ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6834/17 от 08.11.2017 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-6834/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яниевой А.А.,

при секретаре Козловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края к Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее по тексту – Управление) с требованием о признании предписания Управления от 28.10.2016 года №19-22-13/5882 об устранении нарушений бюджетного законодательства и возложении на Министерство обязанности по возврату в доход федерального бюджета средств субсидий в размере 1 690 089,89 рублей – незаконным.

Требования мотивированы тем, что Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 года №1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году (далее – Правила). В соответствии с п.2 Правил субсидии предоставляются в целях финансовой поддержки на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг). Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития РФ (п.7 Правил). По итогам конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2015 году предоставлялись субсидии на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектам Российской Федерации, конкурсной комиссией было принято решение о предоставлении Красноярскому краю субсидии в размере 94 724 650 рублей на реализацию мероприятия «Строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска» подпрограммы «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №505 (далее – Государственная программа Красноярского края).

Министерством экономического развития РФ и Правительством Красноярского края заключено Соглашение от 07.08.2015 года №069-МБ-15 (далее – Соглашение) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Государственной программой Красноярского края в размере 94 724 650 рублей на строительство объектов пенного парка на территории г.Железногорска. Согласно подп.2.2.3. Соглашения Правительством Красноярского края, Министерство определено уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития РФ по вопросам реализации Соглашения. Пунктом 2.2. Соглашения предусмотрены обязанности, возложенные на государственный орган исполнительной власти субъекта Российской (Правительство Красноярского края). В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения, Правительство Красноярского края обеспечивает достижение следующих показателей результативности использования субсидии по мероприятию (мероприятиям), реализуемому (реализуемым) в соответствии с Соглашением: строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска: а) количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившим государственную поддержку, ед. – 1; б) исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия, % - 100; в) обеспечение соблюдения установленного соглашением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и (или) графика выполнения мероприятий по капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения, размещению резидентов, % - 100; г) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного парка, индустриального парка и агропромышленного парка, ед. - 1. Распоряжениями Правительства Красноярского края от 22.06.2015 года №553-р, от 20.10.2015 года №934-р определены органы исполнительной власти уполномоченные на взаимодействие с Министерством экономического РФ по реализации мероприятий государственной малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: агентство молодежной политики и реализации программ общественного Красноярского края – по реализации мероприятия «Вовлечение в предпринимательскую деятельность»; агентство науки и инновационного развития Красноярского края – по мероприятий в области государственной поддержки инновационной деятельности, государственной поддержки научной и научно-технической деятельности, реализации комплексных инвестиционных проектов инновационных территориальных кластеров; агентство труда и занятости населения Красноярского края – по реализации «Предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе обучение по направлению краевых государственных учреждений занятости населения»; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края – по реализации мероприятия «Строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска»: министерство экономического развития, инвестиционной политики и связей Красноярского края – по реализации иных мероприятий. Вместе с тем, согласно Предписанию именно Министерство должно обеспечить исполнение показателей, предусмотренных подпунктом 2.2.4. Соглашения, в том числе, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного парка. Поскольку не согласны с возложением обязанности по достижению показателя «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного правка» и возложением обязанности по возврату денежных средств, вынуждены, обратится в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, действующая на основании доверенности от 24.01.2017 года, требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – ФИО2, действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель заинтересованного лица Агентства науки и инновационного развития Красноярского края – ФИО3, действующая на основании доверенности от 28.07.2017 года в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя в соответствии со ст.150 КАС РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено судом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления федерального казначейства по Красноярскому краю №19-22-13/5882 от 28.10.2016 года, вынесенное в ходе проверки на основании Приказа №154 от 06.09.2016 года соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году.

Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 21.08.2008 №51-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) разработку проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях (сферах) градостроительной деятельности, жилищных отношений, газоснабжения, теплоснабжения (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), водоснабжения и водоотведения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, обеспечивающих население коммунальными услугами (далее - системы жизнеобеспечения населения), и ликвидации их последствий;

2) оказание (выполнение) государственных услуг (работ), управление и распоряжение государственной собственностью в областях (сферах) градостроительной деятельности, жилищных отношений, газоснабжения, теплоснабжения, образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), водоснабжения и водоотведения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности;

3) контроль в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

3.1) региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;

4) контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований края (далее - органы местного самоуправления) отдельных государственных полномочий в областях жилищных отношений, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В Соответствии с Приказом Казначейства России от 27.12.2013 №316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства» Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Красноярского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Управление взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства и настоящим Положением.

Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными задачами деятельности Управления являются:

8.1. кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

8.2. кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

8.2(1). кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

8.3. осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

8.4. осуществление учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

8.5. составление и представление в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, а также иной бюджетной отчетности;

8.5(1). контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

(пп. 8.5(1) введен Приказом Казначейства России от 20.12.2016 N 484)

8.6. иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.

Как следует из Соглашения №069-МБ-15 от 07.08.2015 года, его предметом является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с государственной программой Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №505-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» в размере 94 724 650 рублей для создания и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - промышленных парков индустриальных парков, агропромышленных парков и технопарк (за исключением частных промышленных парков) Промышленного парка на территории г.Железногорска в соответствии с государственной и муниципальной программой (подпрограммой, содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, находящегося в собственности Красноярского края. Сри строительства (реконструкции) 2012 года – 2015 года, сметная стоимость 2 592 622,360 рублей.

В соответствии с п.2.2 Соглашения Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, определяет Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития РФ по вопросам реализации настоящего Соглашения, обеспечивает достижение следующих значений показателей результативности использования Субсидии по мероприятию (мероприятиям), реализуемому в соответствии с настоящим Соглашением в том числе, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного парка, индустриального парка и агропромышленного парка, ед. – 1.

Согласно п.4.1.1. Соглашения, в случае если субъектом РФ по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования Субсидии, в том числе по соблюдению графика по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения, и в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, размер субсидии, предоставленный субъекту РФ из федерального бюджета на со финансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) по которым допущено нарушение графика, подлежит возврату из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет в срок до 01 мая текущего финансового года.

Согласно предписания УФК по Красноярскому краю от 28.10.2016 года №19-22-13/5882 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края не обеспечен возврат субсидии в доход федерального бюджета в срок до 01.05.2016 года по не достижению показателя «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного парка» в сумме 1 690 089,89 рублей.

Довод представителя административного истца о том, что ответчик не наделен правами на проведение проверки, не может быть принят судом, поскольку Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет: а) полномочия по контролю: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим под. «а» и подп. «в» п.6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет: предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Государственная программа является документом стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»), суд, полагает, что УФК по Красноярскому краю как орган, который уполномочен осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения имел право на проведение проверки Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Довод представителя административного истца о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края не обязано отвечать за показатель «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства размещенных на территории промышленного парка», не может быть принят судом, поскольку п.2.2.4. Соглашения, именно на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края уполномочивает на обеспечение показателя результативности.

Принимая во внимание, что судом не установлено, что действия административного ответчика не соответствовало нормативным правовым актам, нарушило права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края к Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю о признании незаконным предписания, – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления мотивированного текста решения в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: А.А. Яниева

Дата изготовления судом мотивированного решения – 15.11.2017 года.