ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-685/19 от 16.05.2019 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

2а-685/2019

УИД 24RS0018-01-2019-000706-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2019 года г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя административного истца – помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Середа Е.Н.,

при секретаре Суровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по разработке и утверждению Порядка и перечня случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и об обязании разработать и утвердить Порядок и перечень случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Администрации ЗАТО <адрес> с требованиями о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по разработке и утверждению Порядка и перечня случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и об обязании разработать и утвердить Порядок и перечень случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, в рамках которой установлено бездействие Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в сфере издания нормативно-правовых актов. В силу п. 9.3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны утвердить порядок и перечни случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ главе ЗАТО г. Зеленогорска был направлен проект нормативного правого акта «Об утверждении Порядка и перечни случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Администрацией города до настоящего времени проект данного нормативного правого акта не утвержден, работа по утверждению Порядка включена администрацией города в план работы на II полугодие 2019 года. Отсутствие Порядка влечет за собой нарушение прав граждан на оказание на безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Оспариваемое бездействие совершено ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, о бездействии прокуратуре стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация ЗАТО г. Зеленогорска, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителя не направила, представила отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, в связи с чем суд с учетом мнения административного истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Середа Е.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Полагала, что разумный срок исполнения решения составляет 2 месяца с момента вступления в силу решения суда.

Согласно отзыву на исковое заявление представитель Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Родина Н.А. просит отказать в удовлетворении административного иска прокурора по тем основания, что поскольку работа по разработке проекта муниципального правового акта запланирована Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск, дано поручение начальнику Отдела городского хозяйства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска разработать данный проект, то у Администрации ЗАТО г. Зеленогорска отсутствует бездействие по разработке соответствующего акта. Кроме того, разрешение вопросов нормотворческой деятельности (издание и отмена правовых актов, внесение в них изменений и дополнений) в силу ст. 10, 12 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит в компетенцию судебных органов.

Разрешая заявленные требования, заслушав прокурора, оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В статье 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 219 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания бездействия в данном случае возлагается на административного ответчика, который обязан подтверждать факты, на которые ссылается как на основания своих возражений.

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 9.3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу прямого указания части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» данный муниципальный правовой акт должен быть принят не позднее шести месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть не позднее 20.06.2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 37, части 2 статьи 40 Устава города Зеленогорска Красноярского края Администрация ЗАТО г. Зеленогорска осуществляет, в том числе иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением вопросов, отнесенных федеральными и краевыми законами, Уставом города, решениями Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска к компетенции Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска, Главы ЗАТО г. Зеленогорска или Счетной палаты ЗАТО г. Зеленогорска.

Поскольку к исключительной компетенции Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска, Главы ЗАТО г. Зеленогорска или Счетной палаты ЗАТО г. Зеленогорска вопрос утверждения порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не отнесен, Администрация ЗАТО г. Зеленогорска является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Главе ЗАТО г. Зеленогорска направлен проект постановления «Об утверждении Порядка и перечня случаев оказания на возвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Администрация ЗАТО г. Зеленогорск письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировала прокурора города о том, что разработка данного муниципального правого акта включена в план работы Администрации ЗАТО г. Зеленогорска на II полугодие 2019 года.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что на момент рассмотрения дела в нарушение требований пункта 9.3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» муниципальный правовой акт, которым должен быть утвержден Порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не принят.

Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан, круг которых персонально определить невозможно, на получение за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих исполнение вышеприведенных положений действующего законодательства в части разработки и принятия указанного муниципального правового акта.

Подготовительные действия Администрации ЗАТО г. Зеленогорска по планированию разработки муниципального правового акта, вопреки доводам административного ответчика, не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия, поскольку органом местного самоуправления не исполнена возложенная на него федеральным законом обязанность по принятию муниципального правого акта в срок, установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Суд признает несостоятельными доводы Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо муниципальный правовой акт в связи с тем, что это относится к исключительной компетенции соответствующего органа.

Как следует из положений статей 39, 218, 219 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

Исходя из изложенного, понуждение в судебном порядке органов местного самоуправления исполнить возложенные на них законом обязанности не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Между тем, суд полагает, что требование административного истца в части обязания административного ответчика утвердить порядок и перечень случаев оказания за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исключительно на безвозвратной основе является незаконным, поскольку по смыслу пункта 9.3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ определение вида оказываемой помощи (на возвратной и (или) безвозвратной основе) относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска подлежат частичному удовлетворению в части признания незаконным бездействия Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, выразившегося в неисполнении обязанности по принятию Порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и возложения на Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять Порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 174-180, 218-219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска частично удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию Порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Возложить на Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять Порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.В. Петухова

Мотивированное решение составлено 21 мая 2019 года.