ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-684/20 от 21.09.2020 Кондопожского городского суда (Республика Карелия)

2а-684/2020

№ ...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Бахориной М.А.,

при секретаре Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации Кондопожского муниципального района, Правительству Республики Карелия и Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с названным иском, мотивировав свою позицию тем, что администрация КМР ХХ.ХХ.ХХ уведомила АО «Кондопожский ЦБК» (далее - Общество) о том, что обществу присвоена I категория по гражданской обороне. Считают, что присвоение первой категории по гражданской обороне было осуществлено с нарушением норм ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ, Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804), поскольку Общество не направляло в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории Кондопожского муниципального района, свои предложения об установлении категории по гражданской обороне. Кроме того, присвоение первой категории по гражданской обороне повлекло для Общества определенные обязанности, в частности, необходимость создания и поддержания в состоянии готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; для наибольшей работающей смены организации, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения - создание укрытий.

Полагая оспариваемые действия (бездействия) незаконными, просят признать незаконными: действие администрации КМР, выразившееся во внесении в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения) предложения по отнесению АО «Кондопожский ЦБК» к категории по гражданской обороне; действие Государственного комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, выразившееся в направлении в МЧС России на согласование перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в части включения АО «Кондопожский ЦБК»; действие МЧС России, выразившееся в согласовании перечня организаций РК, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в части включения АО «Кондопожский ЦБК»; действие Государственного комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, выразившееся в утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в который включено Общество; действие Правительства Республики Карелия, выразившееся в утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в который включено Общество. Также просят признать незаконным включение Общества в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, обязать исключить АО «Кондопожский ЦБК» из перечня организаций РК, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Представитель административного истца Илющенко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в иске. Дополнительно указал, что предложения от Общества в администрацию КМР, что предусмотрено п. 5 правил № 804, об установлении ему категории по гражданской обороне не направлялось, в связи с чем, иные этапы осуществлены безосновательно. В перечне организаций для отнесения их к категории по гражданской обороне указаны «Обрабатывающие производства. Организации целлюлозно-бумажного производства…» с определенными значениями, в частности, численность работающих в военное время тыс. чел. (общ./НРС) от <...> до <...> от <...> до <...> однако у Общества отсутствует мобилизационное задание, численность работающих в военное время как общая, так и наибольшая работающая смена, и она ничем не определена. Представленные приложения к плану гражданской обороны не имеют юридической силы, поскольку не подписаны ген.директором, полагал, что в представленных приложениях указаны ошибочные сведения.

Представитель администрации Кондопожского муниципального района Пенкин В.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что решение об отнесении Общества к 1 категории организации гражданской обороны администрация не принимала. Общество не предоставляло в администрацию сведений, предусмотренных показателями и предложения об установлении категории по гражданской обороне, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил и не освобождает орган местного самоуправления от исполнения своих обязанностей, предусмотренных п. 6 Правил. Также указал, что дополнительным критерием отнесения предприятия целлюлозно-бумажной промышленности к 1 категории по гражданской обороне является численность работающих на предприятии в военное время, которая должна составлять от <...> человек до <...> человек.

Представитель Правительства Республики Карелия и Государственного комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Филатова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что действиями представляемых ею органов права административного истца не нарушаются. Руководствуясь Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804, на основании предложений администрации КМР, Государственный комитет внес АО «Кондопожский ЦБК» в проект перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категории по гражданской обороне. Главой Республики Карелия данный перечень организаций РК, отнесенных к категории по гражданской обороне, утвержден.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и ГУ МЧС РФ по РК Матюнькина А.А., действующая на основании доверенностей, пояснила, что к полномочиям МЧС России относится согласование перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в связи с чем, МЧС России на основании нормативно-правовых актов утвердило показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, однако, присвоение организациям категории по гражданской обороне не входит в компетенцию органов МЧС России. Просила признать МЧС России ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений ст. 219 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804 утверждены правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил определено, что отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Администрация КМР в соответствии с Правилами вносит в органы исполнительной власти субъектов РФ (Государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения) предложения по отнесению организаций, предусмотренных абз. 2 п. 5 Правил, к категориям по гражданской обороне (п. 6 Правил).

В соответствии с п.7 Правил Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственные корпорации, государственных компании или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти организации.

Пунктом 8 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в т.ч. организаций, предусмотренных абз. 2 п. 5 Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам РФ.

ХХ.ХХ.ХХ в ЕГРЮЛ внесена запись о создании АО «Кондопожский ЦБК», в качестве основного вида деятельности указано – производство бумаги и картона. В акте приема-передачи недвижимого имущества ОАО «<...>», вносимого для оплаты доли ОАО «<...>» в уставном капитале АО «Кондопожский ЦБК» от ХХ.ХХ.ХХ указано имущество, в т.ч. ТЭС и цех биологической очистки.

ХХ.ХХ.ХХ администрация КМР в соответствии с п. 6 Правил, исполняя запрос Государственного комитета РФ по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, направило предложения по отнесению организаций к категориям гражданской обороны, где показатель общей численности работающей в военное время смены составляет до 3500 человек, показатель наибольшей работающей смены – до <...> человек.

Согласно представленной в материалы дела переписке администрация КМР неоднократно обращалась в Государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения с целью установления категории по ГО для АО «Кондопожский ЦБК» и снятии категории с ОАО «<...>» (письма от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ), ХХ.ХХ.ХХ получен ответ.

На основании предложений администрации КМР и в соответствии с п. 8 Правил, Государственный комитет внес АО «Кондопожский ЦБК» в проект перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категории по гражданской обороне.

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.08.2016 № 804 ДСП утвержден перечень организаций Республики Карелия, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденный Главой РК 14.04.2020, в который включено АО «Кондопожский ЦБК» (приложение № 6). Данный перечень согласован с заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ХХ.ХХ.ХХ.

Письмом от ХХ.ХХ.ХХ администрация КМР сообщила АО «Кондопожский ЦБК» о том, что Главой Республики Карелия утвержден указанный выше перечень организаций Республики Карелия, в соответствии с которым Общество имеет I категорию по гражданской обороне, в связи с чем, требуется создание защитных сооружений гражданской обороны типа «укрытие».

Письмо получено АО «Кондопожский ЦБК» ХХ.ХХ.ХХ, то есть административное исковое заявление подано в срок, установленный ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с Приказом МЧС РФ <...>

Согласно отчету о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе в АО «Кондопожский ЦБК» за ХХ.ХХ.ХХ год составляет: всего работающих <...>, пребывающих в запасе <...>, что подтверждается карточкой учета организации. Согласно справке АО «Кондопожский ЦБК» списочная численность работников предприятия по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ составляет <...> человека, на ХХ.ХХ.ХХ<...> человек.

В соответствии с планом гражданской обороны АО «Кондопожский ЦБК», утвержденным руководителем гражданской обороны АО «Кондопожский ЦБК», согласованным Главой администрации КМР и начальником Главного Управления МЧС России по РК в ХХ.ХХ.ХХ года, численность работающих и служащих составляет <...> человек, наибольшая работающая смена - <...> человек (численность работающих и служащих предприятия в особый период – <...> человек, НРС – <...> человек (ст. 28 Плана); на ХХ.ХХ.ХХ численность работающих и служащих составляет <...> человек; НРС в военное время - <...> чел. (приложение 1).

Следовательно, АО «Кондопожский ЦБК» в соответствии с п. 2 Правил может быть отнесено к категориям по гражданской обороне, поскольку организация имеет важное оборонное и экономическое значение, категории по гражданской обороне предусмотрены п. 3 Правил.

Проанализировав нормы права, подлежащие применению, представленные доказательства, поскольку на основании предложений администрации КМР Общество отнесено к первой категории по гражданской обороне, ХХ.ХХ.ХХ Главой Республики Карелия утвержден перечень организаций РК, отнесенных к категории по гражданской обороне, перечень согласован с заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ХХ.ХХ.ХХ, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах действия административных ответчиков соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Ссылка административного истца о том, что действия административных ответчиков являются незаконными, поскольку АО «Кондопожский ЦБК» не предоставлялись сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении Обществу категории по гражданской обороне, несостоятельна, поскольку в соответствии с Правилами указанные действия относятся к обязанностям, а не правам, ненадлежащее исполнение которых не освобождает органы местного самоуправления от внесения соответствующего предложения в органы исполнительной власти.

К доводам административного истца о том, что отраженные в приложениях к Плану гражданской обороны предприятия сведения не соответствуют действительности, суд относится критически, поскольку аналогичные сведения содержатся в п. 1.5 Плана гражданской обороны, утвержденного руководителем предприятия в марте 2019 года и согласованного с соответствующими организациями, что не может свидетельствовать о несоответствии представленных в нем сведений действительности.

Довод о том, что в отсутствие мобилизационного задания Обществу не может быть присвоена первая категория по ГО является необоснованным, поскольку пункт 2 Правил не предусматривает наличие совокупности указанных в нем условий для присвоения категории по ГО.

Учитывая объем и характер заявленных исковых требований, оснований для удовлетворения ходатайства представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и ГУ МЧС РФ по РК об исключении МЧС России из числа ответчиков, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

М.А. Бахорина

Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.