ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-684/2022660038-01-2022-000930-46 от 02.08.2022 Невьянского городского суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2а-684/2022 66RS0038-01-2022-000930-46

Мотивированное решение

будет принято 02.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск 26.07.2022

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Камаловой Ю.И.,

с участием лиц, участвующих в деле:

представителя истца Тимковой В.И. – Кирпиковой Н.С.,

представителя ответчика – администрации Невьянского городского округа Середкиной Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тимковой Валентины Ивановны к Администрации Невьянского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Представитель административного истца Тимковой В.И. – Кирпикова Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации Невьянского городского округа о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 557,0 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения огородничества на открытом грунте (без права капитального строительства) в собственность, выраженное в письме от 00.00.0000***.

В обосновании требований указано, что на основании договора арены земельного участка *** между административным истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером *** площадью 557 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения огородничества на открытом грунте (без права капитального строительства). Срок действия данного договора согласно п. 2.1, установлен с 00.00.0000 по 00.00.0000.

00.00.0000 административным истом было подано заявление о предоставлении вышеуказанного участка, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» п.1, подп. «а».

00.00.0000 Администрацией был дан ответ (исх. ***) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, согласно Правилам землепользования и застройки Невьянского городского округа применительно к территории поселка Калиново, утвержденными решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000 и огородничество является вспомогательным видом разрешенного использования в данной территориальной зоне, что по мнению администрации, препятствует передаче его в собственность арендатора.

Считают данный отказ незаконным, необоснованным, нарушающим права административного истца на реализацию предоставленного федеральным законодательством права на приобретение до конца 2022 года данного земельного участка в собственность.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации четко и однозначно указаны основания и критерия для продажи земельного участка: участок должен быть в аренде у гражданина; участок должен находится в государственной собственности; вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного из государственной собственности в аренду гражданину, должен быть для ведения огородничества для собственных нужд (то есть огородничество не в целях извлечения прибыли); отсутствие у гражданина в период аренды нарушений требований земельного законодательства при использовании арендуемого земельного участка.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий, земельный участок может быть продан гражданину без проведения торгов. Иных критериев и оснований для предоставления в собственность земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.

Административный истец считает, что все условия для предоставления в собственность земельного участка соблюдены, оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка не имеется.

Представитель административного истца Тимковой В.И. – Кирпикова Н.С. исковые требования в судебном заседании поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Середкина Л.М. возражала в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее.

00.00.0000 в администрацию Невьянского городского округа поступило заявление Тимковой В.И. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: .... с разрешенным использованием – для ведения огородничества на открытом грунте (без права капитального строительства).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа применительно к территории поселка Калиново, утвержденными решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания (Ж-1).

В соответствии с картой 1. «Функциональное зонирование применительно к территории поселка Калиново» и картой 8. «Карта зон с особыми условиями использования территории применительно к территории поселка Калиново» Генерального плана применительно к территории поселка Калиново, утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, вышеуказанный земельный участок расположен в функциональной зоне размещения усадебной жилой застройки социального типа.

В зоне размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания (Ж-1) Правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа применительно к территории поселка Калиново, утвержденными решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, установлены виды разрешенного использования.

Использование спорного земельного участка не соответствует функциональной зоне, в которой он расположен, а именно зоне размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания (Ж-1).

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером ***, был поставлен на кадастровый учет до утверждения Правил землепользования и застройки и первый договор аренды с Тимковой В.И. был заключен до утверждения Правил землепользования и застройки, поскольку до истечения срока договора аренды она обращается за заключением договора аренды указанного земельного участка на новый срок, то руководствуясь п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации с ней заключаются договоры аренды на указанный земельный участок, без приведения разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.

В случае изменения разрешенного использования земельного участка на индивидуальное жилищное строительство, как предусмотрено Правилами землепользования и застройки, участок должен предоставляться по результатам торгов, с Тимковой В.И. уже не может быть заключен договор аренды без торгов.

Предусмотренная законом возможность использования земельного участка без установления срока его приведения в соответствие с градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа, предусмотренная пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не влечет за собой возникновение у лица, использующего земельный участок не в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, права на выкуп такого земельного участка.

Ссылку на пп. «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» считают необоснованной, поскольку в п. 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации написано, что независимо от содержания документации по планировке территории, документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования осуществляется предоставление земельных участков для целей, перечисленных в пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629, а именно в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения.

Следовательно, при предоставлении прав на земельные участки, перечисленные в пп. «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629, а именно для ведения гражданами огородничества для собственных нужд, администрация Невьянского городского округа должна руководствоваться документами территориального планирования и документами градостроительного зонирования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истца следует отказать, по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 00.00.0000 администрацией Невьянского городского округа принято постановление, согласно которого решено предоставить Тимковой В.И. в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером *** находящегося по адресу: .... площадью 557,0 кв.м, разрешенное использование (назначение) участка – для ведения огородничества на открытом грунте (без капитального строительства), а также указано о необходимости обеспечить использование земельного участка, с соблюдением ограничений, установленных ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

00.00.0000 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа и Тимковой В.И. был заключен договор *** аренды земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов, с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: .... площадью 557,0 кв.м, разрешенное использование (назначение) участка – для ведения огородничества на открытом грунте (без капитального строительства). Срок аренды с 00.00.0000 по 00.00.0000. В пункте 1.2 данного договора указано, что имеются ограничения в использовании земельного участка, который расположен в 50-метровой водоохранной зоне ручья Витилка.

00.00.0000 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа и Тимковой В.И. был заключен договор *** аренды земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов, с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: .... площадью 557,0 кв.м, разрешенное использование (назначение) участка – для ведения огородничества на открытом грунте (без капитального строительства). Срок аренды с 00.00.0000 по 00.00.0000.

00.00.0000 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа и Тимковой В.И. был заключен договор *** аренды земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов, с кадастровым номером *** находящегося по адресу: .... площадью 557,0 кв.м, разрешенное использование (назначение) участка – для ведения огородничества на открытом грунте (без капитального строительства). Срок аренды с 00.00.0000 по 00.00.0000.

00.00.0000 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа и Тимковой В.И. был заключен договор *** аренды земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов, с кадастровым номером *** находящегося по адресу: .... площадью 557,0 кв.м, разрешенное использование (назначение) участка – для ведения огородничества на открытом грунте (без капитального строительства). Срок аренды с 00.00.0000 по 00.00.0000.

00.00.0000 Тимкова В.И. обратилась в администрацию Невьянского городского округа с заявлением, в котором указала, что в соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 *** просит передать ей в собственность (продать) без проведения торгов арендуемый ею по договору аренды *** от 00.00.0000 земельный участок, с кадастровым номером ***, предназначенный для ведения огородничества на открытом грунте (без права капитального строительства) для собственных нужд.

Письмом администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 за *** Тимковой В.И. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку она не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с подп. «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» установлено, что в 2022 году предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (ст. 35, ч. 2; ст. 36, ч. 1), вместе с тем не устанавливает условий реализации данного права, они определяются федеральным законодателем (ст. 36, ч. 3), который закрепил в главе V.1 Земельного кодекса Российской Федерации основания и способы предоставления земельных участков, относящихся к публичной собственности, включая продажу их на торгах или без проведения торгов, как это предусмотрено ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оборот земельных участков в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Подпункт 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению, в силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации сказано, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (п. 1). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (п. 4). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа, применительно к территории поселка Калиново, утвержденными решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, спорный земельный участок расположен в зоне размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания (Ж-1), где установлены следующие виды разрешенного использования: основные – блокированная жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства, земельные участки (территории) общего пользования, коммунальное обслуживание, автомобильный транспорт; вспомогательные – ведение огородничества; условно разрешенные – связь.

Принимая во внимание, что правилами п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного в зоне размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания, у Администрации Невьянского городского округа отсутствуют правовые основания для продажи Тимковой В.И. спорного земельного участка без проведения торгов. Следовательно, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка, с кадастровым номером *** в собственность истца, изложенный в письме от 00.00.0000***, является законным и обоснованным.

Доводы стороны истца о том, что в рассматриваемом случае не применимо положение подп. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также то, что спорный земельный участок может быть предоставлен истцу в собственность без торгов, так как предусмотрен вспомогательный вид разрешенного использования – ведение огородничества, суд считает не обоснованными и не состоятельными.

Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных, так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований. Такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

При указанных выше обстоятельствах, основания для удовлетворения административных исковых требований Тимковой В.И. отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Тимковой Валентины Ивановны отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

Судья: И.Н. Уфимцева

Копия верна:

Судья: Секретарь: