ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6865/2021 от 13.10.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-011415-41 Дело № 2а-6865/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2021 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного соответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 19.03.2021,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, начальнику УФСИН России по Республике Коми ФИО3 о признании незаконным письменного указания, взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным указания, ограничивающего с 01 мая 2021 ведение переписки по электронным каналам связи в отношении осужденных содержащихся на строгих условиях отбывания наказания, как несоответствующее ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В обосновании требований административный истец указал, что с 01.05.2021 сотрудниками УФСИН России по Республике Коми было запрещено получение электронных писем лицам находящимся на строгих условиях отбывания наказания. Письма направленные родственникам, на руки не выдают, направляют на склад, бланки ответов сотрудниками учреждения не принимаются. Полагает, что ограничение его права, как лица находящегося на строгих условиях отбывания наказания, по пользованию услугой «электронное письмо» нарушает его права по поддержанию социально-полезных связей и должно быть доступно без ограничений, независимо от условий отбывания наказания.

Определением от 22.09.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо ФИО3, ФСИН России, а также принято изменение предмета административного искового заявления, в частности просит признать незаконным указание начальника ФСИН по Республике Коми от 26.04.2021 о прекращении предоставления услуги «электронное письмо» осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях наказания.

В судебном заседании административный истец поддержал административные требования в уточненном виде, указав, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года не содержит ограничений прав осужденных в связи с их нахождением на строгих условиях содержания. Данным письмом нарушаются его права.

Представитель административных соответчиков требования не признала по указанным в отзыве доводам, пояснив, что Концепция развития является документом планировании. Порядок получения и отправления электронных писем уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России и ФСИН России не регламентирован. В рамках компетенции УФСИН по Республике Коми принято решение о распространении услуги «электронное письмо» на осужденных, содержащихся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания. Оспариваемое указание не ограничивает право административного истца на ведение переписки, предусмотренное ст. 91 УИК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ст. 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.

По обстоятельствам дела следует, что с 24.01.2020 ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ... России по Республике Коми, с 24.03.2020 содержится в строгих условиях содержания.

Статьей 124 УИК РФ предусмотрено, что осужденные отбывающие наказание в обычных условиях и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Названный режим характеризуется повышенной степенью ограничений.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р предлагается для повышения эффективности управления уголовно-исполнительной системой, предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц связи, электронной почты и др.

Разделом 4 Концепции предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается проработка возможностей расширения способов получения общедоступной информации и поддержания социальных связей, в том числе посредством использования теле- и радиоприемников, иных электронных устройств, а также исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и телефонной связи (с ограничениями в отношении злостных нарушителей порядка отбывания наказания) в условиях контроля, осуществляемого учреждениями уголовно-исполнительной системы в рамках законодательства Российской Федерации.

Действующая в настоящее время Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р в целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагает принятие дополнительных мер, предусматривающих, в том числе реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека.

Указанием врио начальника УФСИН России по Республике Коми от 26.01.2018, адресованным начальникам исправительных учреждений по Республике Коми, во исполнении реализации положений Конвенции 2020 поручено обеспечить в учреждениях УФСИН по Республике Коми предоставление осужденным услуги «Электронное письмо», при этом оговорено, что в целях стимулирования правопослушного поведения осужденных услугу «Электронное письмо» предоставлять осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания и в колониях-поселениях.

В связи с установлением случаев предоставления услуги «Электронное письмо» осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, 26.04.2021 начальником УФСИН России по Республике Коми в адрес начальников исправительных учреждений Республики Коми направлено указание о прекращении с 01.05.2021 практики предоставления осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания услуги «Электронное письмо» с разъяснением для осужденных порядка предоставления данной услуги с рекомендациями изменения поведения в лучшую сторону, для возможности перевода из строгих условий в обычные условия отбывания наказания, где появится возможность в полном объеме пользоваться телекоммуникационными услугами.

Таким образом, оспариваемое указание от 26.04.2021 не содержит каких-либо ограничительных мер в части касающейся услуги «Электронное письмо», поскольку такие ограничения, с учетом режима содержания осужденных, были введены указанием от 26.01.2018. Данное письмо фактически является напоминаем руководителям исправительных учреждениях о порядке предоставления услуги «электронное письмо».

Оспариваемое указание принято надлежащим должностным лицом в рамках своих полномочий.

Кроме этого, в качестве самостоятельного решения, принятого должностным лицом, указание не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку фактически такие ограничительные меры по предоставлению указанной услуги исходят из действий (бездействия) администрации (должностных лиц) конкретного исправительного учреждения.

С учетом названного, необходимая совокупность для признания оспариваемого указания незаконным отсутствует, также в судебном заседании не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, что является основанием для оставления административного искового заявления без удовлетворения.

Поскольку требование о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания являются производными от основного требования, в их удовлетворении суд также отказывает.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, начальнику УФСИН России по Республике Коми ФИО3 о признании незаконным письменного указания от 26 апреля 2021 № 12/ТО/15-9620, взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение принято 28 октября 2021

Судья А.П. Леконцев