Дело № 2а-6856 /2021
УИД 50RS0021-01-2021-006186-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двадцать восьмое сентября 2021 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кобзева Олега Владимировича к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кобзев О.В. обратился в суд к административному ответчику Администрации городского округа Красногорск Московской области с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации, о признании решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, возложении обязанности предоставить разрешение на размещение проезда к земельному участку. Просит суд признать незаконным решение администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Административный иск мотивирован тем, что Кобзев О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8029 +/- 31 кв. м, местоположением: <адрес>, район <адрес> указанному земельному участку ведет несколько дорог, каждая из которых преграждается установленным шлагбаумом, либо цепью со столбиками. Единственным проездом к земельному участку является дорога, отраженная в схеме. С ДД.ММ.ГГГГ года проезд к земельному участку административного истца перекрыт - по ширине дороги, приводящей к земельному участку, установлены бетонные блоки. Для проезда и прохода неопределенного круга лиц к участку с кадастровым номером № административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского округа Красногорк Московской области с заявлением об установлении сервитута на земельный участок в целях обеспечения нужд местного населения соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". По результатам рассмотрения указанного заявления Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ принял решение № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Основанием отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным и результате межведомственного информационного взаимодействия, а также планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Административный истец не согласен с данным решением, считает его незаконным и необоснованным, не основанном на нормах действующего законодательства. Просит суд иск удовлетворить.
Административный истец Кобзев О.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, обеспечил явку представителя по доверенности ФИО4.
Представитель административного истца по нотариально удостоверенной доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования доверителя поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на иск.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Кобзеву О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8029 +/- 31 кв. метров, с кадастровым номером №, категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения индивидуальной и блокированной жилой застройки, расположенный в <адрес><адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 563897 кв. метров, на основании решения собственников от ДД.ММ.ГГГГ.
Кобзев О.В. обратился к административному ответчику с заявлением о представлении государственной услуги в виде установления сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение № № об отказе Кобзеву О.В. в предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». При этом разъяснено, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 – не полностью обеспечена читаемость в части списка координат характерных точек границ образуемого земельного участка. Список координат характерных точек образуемого земельного участка проводится в местной системе координат МСК 50 Зона 2, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости на территории Московской области. Администрация не усматривает оснований для заключения соглашения об установлении сервитута на испрашиваемый земельный участок, в связи с наличием беспрепятственного доступа по дороге общего пользования в соответствии со ст. 23,3 ЗК РФ. Дополнительно указано, что проект решения об отказе в предоставлении услуги направлен на рассмотрение в Министерство имущественных отношений Московской области. По результатам согласования проекта отказа принято положительное решение (сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проекта отрицательных решений от 28.06.2021 № 112-О).
В соответствии с частью 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 23 ЗК РФ указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Московской области от 26.12.2018 N 242/2018-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" и порядком предоставления государственной услуги "Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" на территории городского округа Красногорск Московской области, утвержденным постановлением администрации городского округа Красногорск МО от 25.11.2020 N 2407/11, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению сервитута, публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги "Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" на территории городского округа Красногорск Московской области осуществляется администрацией городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация) в соответствии с административным регламентом "Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12 ноября 2020 года N 15ВР-1505.
В пункте 10 регламента указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Согласно подпункту 10.2.3 регламента, для предоставления Государственной услуги заявителем по основанию, указанному в подпункте 6.1.5 пункта 6.1 настоящего административного регламента, предоставляется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно подпункту 6.1.5 пункта 6.1 регламента, заявитель обращается за предоставлением Государственной услуги в Администрацию с заявлением о предоставлении Государственной услуги в случае в том числе, за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно представленного административным истцом заключения составленного ООО «Кадастровый центр Базис», ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «КЦ <данные изъяты>» ФИО6 был осуществлён выезд на место для обследования и проведения необходимых замеров на земельных участках, образованных из земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>. Специалистом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № располагается с южной стороны <адрес>, с восточной стороны расположен водный объект (водохранилище), через который построена плотина с регулируемым водостоком, по которой проложена дорога в деревню. С другой стороны деревни дорога заканчивается и далее проезда нет, т.е. въезд в <адрес> возможен только с восточной стороны через плотину. С южной и западной сторон деревни расположены земли лесного фонда без существующих дорог. В <адрес> в южном направлении земельный участок с кадастровым номером № имеется два въезда через боковые улицы. При этом другого доступа к этим участкам нет. На момент исследования ни один из новых участков не используется, частично отсыпаны щебнем проезды к новым участкам. Собственник земельного участка с кадастровым номером № не имеет возможности использовать свой участок из-за перекрытия въездов к нему с улицы <адрес> в южном направлении. Боковые улицы перегорожены шлагбаумом, перерыты канавами, в некоторых местах установлены бетонные блоки.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих представление Кобзевым О.В. схемы расположения земельного участка не соответствующей требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, выраженного в нечитаемости списка координат характерных точек границ образуемого земельного участка, а также доказательств наличия беспрепятственного доступа к земельному участку административного истца по дороге общего пользования,
Таким образом, требования Кобзева О.В. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Признание оспариваемого решения административного ответчика незаконным является основанием для пересмотра заявления Кобзева О.В. об установлении сервитута на земельный участок в целях обеспечения нужд местного населения к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 8029 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>
руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Кобзева Олега Владимировича к Администрации городского округа <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Возложить на Администрацию городского округа <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Кобзева Олега Владимировича об установлении сервитута на земельный участок в целях обеспечения нужд местного населения к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 8029 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуальной и блокированной жилой застройки, сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Н. Харитонова