ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-682/20 от 23.10.2020 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0017-01-2020-001373-95

№2а –682/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2020 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

при секретаре Мишаниной И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное), ГУ – Отделение ПФР по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, о понуждении к совершению определенных действий, признании задолженности по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пени по ним безнадежными к взысканию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное), указав на то, что 19.03.2020 она обратилась в ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области с заявлениями о возврате ей излишне взысканных в рамках исполнительных производств, возбужденных Кузнецким МОСП УФССП России по Пензенской области на основании вынесенных ответчиком - Управлением пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное), постановлений, страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним, в общей сумме 10584,42 руб..

Решением № 068F07200000341 от 31.03.2020 ей (ФИО1) отказано в удовлетворении заявления, а в уведомлении №8 от 31.03.2020 о принятом решении разъяснено, что решение вынесено на основании информации ПФР и ФНС о наличии у нее задолженности по страховым взносам и пеням на ОПС и ОМС.

Считает вынесенное решение незаконным и подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В рамках рассмотрения административного дела №2а-46/2020, рассматриваемого Кузнецким районным судом Пензенской области, был установлен факт того, что с марта 2016 года по 28.01.2018 пенсионным органом, а впоследствии налоговым органом, как администратором страховых взносов, осуществлялось взыскание страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пеней по ним, за периоды времени, предшествующие передаче полномочий администратора налоговым органам, по ненормативным документам, составленным и направленным в Центр ПФР в Пензенской области ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области (межрайонное). В частности, взыскания осуществлялось по постановлениям №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013. Общая сумма взысканных по спорным постановлениям денежных средств составляет 10584,42 руб..

При этом считает действия пенсионного органа по направлению для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам по указанным выше постановлениям незаконными, а денежные средства, поступившие по ним, подлежащими возврату как излишне взысканные, поскольку пенсионным органом нарушены требования федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в части срока направления принятых постановлений для принудительного исполнения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в редакции действовавшей на момент принятия пенсионным органом постановлений №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013, исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данная норма является отсылочной, к нормам Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В статье 20 указанного закона, в редакции, действовавшей на момент принятия пенсионным органом постановлений №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013, предусмотрена процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя. Согласно данной норме права, при недостаточности или при отсутствии денежных средство на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов– организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в редакции федерального закона, действовавшего в период вынесения спорных постановлений, оформленных в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Таким образом, общий срок направления для принудительного взыскания данных постановлений составляет шесть месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

В ходе рассмотрения административного дела №2а-46/2020 административным ответчиком по делу – ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области (межрайонное) – было заявлено, и подтверждено документально, что указанные постановления №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013 были направлены в службу судебных приставов в г.Кузнецке Пензенской области каждый из них два раза:

- постановление № 06800590005564 от 12.05.2012 было направлено первый раз 21.06.2012 (исполнительное производство по нему было прекращено 17.05.2013 в связи с принятием Арбитражным судом Пензенской области заявления УФНС России по Пензенской области о признании ФИО1 несостоятельной). Повторно данное постановление направлялось в Кузнецкий МОСП УФССП Росси по Пензенской области 28.11.2014, то есть спустя более шести месяцев после прекращения Арбитражным судом Пензенской области дела о признании административного истца по настоящему делу банкротом(исполнительное производство по нему было окончено 25.12.2014 в связи с отсутствием средств на погашение задолженности). В дальнейшем пенсионным органом снова были нарушены сроки на взыскание данной задолженности. На принудительное взыскание из ее пенсии указанное постановление № 06800590005564 от 12.05.2012 было направлено после назначения ей пенсии (11.03.2016), то есть спустя более одного года с момента окончания последнего на тот момент исполнительного производства и спустя шесть месяцев после истечения установленного законом срока на принудительное взыскание, что является незаконными действиями;

- постановление № 06800590007635 от 09.04.2013 было направлено первый раз 26.04.2013 (исполнительное производство по нему было прекращено 17.05.2013 в связи с принятием Арбитражным судом Пензенской области заявления УФНС России по Пензенской области о признании ФИО1 несостоятельной).Повторно данное постановление направлялось в Кузнецкий МОСП УФССП Росси по Пензенской области 28.11.2014, то есть спустя более шести месяцев после прекращения Арбитражным судом Пензенской области дела о признании административного истца по настоящему делу банкротом(исполнительное производство по нему было окончено 25.12.2014 в связи с отсутствием средств на погашение задолженности). На принудительное взыскание из ее пенсии указанное постановление № 06800590007635 от 09.04.2013 было направлено после назначения ей пенсии (11.03.2016), то есть спустя более одного года с момента окончания последнего на тот момент исполнительного производства и спустя шесть месяцев после истечения установленного законом срока на принудительное взыскание, что является незаконными действиями.

Таким образом, в связи с нарушениями сроков на принудительное взыскание страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пеней по ним, по постановлениям №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013, считает, что денежные средства, незаконно удержанные из ее пенсии в период с марта 2016 года по 28.01.2018, в общей сумме 10584,42 руб., являются незаконно взысканными денежными средствами, подлежащими возврату.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит суд:

- признать решение № 068F07200000341 от 31.03.2020 об отказе в возврате страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним в общей сумме 10584,42 руб. незаконным и отменить его;

- обязать ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области (межрайонное) вынести решение о возврате ей излишне взысканных страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним за период с марта 2016 года по 28.01.2018 в общей сумме 10584,42 руб., в том числе: 3570,30 руб. – страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии; 1309,15 руб. – пени по ним; 2821,93 руб. – страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков; 18,32 руб. – пени по ним; 2649,96 руб. – страховые взносы на ОМС до 01.01.2012; 214,76 руб. – пени по ним.

Протокольным определением от 27.07.2020 в качестве соответчика по делу привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кузнецке Пензенской области (межрайонное).

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 23.09.2020 года осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное), ГУ – Отделение ПФР по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней и понуждении к совершению определенных действий в порядке административного судопроизводства.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства неоднократно уточняли административные исковые требования и окончательно просили суд признать задолженность по ОПС и ОМС, а также пени по ним, в общем размере 10584,42 руб., перечисленные в постановлениях №№ 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013 – безнадежными к взысканию; признать решение № 068F07200000341 от 31.03.2020 об отказе в возврате страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним, вынесенное на основании заявления ФИО1 о возврате ей излишне взысканных, с нарушением сроков и процедуры взыскания, страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пеней по ним, в общей сумме 10584,42 руб. незаконным и отменить его; обязать ГУ Отделение ПФР в Пензенской области вынести решение о возврате ей излишне взысканных страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним за период с марта 2016 года по 28.01.2018 в общей сумме 10584,42 руб., в том числе: 3570,30 руб. – страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии; 1309,15 руб. – пени по ним; 2821,93 руб. – страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков; 18,32 руб. – пени по ним; 2649,96 руб. – страховые взносы на ОМС до 01.01.2012; 214,76 руб. – пени по ним и направить данное решение в межрайонную ИФНС России №1 по Пензенской области для исполнения.

Административный истец ФИО1 при своей явке в судебное заседание поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные уточненные административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что оспариваемым решение нарушены имущественные права истца, а также уточнил, что требование о признании решения незаконным и его отмене предъявлены к ответчику ГУ Отделение ПФР в Пензенской области, исковые требования в части признании задолженности по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пени по ним безнадежными к взысканию заявлены к ответчику Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное).

Представитель административных ответчиков – УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) и Отделения ПФР по Пензенской области ФИО3, действующая на основании доверенностей, в отзыве и в объяснении в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала, сославшись на законность и обоснованность вынесенного решения об отказе ФИО1 в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также на законность действий Управления пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) по взысканию с ФИО1 страховых взносов и пеней по ним.

Дополнительно пояснила, что до 01.01.2017 правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». С 01.01.2017 вопросы начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса РФ. Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносами на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицами (форма РСВ-2 ПФР) ИП ФИО1 начислено страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (за 2011 год): страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 13509,60 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС 1610,76 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ТФОМС 1039,20 руб.

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 28.03.2012 №06000512 СН 0028989 ГУ УПФ РФ по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в результате камеральной проверки у плательщика страховых взносов ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам за 2011 год. Сумма недоимки по страховым взносам в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых вносов (10.01.2012) на ОПС в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии – 13509,60 руб., на ОМС в ФФОМС – 1610,76 руб., на ОМС в ТФОМС – 1039,20 руб.. В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам Управлением ПФР выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.03.2012 №06800540029186, согласно которому за ФИО1 по состоянию на 30.03.2012 числится задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 17683,47 руб.. Указанные в требовании от 30.03.2012 №06800540029186 суммы необходимы было уплатить до 20.04.2012.

В связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов – ИП ФИО1, Управление ПФР на основании ч. 14 ст. 19 и ст. 20 ФЗ № 212-ФЗ прияло постановление о взыскании страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя – постановление от 12.05.2012 №06800590005564 в пределах сумм, указанных в требовании от 30.03.2012 №06800540029186.

Согласно ч. 3 ст. 20 ФЗ №212-ФЗ (в редакции от 30.12.2011) постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, то есть постановление от 12.05.2012№06800590005564 было принято в установленный законом срок.

Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ИП ФИО1 направлено в Кузнецкий МОСП УФССП России по Пензенской области на принудительное взыскание. Судебным приставом-исполнителем Кузнецкого МОСП УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство №17276/12/31/58 (постановление о возбуждении исполнительного производства от 21.06.2012 №52099/12/31/58).

Согласно ст. 21 ФЗ №229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 06.12.2011) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном не исполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Постановление от 12.05.2012 №06800590005564 направлено на принудительное взыскание в течение шести месяцев со дня его вынесения (исполнительное производство возбуждено 21.06.2012).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение Управлением ПФР процедуры взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2011 год во внесудебном порядке в соответствии со статьями 19 и 20 ФЗ№212-ФЗ.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщикам и страховых взносов, непроизводящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2ПФР) ИП ФИО1 начислено страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (за 2012 год): страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 14386,32 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС 2821,93 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ТФОМС 0,00 руб..

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 27.02.2013 № 06800513СН0033278 ГУ-УПФР по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в результате камеральной проверки у плательщика страховых взносов ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам за 2012 год. Сумма недоимки по страховым взносам в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов (09.01.2013) на ОПС в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии - 14386,32 руб., на ОМС в ФФОМС - 2821,93 руб., на ОМС в ТФОМС-0,00 руб.

В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам Управлением ПФР выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 12.03.2013 № 06800540035920, согласно которому за ФИО1 по состоянию на 12.03.2013 числится задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 19114,02 руб.

Указанные в требовании от 12.03.2013 № 06800540035920 суммы необходимо было уплатить до 23.03.2013.

В связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя ФИО1, Управление ПФР на основании ч. 14 ст. 19 и ст. 20 ФЗ № 212 – ФЗ приняло постановление о взыскании страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя - постановление от 09.04.2013 № 06800590007635 в пределах сумм, указанных в требовании от 12.03.2013 № 06800540035920.

Согласно ч. 3 ст. 20 ФЗ № 212 – ФЗ (в редакции от 25.12.2012) постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, то есть постановление от 09.04.2013 № 06800590007635 было принято в установленный законом срок. Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ИП ФИО1 направлено в Кузнецкий МОСП УФССП России по Пензенской области на принудительное взыскание. Судебным приставом исполнителем Кузнецкого МОСП УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство №12237/13/31/58 (постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.04.2013 № б/н). Постановление от 09.04.2013 № 06800590007635 направлено на принудительное взыскание в течение шести месяцев со дня его вынесения (исполнительное производство возбуждено 26.04.2013). Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение Управлением ПФР процедуры взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2011 год во внесудебном порядке в соответствии со статьей 20 ФЗ № 212-ФЗ.

17.05.2013 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительных документов взыскателю: исполнительные производства №17276/12/31/58 и №12237/13/31/58 окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 –ФЗ в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом – исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 27.05.2013 (дело № А49-3460/2013) принято к производству заявление ФНС России в лице Управления ФНС по Пензенской области о признании несостоятельным (банкротом) ИП ФИО1. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 19.06.2013 при участии должника – ФИО1 заявление УФНС по Пензенской области удовлетворено, в отношении ИП ФИО1 введена процедура наблюдения с 19.06.2013.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 07.10.2013 задолженность по уплате страховых взносов в ГУ УПФР по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в сумме 39947,10 руб., в том числе основной долг – 33367,81 руб., пени – 6579,29 руб. (в сумму основного долга и пени также вошли суммы по требованиям №06800540029186 от 30.03.2012, №06800540035920 от 12.03.2013, постановлениям №06800590005564 от 12.05.2012, №06800590007635 от 09.04.2013) включены в реестр требований кредиторов.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2014 на основании ходатайства конкурсного управляющего в отношении ИП ФИО4, в связи с недостаточностью имущества должника для осуществления расходов по делу о банкротстве, производство по делу о признании несостоятельным банкротом) ИП ФИО1 прекращено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.11.2014 повторно возбуждены исполнительные производства: по постановлению от 12.05.2012 №0680059005564 возбуждено исполнительное производство №37439/14/58031-ИП; по постановлению от 09.04.2013 №06800590007635 возбуждено исполнительное производство №37440/14/58031-ИП.

От даты вынесения арбитражным судом Пензенской области о прекращении в отношении ИП ФИО1 производства по делу о банкротстве – 13.01.2014 и до возбуждения исполнительного производства (28.11.2014) прошло более шести месяцев. Вместе с тем, в постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению не истек (дата приема заявления о принятии к исполнению вышеуказанных исполнительных документов направления постановлений в ССП на сегодняшний день не сохранилась).

Постановления о возбуждении исполнительных производств от 28.11.2014 должником, в установленный законом десятидневный срок не обжаловались.

25.12.2014 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю.

Постановлением судебного пристава – исполнителя от 28.07.2015 повторно возбуждены исполнительные производства: по постановлению от 12.05.2012 № 0680059005564 возбуждено исполнительное производство № 23532/15/58031 - ИП; по постановлению от 09.04.2013 № 06800590007635 возбуждено исполнительное производство №23531/15/58031-ИП.

14.11.2015 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю.

От даты получения постановлений судебного пристава – исполнителя об окончании исполнительных производства (от 15.01.2015) и до возбуждения исполнительных производств: 23532/15/58031-ИП и 23531/15/58031-ИП (28.07.2015) прошло более шести месяцев (6 месяцев 14 дней). Вместе с тем, указано, что исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению не истек (дата приема заявлений о принятии к исполнению вышеуказанных исполнительных документов в ССП на сегодняшний день не сохранилась). Постановления о возбуждении исполнительных производств от 28.07.2015 должником, в установленный законом десятидневный срок не обжаловались. Исполнительные производства №№23532/15/58031-ИП и 23531/15/58031-ИП (от 28.07.2015) окончены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 – ФЗ.

Согласно ст. 9 ФЗ №229-ФЗ (в ред., действующей до внесения изм. ФЗ №539 – ФЗ от 27.12.2018) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 14.12.2015 № НП-30-26/18035 в случае, если подлежащая взысканию задолженность физического лица – должника по страховым взносам, пеням и штрафам, отраженная в соответствующем исполнительном документе, не превышает 25000,00 рублей, территориальным органом ПФР могут быть приняты меры по направлению данного исполнительного документа в организацию или иному лицу, осуществляющему выплаты физическому лицу-должнику.

Учитывая положения ст. 9 ФЗ №229-ФЗ, письмо ПФР от 14.12.2015 № НП-30-26/18035, а также информацию о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 11.03.2016, в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г.Кузнецке Пензенской области направлены заявления о взыскании с физического лица – должника денежных средств, не превышающих в сумме 25000,00 руб.(заявления от 15.03.2016). На основании п. 1 ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», комиссией принято решение об удержании сумм задолженности из пенсии должника в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) – решения № 5п от 17.03.2016 и №4п от 17.03.2016.

В 2016 году Управлением ПФР произведены удержания по постановлению № 06800590005564 от 12.05.2012: в июне 2016 - 1419,90 руб.; в июле 2016 - 1419,90 руб.; в августе 2016 - 1419,90 руб., в сентябре 2016 - 1419,90 руб.; в октябре 2016 - 1419,90 руб., в ноябре 2016 - 1419,90 руб., в декабре 2016 - 1419,90 руб. Всего удержано в 2016 году 9939,30 руб., в том числе по КБК 39210202100061000160 - 9939,30 руб..

Считает, что сроки и порядок принятия решения об отказе в возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, не нарушены, на дату вынесения решения об отказе в возврате излишне взысканных сумм страховых взносов по данным налогового органа у ФИО1 имелась задолженность по страховым взносам, что в силу ч. 3 ст. 20 ФЗ №250-ФЗ является основанием для отказа в возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

Кроме того, заявленная к возврату сумма страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в размере 3570,30 руб. не может быть исключена из лицевого счета плательщика страховых взносов, поскольку с учетом указанной суммы ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии по старости на основании п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 Ф3 «О страховых пенсиях». Указанные суммы вошли в РПК на 31.12.2014, что подтверждается выписками из ЛСЗЛ на перерасчет с 01. 08.2019 и с 01.08.2020.

Основаниями для признания безнадежными к взысканию заявленных сумм страховых взносов административный истец указывает - нарушение срока предъявления к исполнению постановлений № 06800590005564 от 12.05.2012 и №06800590007635 от 09.04.2013.

Постановление территориального органа ПФР, вынесенное в соответствии со ст. 20 ФЗ №212-ФЗ в силу п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ №229-ФЗ является исполнительным документом.

Согласно п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.

В рамках такого же требования возможно оспаривание в суде инкассового поручения налогового органа, вынесенного на основании статьи 46 Кодекса.

Согласно статье 172 АПК РФ при удовлетворении требования относительно спора о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает наименование, номер, дату выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежную сумму, не подлежащую списанию.

Учитывая положения ст. 172 АПК РФ требование о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, может быть подано в суд до окончания исполнения исполнительного документа.

Также суду пояснила, что фактически при принятии обжалуемого административным истцом решения, не рассматривался вопрос о возврате спорных сумм страховых взносов и пени по ним. Решение было принято лишь на основании имеющихся у административного истца задолженностей по страховым взносам за иные периоды.

Кроме того, представителем административного ответчика ГУ - Отделение ПФР по Пензенской области ФИО5, действующей на основании доверенности представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). По информации УФНС России по Пензенской области от 20.03.2020 у ФИО4 имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 9449,28 руб. и пеням - 9514,03 руб.; а так же по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2645,99 руб. и пеням - 2810,49 руб.. Решение о возврате страховых взносов и пеней Отделением ПФР не может быть принято при наличии у плательщика задолженности за периоды, истекшие до 01.01.2017. Кроме того, ФИО4 с 11.03.2016 является получателем страховой пенсии по старости, спорные страховые взносы учтены на ее индивидуальном лицевом счете и повлияли на размер пенсии. Возврат страховых взносов принесет ущерб Пенсионному фонду Российской Федерации, а также приведет к снижению размера пенсии истца.

Представитель заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области ФИО6, действующая на основании доверенности, требования не признала, дополнительно суду пояснила, что с 01.01.2017 в связи с принятием Федеральных законов от 03.07.2016 № 250-ФЗ и от 03.07.2016 № 243-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговые органы. По правилам статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) недоимка, пени, штраф, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 820 от 17.10.2009 № 820.

Признание задолженности безнадежной к взысканию, с учетом ст. 23 Закона о страховых взносах, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный фонд) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и во вне судебном порядках).

Таким образом, признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве возможно только тогда, когда ответчиком не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Позиция ФИО1 основана на нарушении УПФР по г. Кузнецку положений п. 6.1. ст. 21 Закона № 229-ФЗ при направлении в адрес ССП на принудительное взыскание постановлений № 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013.

Из материалов настоящего дела следует, что процедура принятия требований об уплате страховых взносов № 06800540029186 от 30.03.2012, № 06800540035920 от 12.03.2013 и постановлений № 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013 и сроки их направления на принудительное взыскание до возбуждения дела о банкротстве ФИО1 Ответчиком соблюдены. А постановления о возбуждении исполнительного производства, принятые на основании последующих (после прекращения производства о банкротстве Заявителя) направлений постановлений № 06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013 в службу судебных приставов Заявителем не были оспорены. Обращает внимание, что не были оспорены также и действия УПФР по г. Кузнецку по удержанию страховых взносов из пенсии с 11.03.2016. Межрайонная ИФНС России №1 по Пензенской области поддерживает позицию ГУ-УПФ России в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное).

Учитывая, что удержания из пенсии были произведены с момента назначения пенсии по старости Заявителю, она была осведомлена о производимых удержаниях. Что косвенно подтверждается также письмами, которые были направлены в адрес ИФНС России №1 по Пензенской области, после передачи полномочий по администрированию страховых взносов (обращения от 21.01.2019, 08.04.2019). В связи с этим критично относится к заявлению, что о производимых удержаниях ФИО1 узнала только в ходе судебного разбирательства по делу № 2а-46/2020. Считает, что оспариваемое решение № 06807200000341 от 31.03.2020 принято ГУ ОПФР по Пензенской области в пределах своей компетенции в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 просит отказать.

Представитель заинтересованного лица Государственное учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне и времени его проведения извещен надлежащим образом и своевременно.

Представитель заинтересованного лица – УФССП России по Пензенской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени его проведения извещен надлежащим образом и своевременно.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя административного истца - ФИО2, представителя административных ответчиков УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) и ГУ - Отделение ПФР по Пензенской области ФИО3, а также представителя заинтересованного лица МИФНС России №1 по Пензенской области ФИО6, изучив доводы возражения ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.11.2019 года № ИЭ9965-19-40632832, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 03.03.2005 года, основным видом деятельности является «розничная торговля в палатках и на рынках», ОГРНИП – , 30.10.2013 года она утратила статус индивидуального предпринимателя (в связи с банкротством), о чем в ЕГРИП была сделана соответствующая запись.

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 28.03.2012 №06000512 СН 0028989 ГУ УПФ РФ по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в результате камеральной проверки у плательщика страховых взносов ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам за 2011 год. Сумма недоимки по страховым взносам в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых вносов (10.01.2012) на ОПС в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии – 13509,60 руб., на ОМС в ФФОМС – 1610,76 руб., на ОМС в ТФОМС – 1039,20 руб..

В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам Управлением ПФР выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.03.2012 №06800540029186, согласно которому за ФИО1 по состоянию на 30.03.2012 числится задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 17683,47 руб..

Указанные в требовании от 30.03.2012 № 06800540029186 суммы необходимы было уплатить до 20.04.2012.

В связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов – ИП ФИО1, Управление ПФР на основании ч. 14 ст. 19 и ст. 20 ФЗ № 212-ФЗ прияло постановление о взыскании страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя – постановление от 12.05.2012 №06800590005564 в пределах сумм, указанных в требовании от 30.03.2012 №06800540029186.

Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ИП ФИО1 направлено в Кузнецкий МОСП УФССП России по Пензенской области на исполнение. Судебным приставом-исполнителем Кузнецкого МОСП УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство №17276/12/31/58 (постановление о возбуждении исполнительного производства от 21.06.2012 №52099/12/31/58).

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 27.02.2013 № 06800513СН0033278 ГУ-УПФР по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в результате камеральной проверки у плательщика страховых взносов ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам за 2012 год. Сумма недоимки по страховым взносам в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов (09.01.2013) на ОПС в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии -14386,32 руб., на ОМС в ФФОМС - 2821,93 руб., на ОМС в ТФОМС - 0,00 руб.

В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам Управлением ПФР выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 12.03.2013 № 06800540035920, согласно которому за ФИО1 по состоянию на 12.03.2013 числится задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 19114,02 руб..

Указанные в требовании от 12.03.2013 № 06800540035920 суммы необходимо было уплатить до 23.03.2013.

В связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя ФИО1, Управление ПФР на основании ч. 14 ст. 19 и ст. 20 ФЗ № 212 – ФЗ приняло постановление о взыскании страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя - постановление от 09.04.2013 № 06800590007635 в пределах сумм, указанных в требовании от 12.03.2013 № 06800540035920.

Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ИП ФИО1 направлено в Кузнецкий МОСП УФССП России по Пензенской области на исполнение. Судебным приставом исполнителем Кузнецкого МОСП УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство № 12237/13/31/58 (постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.04.2013 № б/н).

17.05.2013 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительных документов взыскателю: исполнительные производства №17276/12/31/58 и №12237/13/31/58 окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 –ФЗ в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 27.05.2013 (дело № А49-3460/2013) принято к производству заявление ФНС России в лице Управления ФНС по Пензенской области о признании несостоятельным (банкротом) ИП ФИО1.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 19.06.2013 при участии должника – ФИО1 заявление УФНС по Пензенской области удовлетворено, в отношении ИП ФИО1 введена процедура наблюдения с 19.06.2013.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 07.10.2013 задолженность по уплате страховых взносов в ГУ УПФР по г.Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в сумме 39947,10 руб., в том числе основной долг – 33367,81 руб., пени – 6579,29 руб. (в сумму основного долга и пени также вошли суммы по требованиям №06800540029186 от 30.03.2012, №06800540035920 от 12.03.2013, постановлениям №06800590005564 от 12.05.2012, №06800590007635 от 09.04.2013) включены в реестр требований кредиторов.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2014 на основании ходатайства конкурсного управляющего в отношении ИП ФИО4, в связи с недостаточностью имущества должника для осуществления расходов по делу о банкротстве, производство по делу о признании несостоятельным банкротом) ИП ФИО1 прекращено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.11.2014 повторно возбуждены исполнительные производства: по постановлению от 12.05.2012 №0680059005564 возбуждено исполнительное производство №37439/14/58031-ИП; по постановлению от 09.04.2013 №06800590007635 возбуждено исполнительное производство №37440/14/58031-ИП.

Постановления о возбуждении исполнительных производств от 28.11.2014 должником, в установленный законом десятидневный срок не обжаловались.

25.12.2014 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю.

Постановлением судебного пристава – исполнителя от 28.07.2015 возбуждены исполнительные производства: по постановлению от 12.05.2012 № 0680059005564 возбуждено исполнительное производство №23532/15/58031-ИП; по постановлению от 09.04.2013 № 06800590007635 возбуждено исполнительное производство № 23531/15/58031-ИП.

14.11.2015 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю.

Постановления о возбуждении исполнительных производств от 28.07.2015 должником, в установленный законом десятидневный срок не обжаловались.

Исполнительные производства №№ 23532/15/58031-ИП и 23531/15/58031-ИП (от28.07.2015) окончены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 – ФЗ.

Согласно положения ст. 9 ФЗ № 229-ФЗ, письмо ПФР от 14.12.2015 № НП-30-26/18035, а также информации о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 11.03.2016, в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г.Кузнецке Пензенской области направлены заявления о взыскании с физического лица – должника денежных средств, не превышающих в сумме 25000,00 руб.(заявления от 15.03.2016).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», комиссией принято решение об удержании сумм задолженности из пенсии должника в размере, не превышающем 20 % страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)-решения № 5п от 17.03.2016 и №4п от 17.03.2016.

В 2016 году Управлением ПФР произведены удержания по постановлению №06800590005564 от 12.05.2012: в июне 2016 - 1419,90 руб.; в июле 2016 - 1419,90 руб.; в августе 2016 - 1419,90 руб., в сентябре 2016 - 1419,90 руб.; в октябре 2016 - 1419,90 руб., в ноябре 2016 - 1419,90 руб., в декабре 2016 - 1419,90 руб. Всего удержано в 2016 году 9939,30 руб., в том числе по КБК 39210202100061000160 -9939,30 руб..

Общая сумма взысканных страховых взносов и пени по ним составила 10584,42 руб. в том числе: 3570,30 руб. – страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии; 1309,15 руб. – пени по ним; 2821,93 руб. – страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков; 18,32 руб. – пени по ним; 2649,96 руб. – страховые взносы на ОМС до 01.01.2012;214,76 руб. – пени по ним.

19.03.2020 ФИО1 обратилась с заявлениями в ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области (межрайонное) о возврате излишне взысканных в рамках исполнительных производств, возбужденных Кузнецким МОСП УФССП России по Пензенской области на основании вынесенных ответчиком постановлений, страховых взносов на ОПС, ОМС и пеней по ним, в общей сумме 10584,42 руб..

Оспариваемым решением № 068F07200000341 от 31.03.2020 государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области ФИО1 отказано в удовлетворении заявления, а в уведомлении №8 от 31.03.2020 о принятом решении разъяснено, что решение вынесено на основании информации ПФР и ФНС о наличии у нее задолженности по страховым взносам и пеням на ОПС и ОМС.

Считая, что принятое решение об отказе ввозвратеизлишневзысканных страховых взносов за испрашиваемый период не основано на законе и нарушает ее законные права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

На основании установленных по делу обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57Конституции РФ и п. 1 ст.23 НК РФкаждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

До 01.01.2017 правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи19Закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, до начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по ихвзысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.6Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей наобязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 20Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 21Закона № 250-ФЗ решение овозвратесуммизлишнеуплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя овозвратеизлишнеуплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии со ст.18Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки постраховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.

В силу ст.ст.19,20Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплатыстраховых взносов в установленный срок обязанность по уплатестраховыхвзносовисполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов- организации или индивидуального предпринимателя в банках.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатойстраховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов– организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Вслучае направленияуказанного решенияовзысканиипо почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщикастраховыхвзносов- организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующегопостановления, котороенаправляетсясудебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным закономот02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании страховых взносовза счет имущества плательщикастраховыхвзносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требованияобуплатестраховыхвзносов, пеней и штрафов.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также привзысканиипеней за несвоевременную уплатустраховыхвзносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщикастраховыхвзносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанногопостановления.

Согласно части 1 статьи12Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) исполнительными документами, направляемыми(предъявляемыми) судебномуприставу-исполнителю, являются, в том числе: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 358-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи9Закона № 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может бытьнаправленв организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

В силу статьи21Закона № 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1). Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части6настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (часть6.1 введена Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 358-ФЗ).

Статьей22Закона № 229-ФЗ определен перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению (пункт 1 части 1). После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (часть 2). В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3).

Согласно ст. 23 Закона № 229-ФЗ взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в части 1 настоящей статьи, восстановлению не подлежат.

В данном случае 17.05.2013 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю: исполнительные производства №17276/12/31/58 и №12237/13/31/58 окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 –ФЗ в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом – исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 27.05.2013 (дело № А49-3460/2013) принято к производству заявление ФНС России в лице Управления ФНС по Пензенской области о признании несостоятельным (банкротом) ИП ФИО1.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 19.06.2013 при участии должника – ФИО1 заявление УФНС по Пензенской области удовлетворено, в отношении ИП ФИО1 введена процедура наблюдения с 19.06.2013.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2014 на основании ходатайства конкурсного управляющего в отношении ИП ФИО4, в связи с недостаточностью имущества должника для осуществления расходов по делу о банкротстве, производство по делу о признании несостоятельным банкротом) ИП ФИО1 прекращено.

28.11.2014 судебным приставом-исполнителем УФССП России по Пензенской области возбуждены исполнительные производства: по постановлению от 12.05.2012 №0680059005564 возбуждено исполнительное производство №37439/14/58031-ИП; по постановлению от 09.04.2013 №06800590007635 возбуждено исполнительное производство №37440/14/58031-ИП.

25.12.2014 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателю.

С учетом того обстоятельства, что производство по делу о признании несостоятельным банкротом) ИП ФИО1 прекращено определением Арбитражного суда Пензенской области 13.01.2014 года, суд считает, что дальнейшие действия пенсионного органа по принудительному взысканию страховых взносов должны были иметь место в течение 6-ти месяцев с момента прекращения производства по делу о банкротстве с учетом его вступления в законную силу в течение месяца, то есть до августа 2014 года.

В связи с указанными обстоятельствами, суд считает, что шестимесячный срок для предъявления указанных документов к исполнению истек на момент предъявления постановлений для исполнения в службу судебных приставов 28.11.2014, поэтому возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пенис ФИО4 за 2011, 2012 годы по указанным постановлениям утрачена.

Данный срок в соответствии с положениями ст. 23 Закона №229-ФЗ является пресекательным и восстановлению не подлежит. В связи с чем, все последующие действия ГУ УПФР в г.Кузнецке (межрайонное) по принудительному взысканию недоимок и пени по ним являются незаконными.

Довод представителя административных ответчиков о том, что шестимесячный срок для предъявления постановлений к принудительному исполнению ответчиком ГУ УПФР в г.Кузнецке Пензенской области (межрайонное) не был пропущен, поскольку в своих постановлениях о возбуждении исполнительных производств от 28.11.2014 судебные приставы Кузнецкого МОСП УФССП России по Пензенской области указали, что срок для предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, суд считает не состоятельным, поскольку шестимесячный срок в данном случае является пресекательным. Суждения о восстановлении пропущенного срока постановления судебных приставов не содержат.

Довод представителя административных ответчиков о том, что постановления территориального органа ПФР, вынесенные в соответствии со ст.20 Закона №212 ФЗ являются исполнительными документами и согласно п.64 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» оспаривание таких постановлений в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании их не подлежащими исполнению, суд также считает не состоятельным, поскольку в данном случае обстоятельство не обжалования постановлений территориального органа ПФР, не лишает административного истца оспорить законность принятого ГУ – Отделение ПФР по Пензенской области решения.

Обжалуемое административным истцом решение ГУ – Отделение ПФР по Пензенской области об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней принято уполномоченным органом в установленные законом сроки. Порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании решения ГУ Отделения ПФР по Пензенской области № 068F07200000341 от 31.03.2020 незаконным и подлежащим отмене.

Вместе с тем, при определении сумм страховых взносов подлежащих возврату вследствие признания вышеназванного решения незаконным, суд учитывает, что заявленная к возврату сумма страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в размере 3570,30 рублей не подлежит исключению из лицевого счета плательщика страховых взносов, поскольку с учетом указанной суммы ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии по старости на основании п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанные суммы вошли в РПК на 31.12.2014, что подтверждается выписками из ЛСЗЛ на перерасчет с 01.08.2019 и с 01.08.2020. Исключение из лицевого счета плательщика – административного истца оспариваемой суммы страховых взносов на ОПС приведет к уменьшению размера пенсионного обеспечения и как следствие к нарушению её пенсионных прав.

Рассматривая исковые требования административного истца к ответчику ГУ УПФР в г.Кузнецке (межрайонное) о признании задолженности по ОПС и ОМС, а также пени по ним в общем размере 10584 рубля 42 копейки, перечисленные в постановлениях №№06800590005564 от 12.05.2012 и 06800590007635 от 09.04.2013 безденежными к взысканию, суд исходит из следующего.

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей23Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленномПостановлениемПравительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Основания для признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам содержатся также в положениях ст. 19 Федерального закона от 04.07.2016 №250 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Во исполнение указанной нормы был принят порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания, утвержденный постановлением Правления ПФ РФ от 12.02.2018 №49 – П.

Вместе с тем, суд считает, что вопрос о незаконности действий территориального пенсионного органа по взысканию недоимки по страховым взносам и пени по истечении определенного действующим законодательством срока, входит в предмет доказывания по требованию о признании незаконным решения государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области №068F07200000341 от 31.03.2020 и как следствие возврат сумм страховых взносов и пени по ним, в связи с чем, требование о признании задолженности по страховым взносам и пени по ним безнадежными к взысканию является излишне заявленным.

При таких обстоятельствах, требование ФИО1 к ответчику ГУ УПФР в г.Кузнецке (межрайонное) о признании недоимки по страховым взносам на сумму 10584,42 рублей безнадежной к взысканию не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное), ГУ – Отделение ПФР по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, признании задолженности по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, а также пени по ним безнадежными к взысканию– удовлетворить частично.

Признать решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области №068F07200000341 от 31.03.2020 об отказе в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пеней по ним незаконным и отменить его.

Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области вынести решение о возврате ФИО1 удержанные из ее пенсии денежные средства в общей сумме 7014,12 руб. в том числе: 1309,15 руб. – пени по страховым взносам на ОПС на страховую часть пенсии; 2821,93 руб. – страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков; 18,32 руб. – пени по ним; 2649,96 руб. – страховые взносы на ОМС до 01.01.2012; 214,76 руб. – пени по ним и направить данное решение в межрайонную ИФНС России №1 по Пензенской области для исполнения.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 09.11.2020.

Решение в окончательной форме принято 09.11.2020.

Судья: