ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-685/2016 от 19.04.2016 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2016 года п. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Никонорова М.Я.,

при секретаре Хусаиновой Р.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Потребительского общества «Чишминское» к административному ответчику Администрации муниципального района <адрес> РБ о частичном признании недействительным Постановления главы Администрации муниципального района РБ,

установил:

Административный истец Потребительское общество «Чишминское» обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Администрации муниципального района <адрес> РБ о частичном признании недействительным Постановления главы Администрации муниципального района РБ, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ<адрес> обществом «Чишминское» от Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан получено Постановление -П от 10.12. 2015г. «О создании спасательных служб гражданской обороны организаций муниципального района <адрес>» (далее-Постановление -П).

В соответствии с п.1 Постановления -П созданы и утверждены, на базе организаций и предприятий независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся на территории муниципального района <адрес> спасательные службы гражданской обороны согласно приложению .

Согласно п. 10 Приложения утвержденного Постановлением -П, в перечень спасательных служб гражданской обороны муниципального района <адрес> включено Потребительское общество «Чишминское».

Однако, Потребительское общество «Чишминское» не получало от Администрации муниципального района <адрес> средств для создания службы гражданской обороны.

Между Потребительским обществом «Чишминское» и Администрацией муниципального района <адрес> РБ не заключены договоры на обслуживание на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Кроме того, начиная с 2010 г. по настоящее время Потребительское общество «Чишминское» не осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, в связи с чем, не имеет материально-технической базы для создания спасательной службы гражданской обороны.

Таким образом, Администрация муниципального района неправомерно включила Потребительское общество «Чишминское» в перечень спасательных служб гражданской обороны муниципального района <адрес>.

Административный истец Потребительское общество «Чишминское» просит признать недействительным п. 10 Приложения утвержденного Постановлением главы <адрес> РБ. «О создании спасательных служб гражданской обороны организаций муниципального района <адрес>» -П от ДД.ММ.ГГГГг.

Взыскать с Администрации муниципального района <адрес> РБ государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В судебном заседание представитель административного истца Булатов М.Р., представитель административного ответчика Хакимов И.А., извещенные надлежащим образом, на судебное заседание не явились. От них имеются письменные заявления о рассмотрении дела без их участия.

Суд, исследовав представленные материалы дела, оценив все собранные доказательства по делу, считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ<адрес> обществом «Чишминское» от Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан получено Постановление -П от 10.12. 2015г. «О создании спасательных служб гражданской обороны организаций муниципального района <адрес>» (далее-Постановление -П).

В соответствии с п.1 Постановления -П созданы и утверждены, на базе организаций и предприятий независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся на территории муниципального района <адрес> спасательные службы гражданской обороны согласно приложению .

Согласно п. 10 Приложения утвержденного Постановлением -П, в перечень спасательных служб гражданской обороны муниципального района <адрес> включено Потребительское общество «Чишминское».

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся только организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом пунктом 24 статьи 14 указанного федерального закона к вопросам местного значения поселения относит создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон N 151-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон N 28-ФЗ) спасательные службы относятся к силам гражданской обороны.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

Из пункта 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 804 (далее - Положение N 804), следует, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 12 Положения N 804 одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий.

В соответствии с п. 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 (далее - Положение МЧС), органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Пунктом 8 Положения МЧС определено, что по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в рамках которых, они самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Следовательно, органы местного самоуправления на своей территории должны обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но самостоятельно должны решить как именно и за счет каких средств осуществить данную функцию.

Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 965-П «О создании спасательных служб гражданской обороны организаций муниципального района <адрес>» созданы на территории МО <адрес> нештатные аварийно-спасательные формирования на базе предприятий и организаций района.

Как указано, в пункте 24 статьи 14 Закона N 131 -ФЗ создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ч.З ст.18 Закона N 131 -ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований Утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Между Потребительским обществом «Чишминское» и Администрацией муниципального района <адрес> РБ не заключены договоры на обслуживание на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Согласно справки, выданной ПО « Чишминское» от ДД.ММ.ГГГГ ПО «Чишминское» не осуществляет финансово- хозяйственную деятельность с 2010 года и не имеет материально- технической базы необходимой для создания нештатного аварийно - спасательного формирования.

Таким образом, Администрация муниципального района неправомерно включила Потребительское общество «Чишминское» в перечень спасательных служб гражданской обороны муниципального района <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218 КАС Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Потребительского общества «Чишминское» к административному ответчику Администрации муниципального района <адрес> РБ о частичном признании недействительным Постановления главы Администрации муниципального района РБ – удовлетворить.

Признать недействительным п. 10 Приложения утвержденного Постановлением главы <адрес> РБ. «О создании спасательных служб гражданской обороны организаций муниципального района <адрес>» -П от ДД.ММ.ГГГГг.

Взыскать с Администрации муниципального района <адрес> РБ в пользу потребительского общества «Чишминское» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чишминский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вручения или получения его копии.

Судья Никоноров М.Я.