ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-685/20 от 08.07.2020 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года г.Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Алехиной И.Н.,

при секретаре Якушевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-685/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании действий по изменению кадастровой стоимости земельных участков незаконными, повлекшими за собой увеличение размера налога на земельные участки

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области о признании действий по изменению кадастровой стоимости земельных участков незаконными, повлекшими за собой увеличение размера налога на земельные участки, указав в обоснование своих требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:09:030601:652 и 71:09:030401:1183, с приложением постановлений Администрации муниципального образования Заокский район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ г.

Администрацией муниципального образования Заокский район Тульской области были вынесены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «Для размещения объектов индивидуального жилищного строительства» на «Земли (территории) общего пользования».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Демидовское Заокского района Тульской области, утвержденными решением собрания представителей МО Заокский район № от ДД.ММ.ГГГГ г., к основным видам разрешенного использования в зоне Ж-1 (Ж1 - Зона застройки индивидуальными" жилыми домами), в том числе относится вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего пользования». При этом согласно описанию вида разрешенного использования (статья 35 ПЗЗ, стр. 31), данный вид подразумевает: «Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общегопользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурныхформ благоустройства». В вышеуказанных постановлениях в соответствии с действующими ПЗЗ был указан один из основных видов разрешенного использования: «земельные участки (территории) общего пользования».

Земельный участок с К№ расположен по адресу: <адрес>, находится в зоне Ж-1, имеет вид разрешенного использования «Земли (территории) общегопользования» и является земельным участком, на котором размещается улично-дорожная сеть.

Земельный участок с К№ расположен по адресу: <адрес>, находится в зоне Ж-1, имеет вид разрешенного использования «Земли (территории) общего пользования» и является земельным участком, на котором размещается улично-дорожная сеть.

На момент изменения вида разрешенного использования земельного участка с К№, сведения о жилой зоне Ж-1 <адрес> уже были внесены в ЕГРН с учетным номером .

В соответствии с ч.2 Постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 года N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных в составе земель населенных пунктов Тульской области, утверждена в размере один рубль за земельный участок.

После внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с К№ и в части изменения вида разрешенного использования на «Земли (территории) общего пользования», с учетом действовавших на тот момент ПЗЗ, кадастровая стоимость данных участков должна была быть определена в размере одного рубля.

В ДД.ММ.ГГГГ года кадастровая стоимость земельных участков с К№ и была изменена на 9521464,15 руб. и 14190220,08 руб. соответственно. Считает, что в сведениях о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, допущена ошибка.

Просит суд признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области по изменениям кадастровой стоимости, повлекшие за собой увеличение размера налога на земельные участки с К№ и . Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области вернуть кадастровую стоимость в размере 1 рубль на земельные участки с К№ и , в соответствии с ч.2 Постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 года N 546 (ред. от 22.07.2019) "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области". Считать кадастровую стоимость земельных участков с К№ и равной 1 руб. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Определениями Зареченского районного суда г. Тулы в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования Заокский район, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, администрация г. Тулы.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 поддержала, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области нарушено право ФИО1 на своевременное уведомление о том, что произошли какие-то действия с кадастровой стоимостью земельных участков, решение об исправлении технической ошибки в адрес ФИО1 не направлено. Если бы оно было направлено, то ФИО1 смог предпринять различные меры по снижению кадастровой стоимости, по отказу от земельных участков. На сегодняшний момент земельные участки уже не принадлежат административному истцу, он от них отказался в пользу муниципального образования. Считает, вывод о том, что к землям общего пользования не относятся земли, предоставленные в частную собственность несостоятелен и не основан на нормах материального права, поскольку территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Из чего следует, что основной признак земель общего пользования: «беспреиятственно и неограниченный круг лиц». Таким образом, законодателем земли общего пользования определяются, как территории, к которым имеет доступ неограниченный круг лиц. На земельных участках, принадлежащих ФИО1 нет шлагбаумов, заборов и иных объектов, препятствующих проезду любого вида транспорта, а также пешеходам и велосипедистам. Земельные участки ФИО1, несмотря на принадлежность частному лицу открыты для неограниченного круга лиц и являются землями общего пользования.

Вид разрешенного использования «земли общего пользования» относится к 16 группе и выделен в отдельную статью Постановления правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 г., где нет ни слова о том, что данная статья распространяется только на государственную и муниципальную собственность.

Согласно Методическим указаниям, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов, его кадастровая стоимость определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В возражениях расписана формула и расчет измененной кадастровой стоимости, где берется удельный показатель для квартала в разрезе второй группы «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки». Использование методических указаний по пересчету по второй группе земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки незаконно, поскольку спорные земельные участки уже имеют статус дорог земель общего пользования, поэтому вторая группа не применима. Что касается срока исковой давности, то если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, определенный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ года в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с вопросом о разъяснении повышения кадастровой стоимости на земельные участки, принадлежащие ФИО1, последним была начата административная процедура, которая могла позволить разрешить вопрос во внесудебном порядке. Таким образом, срок исковой давности истекает ДД.ММ.ГГГГ года, заявление подано ДД.ММ.ГГГГ года.

Представители Управления Росреестра по Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 не признали, при этом пояснили, что земельные участки с К№, , являются исходными земельными участками для земельного участка с К№.

ФИО1 являлся правообладателем указанных земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ года () и с ДД.ММ.ГГГГ года (, , ), т.е. с момента вступления в силу Постановления №546, соответственно и плательщиком земельного налога.

На дату оценки: ДД.ММ.ГГГГ года обозначенные земельные участки учитывались в ЕГРН с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

При проведении государственной кадастровой оценки в ДД.ММ.ГГГГ году, земельные участки с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», отнесены исполнителем работ ко 2-ой группе видов разрешенного использования: земельные участки для домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39, действовавшими на дату оценки.

Земельный участок, К№, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Земли (территории) общего пользования, площадь 27 247 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с уточненной площадью 27 247 кв.м. и в установленных границах на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО11. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 125 земельных участков путём перераспределения земельных участков с К№, , .

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом в рамках полномочий на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года определена величина кадастровой стоимости в размере 9521464,15 руб. с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 349,45 руб./кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании решения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года (запись регистрации № ).

Земельный участок, К№, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Земли (территории) общего пользования, площадь 41 682 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с видом разрешенного использования для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, с уточненной площадью 41 682 кв.м. и в установленных границах на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО11 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путём перераспределения земельных участков с К№.

ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании решения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года (запись регистрации № ).

ДД.ММ.ГГГГ года в сведения ЕГРН на основании заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года № и постановления Администрации муниципального образования Заокский район от 06.02.2018 года № 151 внесены изменения в части вида разрешенного использования, а именно вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» изменен на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования».

В сведения ЕГРН на основании заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации муниципального образования Заокский район от 06.02.2018 года № 150 внесены изменения в части вида разрешенного использования, а именно вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» изменен на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования».

Согласно п. 2.5. Акта о результатах плановой тематической проверки деятельности Филиала от 21.11.2018 года Управлением были выявлены случаи необоснованного определения Филиалом кадастровой стоимости в размере 1 руб. земельных участков, вид разрешенного использования которых «для жилищного строительства» был изменен на «земельные участки (территории) общего пользования».

Филиалом в рамках полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, ДД.ММ.ГГГГ года ошибочно определены величины кадастровой стоимости земельных участков с К№ в размере 1 руб.

Методические указания № 39, которые утратили силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21.09.2017 года № 470 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в рамках государственной кадастровой оценки в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 групп видов разрешенного использования, включая 16 группу видов разрешенного использования (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).

Согласно п. 2.5 Методических указаний № 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок. Филиалом кадастровая стоимость данных земельных участков пересчитана с использованием 16 группы видов разрешенного использования, установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39 и составила 1 руб. Данные методические указания применялись только для целей расчета кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки и не применимы для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования.

Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка регламентировалось Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, которые утратили силу с 01.03.2019 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 года № 514.

Пунктами 2.3.2, 2.1.3 Методических указаний № 222 установлено, что «в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка» (п. 2.3.2) и «в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка» (п. 2.1.3).

В приложении 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования, используемые для определения кадастровой стоимости, удельные показатели кадастровой стоимости в разрезе 16 группы отсутствуют, в связи с чем, определить кадастровую стоимость вновь образуемых земельных участков с видом разрешенного использования, соответствующим 16 группе, и существующих земельных участков в случаях изменения разрешенного использования на вид разрешенного использования, соответствующий 16 группе, с использованием Методических указаний № 222 не представлялось возможным.

Кадастровая стоимость таких земельных участков может быть определена только при проведении очередного тура работ по государственной кадастровой оценке земель.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области была ошибочно определена кадастровая стоимость существующих земельных участков в случаях изменения разрешенного использования на вид разрешенного использования, соответствующий 16 группе, с использованием Методических указаний № 39, в то время как Филиал может осуществлять возложенные на него полномочия только в рамках Методических указаний № 222.

Во исполнение плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой тематической проверки Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области были направлены письма начальнику Управления предоставления сведений и определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ года № и директору департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года № по вопросу расчета кадастровой стоимости земельных участков на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли (территории) общего пользования».

В адрес Филиала поступили разъяснения ФГБУ «ФКП Росреестра», от ДД.ММ.ГГГГ года № , согласно которым в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка согласно положениям п. 2.3.2. Методических указаний № 222, иного порядка определения кадастровой стоимости действующим законодательством не предусмотрено.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ года № Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило, что в силу положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли общего пользования не могут находиться в частной собственности, и как следствие, при определении их кадастровой стоимости не могут быть отнесены к 16 группе видов разрешенного использования, предусмотренной Постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 года №546.

Земельные участки, занятые улицами, площадями, бульварами, проездами, тупиками, относятся к территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут быть переданы в частную собственность, установленный пунктом 2.1.16 Методических указаний вид разрешенного использования земельных участков относится к землям общего пользования. Согласно сведениям ЕГРН на земельных участках административного истца отсутствуют объекты недвижимого имущества- сооружения «автомобильные дороги».

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области на совещании рабочей группы специалистов рассмотрен вопрос об исправлении кадастровой стоимости земельных участков в 1 руб. и принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости в 1 руб. путем возврата прежней кадастровой стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№, о чем составлен протокол выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением на основании подготовленных Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области протокола выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ года № и акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях №.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области исправлена величина кадастровой стоимости по земельному участку с К№ и возвращена к прежнему значению 9 521 464,15 руб., определенному Филиалом при осуществлении государственного кадастрового учета с указанием даты применения: ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№ , о чем составлен протокол выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением на основании подготовленных Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области протокола выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ года № и Постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях № .

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области исправлена величина кадастровой стоимости по земельному участку с К№ на величину, утвержденную Постановлением №546 14190220,08 руб. с указанием даты применения: ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений абз. 3 п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса РоссийскойФедерации в случае изменения кадастровой стоимости земельногоучастка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Исправление технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости и увеличение суммы земельного налога не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГ года Управлением принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№.

ДД.ММ.ГГГГ года Управлением принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№ от ДД.ММ.ГГГГ года №.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от истца поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ года по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельных участков с К№ и , следовательно административному истцу было известно о принятии государственным регистратором вышеуказанных решений об исправлении технической ошибки ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем просят применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ года, с пропуском трехмесячного срока, установленного ст. 219 КАС.

Считают, что переписка административного истца не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу настоящего административного иска, поскольку административная процедура и обязательный досудебный претензионный порядок для данной категории дел действующим законодательством не предусмотрен.

Управлением соблюден порядок по исправлению технической ошибки, предусмотренной статьей 61 Закона о регистрации недвижимости, в том числе соблюдено и направлено уведомление об исправлении технической ошибки. Данные документы были направлены простым почтовым направлением без уведомления и без описи вложения. Полагают, что нарушения прав административного истца в связи с увеличением налога не имеется.

Учитывая положение п. 1 ст. 238 ГК РФ «Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок». Поскольку административный истец в период времени являлся собственником спорных земельных участков и по его заявлению был изменен вид разрешенного использования, поэтому как собственник он нес риск наступления тех, или иных последствий.

Кадастровая палата не должна была в случае изменения вида разрешенного использования использовать методические рекомендации и применять Постановление Правительства № 546, поскольку в рамках полномочий они должны определять кадастровую стоимость только с учетом методических рекомендаций № 222, но в данном случае основания для определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования с формулировкой земли общего пользования не представлялось возможным, поэтому возвращена кадастровая стоимость, которая была в сведениях ЕГРН с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», установленной для исправления технической ошибки.

Представитель Филиала «ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тульской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с К№ и принадлежат на праве собственности административному истцу.

ДД.ММ.ГГГГ года государственным регистратором прав Управления Росреестра по Тульской области (решение № и решение № ) в сведениях об указанных земельных участках были исправлены технические ошибки. Данные действия осуществлены в соответствии с положениями части 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регламентирующими процедуру исправления технической ошибки, согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Исправление технических ошибок по перерасчету кадастровой стоимости земельных участков с К№ и совпадает с правовой позицией ФГБУ «ФКП Росреестра» по данному вопросу, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ года № : согласно п. 2.3.2 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Для земельного участка с К№ исправленная кадастровая стоимость составила 9 521 464,15 руб. (площадь в размере 27 247 кв.м. умножена на 349,45 руб./кв.м. - удельный показатель кадастровой стоимости, установленный Приложением № 2 к Постановлению Правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" для кадастрового квартала 71:09:030601 в разрезе второй группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», соответствующей разрешенному использованию «Для индивидуального жилищного строительства» земельных участков с К№ , из которых ДД.ММ.ГГГГ года путем перераспределения образован земельный участок с К№).

Для земельного участка с К№ исправленная кадастровая стоимость составила 14 190 220,08 руб. (установлена Приложением № 1 к Постановлению Правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области").

ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице Филиала по Тульской области) не принимало решений об исправлении технических ошибок и не совершало юридически значимых действий, оспариваемых административным истцом, которым выбран ненадлежащий способ защиты своих прав предъявление административного иска к ненадлежащему административному ответчику (ст. 43 КАС РФ).

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке. В письменных возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в соответствии с действующим законодательством. Указал, что к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежавшие приватизации земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Постановлением Правительства тульской области от 30.11.2016 года №546 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области. Как следует из п.2 постановления кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельных участков земель резерва, земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборотов или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством РФ, земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных в составе земель населенных пунктов Тульской области равна 1 руб. за земельный участок. Земли общего пользования и не могут находиться в частной собственности. Кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности физических лиц не может равняться 1 руб.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Управления ФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке.

В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в том числе, административного истца, об уважительности причин своей неявки не сообщившего.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9, 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельные участки с К№ являются исходными земельными участками для земельного участка с К№.

ФИО1 являлся правообладателем указанных земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ года () и с ДД.ММ.ГГГГ года ().

На дату оценки: ДД.ММ.ГГГГ года обозначенные земельные участки учитывались в ЕГРН с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

При проведении государственной кадастровой оценки в ДД.ММ.ГГГГ году, земельные участки с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», отнесены исполнителем работ ко 2-ой группе видов разрешенного использования: земельные участки для домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39, действовавшими на дату оценки.

Земельный участок, К№, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Земли (территории) общего пользования, площадь 41 682 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> 1: ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с видом разрешенного использования для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, с уточненной площадью 41 682 кв.м. и в установленных границах на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО11 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путём перераспределения земельных участков с К№.

ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании решения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года (запись регистрации № ).

Земельный участок, К№, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Земли (территории) общего пользования, площадь 27 247 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с уточненной площадью 27 247 кв.м. и в установленных границах на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО11 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 125 земельных участков путём перераспределения земельных участков с К№.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в рамках полномочий на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года определена величина кадастровой стоимости в размере 9521464,15 руб. с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 349,45 руб./кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании решения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года (запись регистрации № ).

ДД.ММ.ГГГГ года в сведения ЕГРН на основании заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года № и постановления Администрации муниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ года № внесены изменения в части вида разрешенного использования, а именно вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» изменен на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования».

В сведения ЕГРН на основании заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимостиот ДД.ММ.ГГГГ года № и постановления Администрациимуниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ года № внесеныизменения в части вида разрешенного использования, а именно вид разрешенногоиспользования «для индивидуального жилищного строительства» изменен на видразрешенного использования «земельные участки (территории) общегопользования».

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в рамках полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, ДД.ММ.ГГГГ года ошибочно определены величины кадастровой стоимости земельных участков с К№ в размере 1 руб.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№ , о чем составлен протокол выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением на основании подготовленных Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области протокола выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ года № и акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях №.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области исправлена величина кадастровой стоимости по земельному участку с К№ и возвращена к прежнему значению 9 521 464,15 руб., определенному Филиалом при осуществлении государственного кадастрового учета с указанием даты применения: ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с К№ , о чем составлен протокол выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением на основании подготовленных Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области протокола выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ года № и Постановления Правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях № .

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области исправлена величина кадастровой стоимости по земельному участку с К№ на величину, утвержденную Постановлением №546 14190220,08 руб. с указанием даты применения: ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

В силу положений ч. 1 ст. 61 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с абз. 3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказом Росреестра от 12.05.2015 года № П\210, п. 2.2.6 Положения, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2016 года № П/533, Филиал «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области осуществляет на территории Тульской области определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно п. 2.5. Акта о результатах плановой тематической проверки деятельности Филиала от 21.11.2018 года Управлением Росреестра Тульской области выявлены случаи необоснованного определения Филиалом кадастровой стоимости в размере 1 рубля земельных участков, вид разрешенного использования которых «для жилищного строительства» был изменен на «земельные участки (территории) общего пользования».

Филиалом «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области кадастровая стоимость данных земельных участков пересчитана с использованием 16 группы видов разрешенного использования (далее - 16 группа), установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39, и составила 1 рубль.

Методические указания № 39, утратившие силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21.09.2017 года № 470 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в рамках государственной кадастровой оценки в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 групп видов разрешенного использования, включая 16 группу видов разрешенного использования (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).

Согласно п. 2.5 Методических указаний № 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Однако, данные методические указания применялись только для целей расчета кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки и не применимы для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования.

Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка регламентировалось Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, которые утратили силу с 01.03.2019 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 года № 514.

Пунктами 2.3.2, 2.1.3 Методических указаний № 222 установлено, что «в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка» (п. 2.3.2) и «в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка» (п. 2.1.3).

В приложении 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования, используемые для определения кадастровой стоимости, удельные показатели кадастровой стоимости в разрезе 16 группы отсутствуют.

Во исполнение плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой тематической проверки Филиалом «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области были направлены письма начальнику Управления предоставления сведений и определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ года № и директору департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года № по вопросу расчета кадастровой стоимости земельных участков на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли (территории) общего пользования».

В адрес Филиала «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области поступили разъяснения ФГБУ «ФКП Росреестра», от ДД.ММ.ГГГГ года № , согласно которым в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка согласно положениям п. 2.3.2. Методических указаний № 222, иного порядка определения кадастровой стоимости действующим законодательством не предусмотрено.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ года № Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило, что в силу положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли общего пользования не могут находиться в частной собственности, и как следствие, при определении их кадастровой стоимости не могут быть отнесены к 16 группе видов разрешенного использования, предусмотренной Постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 года №546.

ДД.ММ.ГГГГ года Филиалом на совещании рабочей группы специалистов был рассмотрен вопрос об исправлении кадастровой стоимости земельных участков в 1 руб. и принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости в 1 руб. путем возврата прежней кадастровой стоимости.

По смыслу положений п. 2.1.16 Методических указаний № 39 в его системной связи с положениями п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 и п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, пунктов 1 и 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, земельные участки, занятые улицами, площадями, бульварами, проездами, тупиками, относятся к территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут быть переданы в частную собственность, установленный пунктом 2.1.16 Методических указаний вид разрешенного использования земельных участков относится к землям общего пользования.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Территория общего пользования это территория, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.

Земли общего пользования не могут находиться в частной собственности и как следствие, при определении кадастровой стоимости не могут быть отнесены к 16 группе видов разрешенного использования, предусмотренной Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016г. № 546, в связи, с чем доводы административного истца и его представителя о том, что вид разрешенного использования «земли общего пользования» относится к 16 группе и выделен в отдельную статью Постановления правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 г., где нет ни слова о том, что данная статья распространяется только на государственную и муниципальную собственность, по мнению суда, являются несостоятельными.

Таким образом, Филиалом «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области была ошибочно определена кадастровая стоимость существующих земельных участков в случаях изменения разрешенного использования на вид разрешенного использования, соответствующий 16 группе, с использованием Методических указаний № 39.

Определяя надлежащего административного ответчика по делу, суд приходит к выводу о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице Филиала по Тульской области) не принимало решений об исправлении технических ошибок и не совершало юридически значимых действий, оспариваемых административным истцом, в связи, с чем именно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области является надлежащим административным ответчиком по данному делу, поскольку именно оно принимало решения об исправлении технических ошибок по земельным участкам ФИО1

Анализируя вышеуказанные нормы, конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области были вынесены законные и обоснованные решения от ДД.ММ.ГГГГ года № от ДД.ММ.ГГГГ года № об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях с соблюдением нормативных правовым актов, регулирующим спорные отношения, оснований для признания их незаконными, не имеется.

В соответствии с п.п.2 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст.95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. В силу указанных правовых норм, срок обращения с заявлением в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ лежит на заявителе.

Согласно ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе, по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Тульской области были приняты решения об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о кадастровой стоимости земельных участков с К№ и К№. Копии указанных решений были направлены в адрес ФИО1 простой почтой, что подтверждается списком простых почтовых отправлений.

Между тем, сведений о получении административным истцом указанных решений в материалах дела не имеется, следовательно, срок для обращения с административным иском не пропущен.

Доводы Управления Росреестра Тульской области о том, что о принятых решениях административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ года, когда он обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с вопросом о разъяснении повышения кадастровой стоимости земельных участков, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку, только из получившего решения, административный истец мог узнать основания повышения кадастровой стоимости земельных участков.

Из анализа норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также права либо законные интересы гражданина не были нарушены.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении его прав и охраняемых законом интересов, поскольку нарушений действующего законодательства со стороны Управления Росреестра Тульской области, на которые указывает административный истец допущено не было.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца, что в силу ст. 218, 227 КАС РФ исключает возможность удовлетворения административных исковых требований ФИО1

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227, ч.8 ст.219 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании действий по изменению кадастровой стоимости земельных участков незаконными, повлекшими за собой увеличение размера налога на земельные участки отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.Н. Алехина