ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6845/2016 от 01.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 1 августа 2016 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Болдиновой М.А.,

с участием административного истца Подвигина В.В.,

представителя административного истца Никитина С.Ю.,

представителя административного ответчика Поповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подвигина В. В., Подвигиной О. В. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области о признании распоряжения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с её ликвидацией незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Подвигин В.В., Подвигина О.В. обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области ...N предписано осуществить государственную регистрацию в связи с ликвидацией ..., исключить организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административные истцы являлись кредиторами указанной некоммерческой организации, в отделе судебных приставов ... находятся исполнительные производства о взыскании с указанного юридического лица в их пользу денежных средств. Взыскатели обращались к ликвидатору с заявлением о включении их в список кредиторов.

Полагают, что порядок ликвидации некоммерческой организации, предусмотренный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, не был соблюден ликвидатором, в результате чего требования административных истцов не удовлетворены. Поскольку в результате издания оспариваемого распоряжения организация ликвидирована, истцы лишены права обратиться в суд с заявлением о признании её банкротом.

Просили суд признать распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области ...N о ликвидации ... незаконным.

В судебном заседании истец Подвигин В.В., его представитель по устному ходатайству Никитин С.Ю. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить. Пояснили, что ответчик не нарушал требований закона при издании оспариваемого распоряжения, однако оно подлежит отмене, поскольку иным способом невозможно защитить нарушенное право кредиторов (истцов), причиненных неправомерными действиями ликвидатора.

Представитель административного ответчика Попова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку у ответчика отсутствует обязанность проверки достоверности представленного ликвидатором ликвидационного баланса. Принятие оспариваемого решения осуществляется на основании представленных ликвидатором документов, в том числе заявления о ликвидации, которое носит уведомительный характер.

Административный истец Подвигина О.В. в судебное заседание не явилась, извещена о нем надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без её участия в письменном заявлении.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца Подвигиной О.В.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно статье 21 указанного Закона ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 1, 2 статьи 13.1, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

В соответствии с пунктом 63 статьи 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённому Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 марта 2014 года № 26 Управление наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

В силу положений пункта 6 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Согласно пункту 17 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011года № 455 (Зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2012 №23117, далее - Регламент) государственная услуга по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях предоставляется государственными служащими центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов.

В силу пункта 33 Регламента в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются: заявление о государственной регистрации ликвидации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций.

Пунктом 38 Регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги не допускается истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Судом установлено, что ... в Управление Министерства юстиции Российской федерации по ... поступило уведомление о ликвидации ... и протокол N общего собрания от ..., согласно которому принято решение о ликвидации указанного юридического лица, ликвидатором избран .... На основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской федерации по Оренбургской области от ...N соответствующая запись внесена в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от ...N и представленных ликвидатором уведомления, протокола общего собрания и промежуточного баланса в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об утверждении промежуточного баланса некоммерческой организации.

... года ликвидатором в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс с отметкой о предоставлении его копии в налоговый орган, протокол общего собрания от ... года об утверждении ликвидационного баланса, акт уничтожения печати, сообщение о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от ...N осуществлена государственная регистрация ..., организация исключена из единого государственного реестра юридических лиц.

Распоряжение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями закона. Истребование у заявителя дополнительных документов, подтверждающих достоверность представленного ликвидационного баланса, отсутствия неудовлетворенных требований кредиторов, а также иных документов, не предусмотренных статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», законом запрещено. В связи, с чем суд приходит к выводу о законности оспариваемого распоряжения.

Суд также отклоняет доводы истцов о том, что оспариваемым распоряжением нарушены их права кредиторов ликвидированного юридического лица, исходя из следующего.

Согласно представленным административными истцами документам, а именно справкам из отдела судебных приставов ... у ликвидированной некоммерческой организации имелись непогашенные задолженности: в размере ... рублей – перед Подвигиным В.В., ... рублей – перед Подвигиной О.В.... истцы направляли ликвидатору по почте заявление о включении их в список кредиторов юридического лица, однако почтовое отправление не было получено адресатом. В порядке, предусмотренном статьей 641 Гражданского кодекса Российской Федерации, административные истцы в суд не обращались.

Согласно части 3 статьи 642 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица.

Доводы истцов сводятся к оспариванию достоверности ликвидационного баланса юридического лица, однако эти обстоятельства не влияют на законность оспариваемого распоряжения, так как проверка достоверности ликвидационного баланса не входит в полномочия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области. Истцами избран ненадлежащий способ защиты своих прав.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Подвигина В. В., Подвигиной О. В. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области о признании распоряжения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с её ликвидацией незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись В.В. Линькова

Решение в окончательной форме принято 2 августа 2016 г.

Судья подпись В.В. Линькова