ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6845/2021 от 23.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре Алейниковой В.Ю., с участием административного истца, представителей административных ответчиков,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обжаловании решения, бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным бездействия.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как гражданин, имеющий трех и более детей, поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду, зарегистрирован под номером 4263. Однако, в установленный законом срок административным ответчиком не сформированы списки и перечень земельных участков для предоставления гражданам в рамках реализации мер социальной поддержки. При этом, не осуществляются альтернативные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельных участков. Просит признать незаконным бездействие административных ответчиков в части изыскания сводных земельных участков, обязать их устранить нарушение прав истца в полном объеме.

Административный истец в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара возражал против административного иска, полагая, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку перечень не сформирован, предоставить земельный участок не возможно.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражала против административного иска, указала, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края являются ненадлежащими ответчиками, поскольку указанными полномочиями обладают органы местного самоуправления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Положениями части 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения. Если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция РФ, провозглашая Россию социальным государством (часть 1 статьи 7), обязывает к осуществлению в РФ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в РФ (часть 1 статьи 38; статья 64).

Конституция РФ также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (часть 1 статьи130), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции РФ и законов (части 1, 2 статьи 15) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.

Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (часть 2 статьи 132 Конституции РФ), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Согласно части 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство РФ (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

Для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень).

Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).

Заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором содержатся сведения о заявителе, в том числе о постановке его на учет в другом муниципальном образовании Краснодарского края в соответствии с настоящим Законом (при наличии таких сведений), описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления.

При этом постановка на учет гражданина не по месту жительства возможна в органе местного самоуправления любого муниципального образования Краснодарского края, за исключением городских округов и городских поселений в составе муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Их материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как гражданин, имеющий трех и более детей, поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду, зарегистрирован под номером 4263.

Письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 дан ответ, согласно которому администрацией муниципального образования г. Краснодар проводятся работы, направленные на изыскание свободных земельных участков с целью дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

По вопросу получения альтернативных мер поддержки взамен предоставления земельного участка указано, что нормами действующего краевого законодательства такая возможность не предусмотрена.

Однако, в целях проработки установления (способов и порядка реализации) альтернативных мер поддержки семей, имеющих трех и более детей, в виде предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты, направленной на улучшение жилищных условий, в межведомственный план мероприятий до 2020, проводимых в рамках «Десятилетия детства» в Краснодарском крае, утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края опыта наиболее успешных практик субъектов РФ по предоставлению семьям с тремя и более детьми с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В результате проработки данного вопроса органами государственной власти Краснодарского края, задействованными в реализации данного мероприятия, включая министерство финансов Краснодарского края, в настоящее время установление альтернативных мер социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, взамен предоставления им земельного участка в виде единовременных денежных выплат признано нецелесообразным ввиду ограниченных возможностей краевого бюджета.

Письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которые и проводят работы, направленные на изыскание свободных земельных участков, предоставление земельного участка будет возможно после формирования и опубликования Перечня в количестве земельных участков, соответствующем его учетному номеру.

Согласно нормам краевого законодательства в Перечень земельных участков включаются исключительно свободные земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов в территориальных зонах, допускающих строительство индивидуальных жилых домов, в отношении которых в соответствии с градостроительными регламентами установлены виды разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

В определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О «По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что не исключаются ситуации, когда объективная возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах конкретного муниципального образования отсутствует вследствие особенностей его развития с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (Определение от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Как ранее отмечал Конституционный Суд РФ, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Изучив материалы дела, суд полагает, что со стороны административных ответчиков не допущено нарушение прав административного истца, поскольку ФИО1 как лицо, имеющее право на предоставление земельного участка, будет им обеспечен после проведения работ по выявлению и формированию земельных участков, отвечающих условиям реализации указанных выше мер социальной поддержки граждан.

Задержка реализации мер социальной поддержки многодетных семей выражена объективными причинами и не может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления своих полномочий, предоставленных Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (решений) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1).

При отсутствии совокупности этих условий, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное заявление ФИО1 к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обжаловании решения, бездействия,– оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: