ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6860/2021 от 17.09.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6860/2021
50RS0028-01-2020-002228-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2021 года г.о. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Молевой Д.А.,

при секретаре Жмелькове Е.А.,

с участием административного истца: ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения и действия об отказе поставить на кадастровый учет части жилого дома, обязании поставить на кадастровый учет части жилого дома в соответствии с представленными документами,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения и действий, выразившегося в отказе поставить на кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что на основании решения Мытищинского городского суда Московской области от 24.04.2017 г. за ФИО1 признано право собственности на части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, состоящее из помещений 1,2,3,4,5,6, 3а, а (помещение 1) общей площадью жилого помещения 76,9 кв.м., а также из помещений 1,2,3,4,5,6,5,7,8 (помещение 2) общей площадью 87,5 кв.м. 20.11.2019 г. истец обратился с заявлением о государственной учете недвижимого имущества, однако регистрация была приостановлена по причине того, что государственный учет и государственная регистрация собственности на помещения или помещения в жилом доме или в садовом доме не допускаются. На данные приостановления в Апелляционную комиссию УФСГРКиК по Московской области была подана жалоба. Решением заседания апелляционной комиссии 19.12.2019 г. отказано в рассмотрении жалобы. Считает отказ в постановке на кадастровый учет частей жилого дома незаконным.

Просит признать незаконным решение и действия, выразившеся в отказе поставить на кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать поставить на кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Мытищинского городского суда от 28 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.

Апелляционным определением Московского областного суда от 18 августа 2021 года решение Мытищинского городского суда от 28 июля 2020 года было отменено, в мотивировочной части определения указано, что ФИО1 в административном иске просил суд признать незанными действия Управления Росреестра по Московской области по отказу поставить на кадастровый учет часть жилого дома и отказ в государственном кадастровом учете части жилого дома. Согласно текста обжалуемого решения от 28.07.2020 суд первой инстанции рассматривал и отказал в удовлетворении требования об оспаривании приостановления Управлением Росреестра по Московской области государственного кадастрового учета частей жилого дома, которое административный истец не оспаривал. Административное дело направлено на новое рассмотрение.

Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. Учитывая возникшие трудности при исполнении решения суда о признании права собственности на части жилого дома, сообщил, что не обращался в суд за разъяснением решения Мытищинского городского суда Московской области от 24.04.2017 г.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» данный Федеральный закон регулирует отношения по государственному кадастровому учёту недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частями 6, 7 указанной статьи государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учёт)

В силу частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит 49/100 жилого дома, по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 30.03.2016 г.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 24.04.2017 г. исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Мытищи Московской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о выделе в натуре частей жилого дома и определении порядка пользования земельным участком - удовлетворены частично.

Выделено в натуре и признано право собственности за ФИО1 на часть жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, состоящая из следующих помещений: , помещение 1: жилая комната 1 - 15,9 кв.м; жилая комната 2 – 22,3 кв.м; жилая комната 3 – 19,3 кв.м; кухня – 9,2 кв.м; коридор – 3,9 кв.м; туалет – 1,1 кв.м; коридор – 5,2 кв.м; Лит. а – веранда – 30,6 кв.м. Площадь всех частей здания 107,5 кв.м, общая площадь жилого помещения 76,9 кв.м.

Выделено в натуре и признано право собственности ФИО1 на часть жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, состоящая из следующих помещений: , помещение 2: жилая комната 1 - 15,6 кв.м; жилая комната 2 – 14,9 кв.м; жилая комната 3 – 18,9 кв.м; кухня – 7,3 кв.м; коридор – 6,2 кв.м; санузел – 2,7 кв.м; жилая комната 7 – 20,6 кв.м; жилая комната 8 – 17,5 кв.м. Площадь всех частей здания 103,7 кв.м, общая площадь жилого помещения 87,5 кв.м.

Прекращено право общей долевой собственности ФИО1 на жилой дом <адрес>.

Вместе с тем в решении суда не указано, что строение является домом блокированной застройки.

ФИО1 обратился с заявлением о государственном учете недвижимого имущества, однако согласно уведомления о приостановлении усматривается, что по результатам проверки было установлено, что в нарушении п.5. п.7 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 41 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права отказано в принятии к рассмотрению жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что ответчик обосновано приостановил, а впоследствии отказал в государственном учете недвижимого имущества, поскольку регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В силу пункта 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (часть 7 статьи 27 названного закона).

Пункт 2 статьи 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 16 данного кодекса комната является жилым помещением, представляющим собой часть жилого дома или квартиры, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Учитывая, что в решении суда о разделе жилого дома не указано, что части жилого дома являются домом блокированной застройки, а также то, что ФИО1 не обращался в суд за разъяснением указанного решения суда, суд не усматривает снований для удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения и действия, выразившиеся в отказе поставить на кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: Московская <адрес>, и обязании поставить на кадастровый учет части жилого дома по вышеназванному адресу в соответствии с решением Мытищинского городского суда от 24.04.2017 г. и техническим планом – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15.10.2021

Председательствующий Д.А. Молева