ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-686/19 от 17.05.2019 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

2а-686/2019

УИД 24RS0018-01-2019-000707-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 года г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя административного истца – помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Середа Е.Н.,

представителя административного ответчика Администрации ЗАТО г. Зеленогорска – Полтавец И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Суровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и об обязании Администрации ЗАТО г. Зеленогорска разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска с требованиями о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и об обязании Администрации ЗАТО г. Зеленогорска разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, в рамках которой установлено бездействие Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в сфере издания нормативно-правовых актов. В соответствии с пунктами 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пунктами 8, 9, 10, ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, пунктами 1, 2, 7, 42, 44-47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания м многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, к полномочиям органов местного самоуправления отнесена обязанность по созданию и определению порядка деятельности межведомственной комиссии и решению вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Административный истец полагает, что в нарушение статей 2, 6, 11, 12, 13, 14, 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией города не утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Отсутствие административного регламента, по мнению административного истца, влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей муниципальных услуг. Оспариваемое бездействие совершено ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, о бездействии прокуратуре стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Середа Е.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Полтавец И.В. возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Из отзыва на исковое заявление следует, что разработка и утверждение административного регламента для данной услуги законодательством не предусмотрено, в перечне муниципальных услуг данная услуг отсутствует, к полномочиям органов местного самоуправления данный вопрос не относится. Кроме того, полагает, что разрешение вопросов нормотворческой деятельности (издание и отмена правовых актов, внесение в них изменений и дополнений) в силу ст. 10, 12 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит в компетенцию судебных органов.

Разрешая заявленные требования, заслушав представителей административного истца и ответчика, оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В статье 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания бездействия в данном случае возлагается на административного ответчика, который обязан подтверждать факты, на которые ссылается как на основания своих возражений.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 11 статьи 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В соответствии с пунктами 8, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 данного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска 14.03.2019 года в адрес Администрации ЗАТО г. Зеленогорска внесено представление об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федерального жилищного законодательства, регламентирующего порядок переселения граждан из аварийного жилья, в котором указано, в том числе на выявление факта бездействия Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в связи с не утверждением административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отсутствия в перечне муниципальных услуг данной услуги.

Администрация ЗАТО г. Зеленогорск в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление проинформировала прокурора города о том, что нормативно-правовые акты в сфере переселения граждан из аварийного жилья будут разработаны до конца текущего года.

Также материалами дела подтверждается, что в утвержденном постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ-п Перечне муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска, и услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями г. Зеленогорска, отсутствует муниципальная услуга по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В целях организации работы межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещениям пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилищного фонда Российской Федерации в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 14.09.2018 № 1968-р утверждены состав и Положение о порядке работы межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещении пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, суд приходит к выводу, что в данном случае Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска не допущено незаконного бездействия, поскольку разработка и утверждение муниципального правового акта по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не относится к вопросам местного значения.

Определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Поскольку судом не установлен факт неисполнения органом местного самоуправления возложенной на него нормативными правовыми актами полномочия, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 174-180, 218-219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и об обязании Администрации ЗАТО г. Зеленогорска разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.В. Петухова

Мотивированное решение составлено 22 мая 2019 года.