ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-683/19 от 28.05.2018 Березовского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-683/2019

24RS0004-01-2019-000026-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пятовой Д.В.,

при секретаре Федоровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Г.Ф., Толстихин А.А. к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о признании незаконным отказа в переводе из нежилого помещения в жилое,

У С Т А Н О В И Л:

Федорова Г.Ф., Толстихин А.А. обратились в суд с иском к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о признании незаконным отказа в переводе из нежилого помещения в жилое. Требования мотивировали тем, что Федорова Г.Ф. и Толстихин А.А. на праве собственности принадлежат земельный участок и расположенное на нем нежилое здание по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес>. Участок имеет категорию- земли населенных пунктов, разрешенное использование- одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома. В октябре 2018 года истцы обратились с заявлением в Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о разрешении перевода из нежилого помещения в жилое, с предоставлением всех необходимых документов. <дата> истцами был получен ответ об отказе в переводе со ссылкой на то, что земельный участок расположен в двух зонах: «Санитарно-защитная производственных предприятий» и «автомобильный транспорт». Полагают отказ противоречащим нормам Жилищного кодекса РФ, указывая также, что для истцов данное помещение является единственным жильем. Просят суд признать незаконным отказ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о признании незаконным отказа в переводе из нежилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес> в жилое. Обязать Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края рассмотреть заявление и вынести решение о переводе указанного выше помещения из нежилого в жилое.

Административные истцы Федорова Г.Ф., Толстихин А.А. в зал суда не явились, были извещены своевременно надлежащим образом, обеспечили участие своего представителя.

Представитель истцов ФИО5, действующая на основании доверенностей заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, дополнив, что участок, принадлежащий истцам, расположен в территориальной зоне «административно-деловая» и имеет условно разрешенный вид использования- строительство жилых зданий. Кроме того, постановлением администрации Зыковского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> на основании заключения по итогам публичных слушаний от <дата> изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с «для эксплуатации столовой» на «Одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома». Также постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> утвержден градостроительный план земельного участка с разрешенным использованием- для индивидуальной жилой застройки, с указанием места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в котором расположено спорное здание по адресу: <адрес>. Таким образом, с учетом изменения вида разрешенного использования, утверждения градостроительного плана земельного участка, учитывая также, что здание не расположено в зоне «автомобильный транспорт» отказ администрации в переводе нежилого помещения в жилое является незаконным.

Представитель административного ответчика Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме, представила письменные возражения на иск, настаивала, что отказ Управления в переводе нежилого здания, принадлежащего истцам, в жилое основан на нормах закона, так как на основании «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> предусмотрено, что не допускается размещение в границах санитарно-защитных зон жилой застройки. Спорное нежилое помещение расположено на земельном участке, который в свою очередь расположен в зоне «санитарно-защитная зона производственных предприятий». Управление не обладает полномочиями уменьшения или увеличения санитарно-защитных зон и полагает незаконным перевод здания из нежилого в жилое по указанным выше основаниям.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст.23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление и предусмотренный настоящей статьей пакет документов.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Толстихин А.А. и Федорова Г.Ф. являются собственниками, по ? доле каждый в праве собственности на земельный участок и нежилое здание по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес>. Согласно кадастровой выписки Федеральной кадастровой палаты от <дата>, участок имеет категорию- земли населенных пунктов, разрешенное использование- одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома.

Постановлением администрации Зыковского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> на основании заключения по итогам публичных слушаний от <дата> изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес> с «для эксплуатации столовой» на «Одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома».

Постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> утвержден градостроительный план земельного участка с разрешенным использованием- для индивидуальной жилой застройки, с указанием места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в котором расположено спорное здание по адресу: <адрес>.

<дата>Толстихин А.А. и Федорова Г.Ф. обратились в администрацию <адрес> Красноярского края с заявлением о разрешении перевода из нежилого указанного выше помещения в жилое.

На заявление Толстихин А.А. и Федорова Г.Ф. Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края <дата> предоставлен ответ, в соответствии с которым заявителям отказано в переводе из нежилого помещения в жилое со ссылкой на то, что земельный участок расположен в двух зонах: «Санитарно-защитная производственных предприятий» и «автомобильный транспорт».

Разрешая требования административных истцов суд приходит к выводу об их обоснованности и незаконности отказа администрации в переводе из принадлежащего истцам нежилого помещения в жилое в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из Правил землепользования и застройки Зыковского сельсовета от 2011 года и выкопировки к ним, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, находится в зоне ОД-1 «административно-деловая». Часть земельного участка расположена в зоне ИТ-1 «автомобильный транспорт», однако как видно при сопоставлении градостроительного плана земельного участка и выкопировки из правил землепользования и застройки спорное здание в зоне «автомобильный транспорт» не расположено.

При этом, как следует из положений ст. 44 указанных выше Правил землепользования и застройки, Зона «административно-деловая» имеет вид условно-разрешенного использования- строительство жилых зданий.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

В настоящем случае постановлением администрации Зыковского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> на основании заключения по итогам публичных слушаний от <дата> изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес> с «для эксплуатации столовой» на «Одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что участок расположен в зоне, которая имеет условно разрешенное использование- строительство жилых зданий, истцами предприняты все необходимые меры для изменения вида разрешенного использования и он изменен решением органа местного самоуправления от <дата>, указанное постановление не отменено, суд полагает отказ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края в переводе из нежилого помещения в жилое по тем основаниям, что здание расположено в зонах «Санитарно-защитная производственных предприятий» и «автомобильный транспорт» не законным и не обоснованным.

Вместе с тем оснований для возложения на ответчика обязанности выдать разрешение о переводе нежилого помещения в жилое суд не усматривает, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и на основании принципа разделения власти, установленного ст.10.12 Конституции РФ, суд не вправе подменять органы исполнительной власти, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федорова Г.Ф., Толстихин А.А., предъявленные к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края о признании незаконным отказа в переводе из нежилого помещения в жилое удовлетворить частично.

Признать незаконным решение руководителя Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края от <дата> по заявлению Толстихин А.А., Федорова Г.Ф. о разрешении на перевод из нежилого помещения здания, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес> в жилое.

Обязать Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края повторно рассмотреть заявление Толстихин А.А., Федорова Г.Ф. от <дата> (входящий номер от <дата>) о разрешении на перевод из нежилого помещения здания, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, Зыковский с/с, <адрес> в жилое.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Федорова Г.Ф., Толстихин А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения <дата>.

Председательствующий Д.В. Пятова