ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6826/19 от 18.07.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-6826/2019

УИД35RS0010-01-2019-008259-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда «18» июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2019 года.

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2019 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Смирновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбакова А. Н. к Административному департаменту Администрации города Вологды, Администрации города Вологды об оспаривании акта проверки соблюдения земельного законодательства и предписания об устранении выявленных нарушений,

установил:

Рыбаков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Административному департаменту Администрации г. Вологды, привлеченной к участию в деле в качестве административного ответчика Администрации г. Вологды, просит признать незаконными и не порождающими правовых оснований со дня их принятия акт проверки земельного законодательства Административного департамента Администрации г. Вологды от 03 июня 2019 года , предписание об устранении выявленного нарушения путем демонтажа забора из металлической сетки возле дома <адрес>, установленного на земельном участке в границах кадастрового квартала , площадью 45,7 кв.м, находящемся в государственной собственности, в срок до 01 сентября 2019 года. В обоснование требований ссылается на то, что спорный забор на земельном участке установлен с согласия всех собственников многоквартирного жилого дома в целях безопасности во избежание падания снега с крыши на прохожих.

В судебном заседании административный истец Рыбаков А.Н. и его представитель по устному ходатайству Дьякова Г.Н. административные исковые требования поддержали. Пояснили, что забор установлен Рыбаковым А.Н. за счет его личных денежных средств, является его собственностью. Действительно, забор частично выходит за пределы земельного участка под многоквартирным домом и заходит на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. С Администрацией г. Вологды вопрос использования земельного участка не согласовывался, поскольку полагали, что ни чьи права не нарушаются. В настоящее время собственники жилых помещений многоквартирного дома устранились от решения вопроса с забором.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Административного департамента Администрации г. Вологды, Администрации г. Вологды по доверенности Коробов В.Ю. административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что забор незаконно размещен на земельном участке в границах кадастрового квартала , площадью 45,7 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. Прав на данный земельный участок Рыбаков А.Н. не оформлял. Проверка проведена по жалобе жительницы того же дома ФИО1 компетентным органом с соблюдением требований законодательства, составленные по ее результатам акт и предписание являются законными и обоснованными.

В судебном заседание заинтересованное лицо главный инспектор административного технического отдела Административного департамента Администрации г. Вологды ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ранее, в судебном заседании, состоявшемся 11 июля 2019 года, полагала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержала позицию представителя административных ответчиков, пояснила, что административный истец не лишен возможности надлежащим образом оформить свои права на земельный участок, после чего возвести на нем забор.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного иска.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно пункту 2 данной статьи муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, а также <данные изъяты> пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

В соответствии с решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 73 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Вологда» и постановлением Администрации г. Вологды от 09 марта 2010 года № 755 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Вологда» уполномоченным органом на проведение муниципального земельного контроля на территории г. Вологды является Административный департамент Администрации г. Вологды.

На основании решения Вологодской городской Думы от 26 декабря 2011 года № 970 «Об утверждении Перечня должностных лиц Администрации города Вологды, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Вологда» и составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 7 статьи 9.2 закона Вологодской области от 08 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», и внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Вологда» лицами, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля на территории г. Вологды, являются инспекторы Административного департамента Администрации г. Вологды.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденным решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 73, внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении земельных участков требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях, в частности, поступления в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 2 пункта 2.7).

По результатам проверки составляется акт проверки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению при проведении проверок землепользователей – граждан (пункт 2.15).

При осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица имеют право выдавать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений в области земельных правоотношений с указанием сроков их устранения (подпункт 7 пункта 5.1).

Из материалов дела следует, что в связи с поступившей в Администрацию г. Вологды жалобой жительницы дома <адрес>ФИО1 на незаконно установленный Рыбаковым А.Н. забор, который ставит под угрозу безопасность детей, на основании приказа заместителя Мэра г. Вологды – начальника Административного департамента Администрации г. Вологды ФИО3 от 19 апреля 2019 года в порядке осуществления муниципального земельного контроля главным инспектором административно-технического отдела Административного департамента Администрации г. Вологды ФИО2 03 июня 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Рыбакова А.Н. на предмет соблюдения им земельного законодательства на земельном участке в границах кадастрового квартала , расположенном по адресу: <адрес>, - в ходе которой установлено следующее.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером , площадью 288 кв. м, по <адрес> - расположен 8-и квартирный 2-х этажный жилой дом, земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. К указанному дому примыкает ограждение (металлическая сетка). Согласно проведенным измерениям забор установлен на земельном участке в границах кадастрового квартала , площадью 45,7 кв. м, находящемся в государственной неразграниченной собственности. Какие-либо документы, подтверждающие право собственности, пользования либо аренды на земельный участок, Рыбаковым А.Н. не представлены.

Результаты внеплановой выездной проверки оформлены актом проверки земельного законодательства Административного департамента Администрации г. Вологды от 03 июня 2019 года . В связи с использованием земельного участка в границах кадастрового квартала , площадью 45,7 кв. м, без документов, удостоверяющих право на землю, Рыбакову А.Н. выдано предписание от 03 июня 2019 года с требованием устранить выявленное нарушение в срок до 01 сентября 2019 года.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Таким образом, орган местного самоуправления городского округа в отношении указанных земельных участков осуществляет полномочия собственника.

На основании положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу подпункта пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 76 данного Кодекса приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Административным истцом не оспаривается и подтверждено материалами дела, что установленный Рыбаковым А.Н. забор выходит за пределы земельного участка под многоквартирным домом и частично расположен на земельном участке в границах кадастрового квартала , площадью 45,7 кв. м, находящемся в государственной неразграниченной собственности. При этом права на указанный земельный участок ни Рыбаковым А.Н., ни собственниками помещений многоквартирного дома не оформлялись, разрешение на возведение забора в Администрации г. Вологды получено не было.

Решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> от 06 июля 2010 года, - оформленное протоколом, об установке забора на придомовой территории возле квартиры правового значения по настоящему делу не имеет, поскольку права собственников помещений многоквартирного дома в части использования земельного участка, предусмотренные статьями 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяются только на те земельные участки, которые принадлежат им по закону. Кроме того, проверка была проведена именно по жалобе жительницы данного дома на незаконную установку забора. Как пояснил административный истец в судебном заседании, в настоящее время жители дома устранились от решения вопроса с забором.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что внеплановая выездная проверка в отношении Рыбакова А.Н. проведена уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, ее результаты оформлены надлежащим образом актом проверки земельного законодательства и предписанием об устранении выявленных нарушений, содержание которых соответствует фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Факт допущенного нарушения земельного законодательства установлен на основании допустимых доказательств, обязанность его устранить обоснованно возложена на Рыбакова А.Н. как лицо, самовольно возведшее забор на земельном участке без оформления прав на него.

На основании изложенного оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Рыбакову А. Н. в удовлетворении административных исковых требований к Административному департаменту Администрации города Вологды, Администрации города Вологды об оспаривании акта проверки соблюдения земельного законодательства и предписания об устранении выявленных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко