дело № 2а-6825/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2016 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Егошиной Г.А., при секретаре Шукюровой О.С., с участием представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности от 10 декабря 2015 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к УМВД России по г. Йошкар-Ола об оспаривании представления об устранении нарушений в области безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений требований им заявлено о признании незаконным представления № 8 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности совершению административных правонарушений, вынесенного 20 октября 2016 года ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле.
В обоснование требований указано, что оспариваемым представлением административному истцу предлагалось принять меры по обустройству регулируемого пешеходного перехода через ул. Эшкинина г. Йошкар-Олы в районе д. 6 по указанной улице в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, а именно установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у регулируемого наземного пешеходного перехода с обеих сторон улицы на протяжении 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода. Истец считает, что указанный регулируемый пешеходный переход не отвечает ни одному из приведенных условий в пункте 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, то есть в непосредственной близости от него не расположены детские учреждения, отсутствуют сведения интенсивности пешеходного движения. Исполнение оспариваемого представления приведет к нарушению бюджетного законодательства, в частности к нецелевому расходованию бюджетных средств. Представление вынесено за подписью начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле, в то время как представления вносятся руководителям и должностным лицам организаций за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения. В представлении указан несуществующий номер ГОСТа, а также некорректно указано наименование органа, в который внесено представление.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика УМВД по городу Йошкар-Оле ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, считает представление законным, не опровергает, что в представлении имеется опечатка в номере ГОСТа. Пояснил, что ограждения должны устанавливаться на всех пешеходных переходах, независимо имеется ли вблизи учебное учреждение, акт по результатам проверки административному истцу не предоставлялся.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 20 октября 2016 года должностному лицу – руководителю УГХ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» ФИО2 внесено представление № 8 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, подписанное начальником ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле. Представление получено должностным лицом 24 октября 2016 года.
Данное представление внесено на основании составленного 13 октября 2016 года акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по ул. Эшкинина, у дома № 6 в г. Йошкар-Оле, а именно на регулируемом пешеходном переходе отсутствуют пешеходные ограничивающие ограждения, предусмотренные п. 8.1.27 ГОСТ Р 522289-2004 «Технические средства ОДД. Правила применения…». К акту выявленных недостатков приложены фотографии места дорожно-транспортного происшествия от указанной даты.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ предусмотрено, что требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
В силу статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пункта 1 Положения «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» №711 (далее – Положение) Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании подпункта «б» пункта 12 Положения №711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер – привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Из оспариваемого представления не следует, что оно внесено должностным лицом, указанным в названном Положении - главным государственным инспектором безопасности дорожного движения. Представление подписано начальником ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле, полномочия которого как главного государственного инспектора в судебном заседании также не подтверждены.
В представлении отсутствует указание на статус должностного лица, вынесшего его.
Одним из обязательных требований законности представления является указание на действующие нормативные акта, подлежащие исполнению, в их точном соответствии с названием. Несмотря на это, в представлении сделана ссылка на несуществующий ГОСТ Р 522289-2004. В имеющихся информационных системах не представилось возможным обнаружить данный ГОСТ.
Также важным требованием предписания является его исполнимость, то есть наличие реальной возможности совершить предписанные действия.
Как следует из описательной части предписания, должностному лицу необходимо было «организовать деятельность по устранению (предупреждению) причин и условий, способствующих реализации угрозы безопасности граждан (возникновению дорожно-транспортных происшествий), а именно принять меры по обустройству регулируемого пешеходного перехода через улицу Эшкинина в районе дома 6 в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл в соответствии с требованиями ГОСТ Р 522289-2004».
Исходя из буквального толкования резолютивной части представления, не ясно, какие меры следует предпринять должностному лицу для исполнения предписания в соответствии с несуществующим ГОСТом.
Из анализа действующего законодательства следует, что вопросы безопасности граждан при организации дорожного движения регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221. В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52289-2004 устанавливаются правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52289-2004 устанавливают основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика пояснил, что акт от 13 октября 2016 года административному истцу не вручался и не направлялся, было внесено только представление от 20 октября 2016 года.
Административным истцом представлен акт осмотра от 12 декабря 2016 года (с фотографиями), согласно которому специалистами Управления городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» проведен осмотр пешеходного перехода на ул. Эшкинина, в районе дома № 6 г. Йошкар-Олы и установлено, что указанный переход оборудован знаками дорожного движения 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход» и светофорным регулированием. Светофор находится в рабочем состоянии, замечены очертания разметки 1.14.1 «Пешеходный переход».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что представление №8 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности совершению административных правонарушений, вынесенного 20 октября 2016 года ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле, не соответствует требованиям законности, отсутствует четкое указание на действия, которые необходимо совершить в целях безопасности граждан и возникновению дорожно-транспортных происшествий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к УМВД России по г. Йошкар-Ола об оспаривании представления об устранении нарушений в области безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать незаконным представление № 8 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности совершению административных правонарушений, вынесенное 20 октября 2016 года ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Г.А. Егошина
Копия верна. Судья Г.А. Егошина
мотивированное решение составлено 26 декабря 2016 года (пнд).