ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6838/2021 от 29.09.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-008564-74 Дело № 2а-6838/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием представителя административного истца Крюгер А.Н., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Поповой В.А.,

рассмотрев 29 сентября 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Скальского Олега Анатольевича к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегову Александру Александровичу, Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными отказы в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенные в письмах от 11.05.2022 № 28/266684, от 19.05.2022 № 28/267535, об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,

установил:

Скальский О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенные в письмах от 11.05.2022 № 28/266684, от 19.05.2022 № 28/267535, об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что приведенные администрацией обстоятельства, такие как: использование системы координат МСК Сыктывкарская для описание координат характерных точек объекта и невыполнение работ по благоустройству, не относятся к предусмотренным законом основаниям для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегов А.А., Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», в качестве заинтересованного лица – кадастровый инженер Жданова О.А.

Административный истец Скальский О.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.

Представитель административного истца Крюгер А.Н. настаивала на удовлетворении требований.

Представитель административных ответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар», первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегов А.А. – Попова В.А. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве на административный иск.

Жданова О.А., Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства и установленные по делу обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.06.2019 между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Скальским О.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ......, площадью ... кв.м. для завершения строительства объекта «здание для обслуживания автотранспортных средств», заключен договор №... аренды земельного участка, со сроком до ** ** **.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» утвержден градостроительный план земельного участка для строительства объекта капитального строительства по ....

27.03.2019 администрацией МО ГО «Сыктывкар» выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу г.....

17.01.2022 административному истцу выдано разрешение администрации МО ГО «Сыктывкар» на строительство взамен разрешения от ** ** **, сроком действия до ** ** **, с указанием месторасположения объекта: ..., ....

** ** ** административный истец обратился через отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ему муниципальной услуги – выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар» в отношении здания для обслуживания транспортных средств по адресу: г...., предоставив пакет документов.

Письмом от 11.05.2022 № 28/266684, подписанным первым заместителем руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можеговым А.А., на основании пп. 1 п. 2.10.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.01.2019 № 1/155, п. 1 ч. 6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги.

В обоснование отказа со ссылками на п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ указано, что в представленном техническом плане здания от 06.04.2022, разработанном кадастровым инженером Ждановой О.А., описание координат характерных точек объекта выполнено в системе МСК Сыктывкарская. Для описания координат объектов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Республики Коми (далее – ГИСОГД) на территории МО «Сыктывкар» используется система координат МСК-11 4 зона, принятая для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории МО ГО «Сыктывкар».

После исправления технического плана, выполненного в системе координат МСК-11 4 зона, 16.05.2022 административный истец вновь обратился через отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ему муниципальной услуги – выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар» в отношении здания для обслуживания транспортных средств по адресу: г.Сыктывкар, ул.Лесопарковая, предоставив пакет документов.

Письмом от 19.05.2022 № 28/267535, подписанным первым заместителем руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можеговым А.А., на основании пп. 4 п. 2.10.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.01.2019 № 1/155, ч. 6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги.

В обоснование отказа со ссылками на ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ указано на не выполнены работы по благоустройству территории согласно проектной документации.

Кроме того, в письмах от 11.05.2022 и от 19.05.2022 дополнительно указано на отсутствие в пакете документов технических условий от ** ** **№....

Полагая данные отказы незаконными, административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу статей 3, 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства производится в соответствии с положениями статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и не определяет момент окончания строительства, а удостоверяет его выполнение.

Момент окончания строительства определяется датой приемки работ, зафиксированной в акте приемки заказчиком (пункт 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ).

Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень документов необходимый для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в части 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, к которым, в частности, относятся: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.01.2019 № 1/155 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее Административный регламент).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуга и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления содержится в пункте 2.6 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен пунктом 2.10 Административного регламента.

Согласно подпункту 1 пункта 2.10.2 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, указанных в пункте 2.6, 2.7 настоящего регламента, в том числе отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (представляются в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости) (подпункт 3 пункта 2.6 Административного регламента). Согласно подпункту 4 пункта 2.10.2 Административного регламента также основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, при обращении в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию административным истцом представлены документы, предусмотренные пунктом 2.6 Административного регламента, а также частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе технический план здания от 06.04.2022, в котором описание характерных точек объекта выполнено в системе МСК Сыктывкарская.

Для описания координат объектов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Республики Коми (далее – ГИСОГД) на территории МО «Сыктывкар» используется система координат МСК-11 4 зона, принятая для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории МО ГО «Сыктывкар».

Распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.06.2020 № 351-Р государственная информационная система Республики Коми обеспечения градостроительной деятельности Республики Коми на территории МО ГО «Сыктывкар» введена в эксплуатацию с 15.06.2020.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми переход ведения Единого государственного реестра недвижимости из местной системы координат г.Сыктывкар в местную систему координат Республики Коми (МСК-11, зона 4) на территории Сыктывкарского кадастрового района осуществлен 16.03.2022.

Поскольку в техническом плане здания от 06.04.2022 описание координат характерных точек объекта выполнено не в системе координат МСК-11 4 зона для ведения ЕГРН на территории МО ГО «Сыктывкар», которые в момент обращения Скальского О.А. в администрации МО ГО «Сыктывкар» о выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию были утверждены и введены в эксплуатацию, вывод административного ответчика о необходимости привести в соответствии технический план здания является верным.

Кроме того, данный недостаток был устранен административным истцом, 16.05.2022 технический план, составленный с использованием системы координат МСК-11 4 зона, был представлен в администрацию МО ГО «Сыктывкар».

Вторым основанием для отказа администрации в выдаче Скальскому О.А. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось несоответствие объекта проектной документации в части выполнения работ по благоустройству территории, со ссылкой на подпункт 4 пункта 2.10.2 Административного регламента, которым предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем, указанное основание, прямо не поименовано в части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

По смыслу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию означает его готовность для использования по назначению.

При этом, благоустройство территории не подпадает под понятие объекта капитального строительства и не относится к параметрам объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае, в пункте 12 акта сдачи-приемки законченного строительством объекта указано, что согласованным застройщиком и исполнителем сроком сдачи работ по благоустройству является 01.09.2022.

Указанный срок к моменту обращения административного истца с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не истек.

Вместе с тем, само по себе невыполнение работ по благоустройству территории в соответствии с проектной документацией не может помешать использованию объекта по назначению, а, следовательно, не препятствует введению его в эксплуатацию.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что отсутствие благоустройства территории объекта «здание для обслуживание транспортных средств» не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод этого объекта в эксплуатацию при отсутствии иных несоответствий требованиям проектной документации и разрешения на строительство.

На иные несоответствия администрация МО ГО «Сыктывкар» не указывает.

Дополнительное указание на предоставление технических условий от ** ** **... согласуется с требованиями пункта 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым в целях получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию необходимо предоставление акта о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией).

При таких обстоятельствах отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче Скальскому О.А. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основаниям, изложенным в письме от 19.05.2022 № 28/267535, не соответствует закону, приводит к необоснованному затягиванию сроков сдачи объекта в эксплуатацию, нарушая самым права административного истца, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что в соответствии с частями 1, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в судебном порядке может быть оспорен только отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а разрешение вопроса о выдаче такого разрешения отнесено к компетенции органа местного самоуправления, то в связи с признанием отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенного в письме от 19.05.2022 № 28/267535, незаконным, суд считает необходимым возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Скальского О.А. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «здание для обслуживания транспортных средств», расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ....

Правовых оснований для возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как о том просит административный истец, у суда не имеется, поскольку данный вопрос находится за рамками полномочий судебных органов, и обратное приведет к нарушению конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции РФ.

При этом также учитывая, что разрешение вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как указывалось выше отнесено к компетенции органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об отсутствии в рамках настоящего спора, который рассматривается в порядке административного судопроизводства, оснований для удовлетворения требований административного истца в части обязания администрацию МО ГО «Сыктывкар» выдать разрешение на ввод объекта «здание для обслуживания транспортных средств», по адресу: г...., в эксплуатацию, в связи с чем в удовлетворении данной части требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Скальского Олега Анатольевича к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегову Александру Александровичу, Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными отказы в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенные в письмах от 11.05.2022 № 28/266684, от 19.05.2022 № 28/267535, об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегова Александра Александровича в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «здание для обслуживания транспортных средств», выраженный в письме от 19.05.2022 № 28/267535.

Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Скальского Олега Анатольевича о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «здание для обслуживания транспортных средств», расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ....

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене отказа первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегова Александра Александровича в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «здание для обслуживания транспортных средств», выраженный в письме от 11.05.2022 № 28/266684, об обязании администрацию МО ГО «Сыктывкар» выдать разрешение на ввод объекта «здание для обслуживания транспортных средств» по адресу: ..., отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено ** ** **.