и в пределах полномочий административного ответчика, в удовлетворении требований административного истца в данной части следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед» (ИНН<***>) удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от 17.05.2023 № 383-р о проведении плановой проверки адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан в части подпунктов 18, 24, и абзаца седьмого подпункта 24 пункта 11, а именно в части обязания предоставить документы, содержащие адвокатскую тайну.
Признать незаконным письменное предупреждение начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 03.07.2023 № 05/03-3257, внесенное председателю адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед»» адвокату Баркаеву М.Б., в части указания на непредставление документов, указанных в подпунктах 18, 24, и абзаца седьмого подпункта 24 пункта 11 распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от 17.05.2023 № 383-р о проведении плановой проверки адвокатского образования «Коллегия адвокатов «Правовед»» Адвокатской палаты Республики Дагестан, содержащих адвокатскую тайну.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья З.М. Токаева
Мотивированное решение суда изготовлено 30.10.2023г.