ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-686/2023 от 18.12.2023 Яшкинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-686/2023

УИД 42RS0037-01-2023-001426-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт.Яшкино 18 декабря 2023 года

Яшкинский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Алиудиновой Г.А.

при секретаре Абраимовой Н.Н.,

с участием:

- административного истца - председателя Садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» Шерстова М.С.,

- административного ответчика – государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Тайга и Яшкинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузера Д.А.,

- представителя административного ответчика Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу – Смирновой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя Садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» Шерстова М.С. к государственному инспектору Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Тайга и Яшкинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузеру Даниилу Александровичу о признании незаконным решения и действий,

У С Т А Н О В И Л:

Председатель Садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» (далее - СНТСН «Колмогоры») Шерстов М.С. обратился в суд с административным иском к государственному инспектору Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Тайга и Яшкинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузеру Д.А. о признании незаконным решения и действий, ссылаясь на то, что Постановлением № 14 по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору Ануфриевым И.А. от 05.05.2023 года, юридическое лицо – Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Колмогоры» (далее – СНТСН «Колмогоры») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КРФ об АП, в связи с допущенными (по мнению должностного лица ОНДиПР города Тайги и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области) нарушениями:

1. Не предоставлен паспорт территории садоводства, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, к началу пожароопасного сезона (п. 76 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479)

2. Не обеспечено наличие противопожарной преграды установленной ширины (противопожарные минерализованные полосы на границе СНТСН «Колмогоры» с лесом шириной менее 10 метров (п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).

3. Не организовано проведение своевременной уборки мусора, сухой растительности и покос травы на территории СНТСН «Колмогоры» (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479)

4. Не обеспечен подъезд к зданиям и сооружениям на территории СНТСН «Колмогоры» (закрыты на ключ вторые ворота) (п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).

5. На территории СНТСН «Колмогоры» устроено три свалки горючих отходов: одна с западной стороны и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу (п. 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).

5 мая 2023 года государственным инспектором Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору - инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Клаузером Д.А. вынесено Предписание №2404/14-42/1-В/3 в отношении юридического лица - СНТСН «Колмогоры» об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 31.10.2023 г.

Решением Яшкинского районного суда Кемеровской области от 27.09.2023 г. Постановление от 05.05.2023 г. о привлечении СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, в связи с чем, полагает требования указанные в оспариваемом Предписании незаконными и необоснованными.

Так, со ссылкой на Приложение №9 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, считает, что СНТСН «Колмогоры» освобождается от обязанности заполнять паспорт территории садоводства и огородничества (п.76 ППР), поскольку находится в черте населенного пункта с.Колмогорово Яшкинского муниципального округа, в связи чем, требование предписания в части возложения обязанности по предоставлению паспорта является незаконным.

Фото №1 к Акту осмотра, как граница территории СНТСН «Колмогоры», прилегающая к лесному участку, выполнена также без привязки к местности, в свяфзи с чем, не позволяет установить кто владеет, пользуется и (или) распоряжается территорией прилегающей к лесу. При этом, само фото свидетельствует о том, что к лесу прилегает гравийная дорога, на которой отсутствует сухая травянистая растительность, пожнивные остатки, валежник, порубочные остатки, мусор и другие горючие материалы, т.е. фактически это минерализованная полоса (территория, очищенная от горючих материалов до минерального слоя почвы), а непосредственно далее сразу расположен лес. Тем самым, ответчиком не представлено доказательств нарушения СНТСН «Колмогоры» п.70 ППР.

В действиях СНТСН «Колмогоры» отсутствует нарушение п.71 ППР, который допускает возможность ручного открывания ворот, ограждений и иных технических средств на проездах при организации круглосуточного дежурства персонала, при этом, учитывая также и то, что ворота центрального въезда на территорию СНТСН никогда не закрываются. В любое время года въезд на территорию СНТСН «Колмогоры» осуществляется через центральный въезд, который никогда не закрывается, чем обеспечивается подъезд ко всем зданиям и сооружениям, находящимся на территории. Вторые ворота ведут на дорогу в лес и закрываются на зимний период во время отсутствия садоводов, для исключения возможности расхищения их имущества со стороны леса. На территории организованно круглосуточное дежурство сторожа, который при необходимости может открыть ворота.

Материалы административного дела не содержат доказательств того, что СНТСН «Колмогоры» является собственником земельных участков, на которых установлено наличие сухой травянистой растительности, мусора, и подлежащим очистке, наличие трех свалок горючих отходов, т.е. не содержат доказательств того, что СНТСН «Колмогоры допущено нарушение п.67,68 ППР.

Просит: Восстановить срок подачи административного искового заявления. Признать незаконными решение (предписание - В/3) и действия должностного лица ОНДиПР города Тайги и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области.

Протокольным определением от 27.11.2023 года в качестве административного ответчика привлечено Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Административный истец - председатель Садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Колмогоры» Шерстов М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме

Административный ответчик – государственный инспектор Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектор ОНД и ПР г.Тайга и Яшкинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузер Д.А., представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу – Смирнова Т.А. в судебном заседании с заявленными административными требования не согласились, ссылаясь на то, что решение суда от 27.09.2023г. решением судьи Кемеровского областного суда от 13.11.2023г. отменено. Все нарушения, указанные в предписании, были внесены обосновано и законно, выявлены инспектором во время внепланового контрольно-надзорного мероприятия, нашли свое подтверждение, и имели место быть на момент проведения проверки

Выслушав участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд считает следующее.

Статьей 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (п.16) разъяснено, что срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).

Такие обстоятельства, как предъявление требований в суд прокурором или лицом, указанными в статье 40 КАС РФ, статье 53 АПК РФ, и последующее прекращение производства по делу, либо такие обстоятельства, как предъявление до обращения в суд прокурором лицу, наделенному публичными полномочиями, требований, связанных с пресечением нарушений прав (например, вынесение прокурором представления об устранении нарушений закона), явившихся впоследствии основанием для подачи административного иска (заявления), а также другие подобные обстоятельства, дававшие административному истцу (заявителю) разумные основания полагать, что защита (восстановление) его нарушенных или оспоренных прав будет осуществлена без обращения в суд, могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока обращения в суд (часть 7 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Вместе с тем такие обстоятельства, как возвращение административного искового заявления (заявления) другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд. Однако, если данные нарушения были допущены гражданином, организацией при добросовестной реализации процессуальных прав, причины пропуска срока обращения в суд могут быть признаны уважительными (например, при неприложении к административному исковому заявлению (заявлению) необходимых документов в связи с несвоевременным представлением их гражданину органами власти, должностными лицами).

В том случае, когда гражданин, организация в установленные законодательством сроки по своему усмотрению обжаловали решение, действие (бездействие) в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в удовлетворении жалобы отказано или ответ на жалобу не получен в установленный срок, соответствующее решение, действие (бездействие) также могут быть оспорены в суде. В этом случае обращение с жалобой может являться основанием для восстановления срока (части 6, 7 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Оспариваемое предписание внесено должностным лицом 05.05.2023 года, с административным исковым заявлением в суд истец обратился 27.10.2023 года, т.е. с пропуском срока.

Принимая во внимание, что административный истец с момента вынесения предписания в установленном законом порядке принимал меры к защите своих прав: обжаловал постановление должностного лица о привлечении СНТСН к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями, разумно полагая, что восстановление таких прав возможно без обращения в суд, учитывая отсутствие возражений о восстановлении пропущенного процессуального срока со стороны административных ответчиков, исходя из разъяснений, содержащихся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", исходя из отсутствия доказательств недобросовестности реализации истцом процессуальных прав, суд полагает, что срок обращения в суд с иском пропущен административным истцом по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, исходя из разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ)..

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Согласно ст.6 Федерального закона N 69-ФЗ, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти.

Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (далее также Положение), которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В соответствии с п.2 указанного Положения, ст.6 Федерального закона N 69-ФЗ, предметом федерального государственного пожарного надзора являются: соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Также Положением установлено, что должностные лица государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с настоящим Положением (п.7).

Органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции: а) обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения (п.8).

Полномочия федерального государственного пожарного надзора в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляют, в том числе, л) государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (п.10).

Государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, среди прочего а) проводить контрольные (надзорные) мероприятия; з) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; л) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (п.12).

В соответствии со ст.34 Федерального закона N 69-ФЗ, граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР).

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 67 ППР, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Согласно п. 68 ППР, на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

Согласно п. 70 ППР, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно п.71 ППР, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

Согласно п.76 ППР, паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта, паспорт территории), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил в отношении территории садоводства или огородничества - председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Судом установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 28.03.2023 г. №186 на территории Кемеровской области-Кузбасса в период с 15.04.2023 г. до 01.06.2023 г. был установлен особый противопожарный режим (л.д.115-117).

Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 29.03.2023 №193 « о некоторых вопросах, связанных с установлением периода пожароопасного сезона на территории Кемеровской области-Кузбасса в 2023 году» СНТ «Колмогоры» (в настоящее время СНТСН «Колмогоры») включено в перечень территории садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров (л.д.98-107).

На основании решения органа государственного контроля (надзора) – главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору Ануфриева И.А. от 10.04.2023 г. №2304/14-42/1-В в период с 20.04.2023 по 24.04.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица СНТСН «Колмогоры», в ходе которой выявлены и зафиксированы в Акте проверки и протоколе осмотра (т.1 л.д.108-109, 110-113 дела об АП) следующие нарушения норм и правил противопожарного режима:

1) не предоставлен паспорт территории садоводства, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, к началу пожароопасного сезона (нарушен п. 76 ППР);

2) не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьерам (нарушен п.70 ППР);

3) не организовано проведение своевременной уборки мусора, сухой растительности и покос травы на территории СНТСН «Колмогоры» (нарушен п.67 ППР);

4) не обеспечен подъезд к зданиям и сооружениям на территории СНТСН «Колмогоры» (закрыты на ключ вторые ворота) (нарушен п.71 ППР);

5) на территории СНТСН «Колмогоры» устроено 3 свалки горючих отходов (1 с западной стороны овраг) и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу (нарушен п.68 ППР).

Указанные обстоятельства, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 24.04.2023 г., послужили основанием для привлечения СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.58-77 дела об АП).

По результатам проверки 05.05.2023 года государственным инспектором Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектором ОНД и ПР г.Тайга и Яшкинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузером Д.А. в адрес юридического лица СНТСН «Колмогоры» выдано предписание об устранении выявленных норм и правил противопожарного режима в срок до 31.10.2023 года (л.д.9-10, л.д.115 дела об АП).

Изучив материалы проверки, суд полагает вынесенное в отношении юридического лица - СНТСН «Колмогоры» предписание от 05.05.2023 -В/3 незаконным в части исходя из следующего.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Границы территории определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В соответствии с межевым планом от 19.08.2022 г. (т.1 л.д. 190-250), земельный участок СНТСН «Колмогоры» - это многоуровневый земельный участок с кадастровым номером №№ категорирован с назначением земли населенных пунктов (разрешенное использование - для коллективного садоводства) и представляет собой дороги, проезды и места общего пользования членов СНТСН, его граница определена по границам земельных участков индивидуальных собственников - членов СНТСН «Колмогоры», а лесные насаждения, которые располагаются в непосредственной близости от границы земельного участка с кадастровым номером №№ не относятся к землям СНТН.

Представленное в подтверждение наличия сухой травянистой растительности фото № 2 к протоколу осмотра от 20.04.2023 г. (т.1 л.д.110-111, 112-114 дела об АП), выполнено без привязки к местности (улица, номер дома и т.д.), что не позволяет определить, находится ли эта сухая травянистая растительность на земельном участке, принадлежащем СНТН «Колмогоры» или нет, при том, что п.67 ППР, предусматривает, что границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что СНТСН «Колмогоры» является собственником земельного участка, на котором установлено наличие сухой травянистой растительности, мусора, и подлежащем очистке, т.е. допущения СНТСН «Колмогоры» нарушения п.67 ППР.

При этом, суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что согласно указанного выше межевого плана, земельный участок, принадлежащий СНТСН «Колмогоры», представляет собой гравийную дорогу, на которой сухая травянистая растительность не произрастает.

Кроме того, фотография № 4 (т.1 л.д.112-114 дела об АП) свалки выполнена без привязки к местности, в связи с чем, не позволяет установить места расположения несанкционированных свалок со стороны р. Томь (1 с западной стороны и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу), т.е. материалы проверки не содержат доказательств и того, что СНТСН «Колмогоры» является собственником земельного участка, на котором установлено наличие трех свалок горючих отходов, т.е. допущения СНТСН «Колмогоры» п.68 ППР. Таковых не представлено и в ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного, вывод государственного инспектора о нарушении СНТН «Колмогоры» п.67 и п.68 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 является необоснованным, а выданное предписание незаконным в части возложения на СНТСН «Колмогоры» обязанностей:

- по организации проведения своевременной уборки мусора, сухой растительности и покос травы на территории СНТСН «Колмогоры» (п. 67 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479) в срок до 31.10.2023 года;

- по устройству на территории СНТСН «Колмогоры» 3-х свалок горючих отходов (1 с западной стороны овраг) и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу (п. 68 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479) в срок до 31.10.2023 года,

Вопреки доводам административного истца правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным в остальной части судом не усматривается, поскольку нарушение СНТН «Колмогоры» п.п.70,71,76 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 подтверждается материалами дела, в частности:материалами дела об административном правонарушении, Актом проверки, протоколом осмотра, предписанием об устранении нарушений, межевым планом, выпиской из ЕГРЮЛ, уставом СНТСН «Колмогоры», иными материалами (л.д.9-10,21-32,34-63, т.1 л.д.108-115 дела об АП).

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств у суда сомнений не вызывает.

Довод административного истца о том, что, поскольку СНТСН «Колмогоры» находится в черте населенного пункта с. Колмогорово, оно, освобождается от обязанности заполнять паспорт территории садоводства или огородничества, в связи с чем, СНТСН «Колмогоры» не было допущено нарушение п. 76 Правил противопожарного режима в РФ, является несостоятельным.

Приложением №9 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 установлено, что в случае нахождения детского лагеря или территории садоводства или огородничества на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, в соответствии с административно- территориальным делением паспорт составляется только на населенный пункт.

Однако, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.03.2023 г. № 193 «О некоторых вопросах, связанных с установлением периода пожароопасного сезона на территории Кемеровской области - Кузбасса в 2023 году» в Перечень территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров включено СНТ «Колмогоры» с адресом места расположения: с. Колмогорово, ул. Заречная, д. 1Б. (п. 64 Обязанность по заполнению паспорта территории, в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.03.2023 г. № 193, п.76 ППР, возложена именно на СНТСН «Колмогоры».) Факт несоответствия наименования ЮЛ, указанного в Перечне, утв. Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.03.2023 № 193, нынешнему наименованию, согласно сведениям из ИГРЮЛ, само по себе не свидетельствует о том, что обязанность по заполнению паспорта территории садоводства или огородничества возложена на иное юридическое лицо.

Сведения об отнесении населенного пункта с. Колмогорово к территории, подверженной угрозе лесных пожаров, в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют.

Сам по себе факт нахождения СНТСН «Колмогоры» на территории населенного пункта с. Колмогорово, сведения об отнесении которого к территории, подверженной угрозе лесных пожаров отсутствуют, не свидетельствует об отсутствии у СНТСН «Колмогоры» обязанности заполнять паспорт, при том, что в силу п. 414 Правил противопожарного режима в РФ такой паспорт составляется к началу пожароопасного сезона.

Ссылка административного истца на письмо администрации Яшкинского муниципального округа от 13.04.2023 о том, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (приложение №9) СНТСН «Колмогоры» освобождается от обязанности заполнять паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров, т.к. СНТСН «Колмогоры» находится на территории населенного пункта с Колмогорово. Вопрос о включении населенного пункта с. Колмогорово в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, будет рассмотрен в администрации Яшкинского муниципального округа, судом отклоняется.

Документы по результатам рассмотрения вопроса по включению с. Колмогорово в перечень населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в материалы дела не представлены.

С.Колмогорово до настоящего времени в Перечне территорий, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных пожаров, отсутствует, при том, что СНТ "Колмогоры" в данный перечень по-прежнему включено.

Довод административного истца о незаконном возложении на СНТСН «Колмогоры» обязанности обеспечения территория СНТ защитной противопожарной минерализованной полосой в местах прилегания к лесному массиву (п.70 ППР) со ссылкой на то, что к лесу прилегает гравийная дорога, на которой отсутствует сухая травянистая растительность, пожнивные остатки, валежник, порубочные остатки, мусор и другие горючие материалы, и которая фактически представляет собой минерализованную полосу (территорию, очищенную от горючих материалов до минерального слоя почвы) несостоятелен.

Из межевого плана от 19.08.2022 года усматривается, что многоуровневый земельный участок, который используется СНТСН «Колмогоры», включает в себя так же земли общего пользования, в том числе дороги.

Граница земельного участка общего пользования, занятого дорогой (фото 1 л.д.17, том 1 дела об АП) то есть граница земельного участка СНТСН «Колмогоры», находится в непосредственной близости от лесного массива и проходит по границе с лесным участком.

Согласно п.5,6 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имуществом общего пользования признаются расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.

К земельным участкам общего назначения относятся земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей, защита имущества при пожаре. Такая система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).

В силу пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ к противопожарным преградам, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, относятся, в том числе, противопожарные минерализованные полосы.

Пунктом 70 Правил противопожарного режима N 1479 установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с п.1.3 Устава (т.1 л.д.34-64), СНТСН «Колмогоры» учреждено гражданами на добровольных началах для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства и огородничества.

Учитывая, что прилегающая граница земельного участка общего пользования, занятого дорогой находится в непосредственной близости от лесного массива и проходит по границе с лесным участком, обеспечение надлежащего технического и противопожарного состояния данного земельного участка относится к предмету деятельности СНТСН «Колмогоры».

Кроме того, положениями п.70 ППР каких-либо альтернативных вариантов исполнения обязанности, помимо изложенных, не предусмотрено и дорога, непосредственно прилегающая к лесу, являющаяся частью многоуровневого земельного участка, принадлежащего СНТСН «Колмогоры», не может выполнять функции такой полосы, при том, что минерализованная полоса является искусственно созданной полосой, очищенной до сплошного минерального слоя почвы, и иного противопожарного барьера.

Ссылка на то, что фото №1 к Акту осмотра, как граница территории СНТСН «Колмогоры», прилегающая к лесному участку, выполнена также без привязки к местности, в связи с чем, не позволяет установить кто владеет, пользуется и (или) распоряжается территорией прилегающей к лесу, судом отклоняется, поскольку самим административным истцом не оспаривается, что СНТСН не обеспечило наличие противопожарной преграды на границе территории СНТСН на границе с лесом в соответствии с требованиями ППР.

Доводы административного истца об отсутствии со стороны СНТСН «Колмогоры» нарушений п.71 ППР и незаконности предписания в части возложения обязанности по устранению данного нарушения, со ссылкой на то, что в любое время года въезд на территорию СНТН «Колмогоры» осуществляется через центральный въезд, который никогда не закрывается, что обеспечивает подъезд ко всем зданиям и сооружениям, находящимся на территории, вторые ворота ведут на дорогу в лес и закрываются на зимний период во время отсутствия садоводов, для исключения возможности расхищения их имущества со стороны леса, судом также отклоняются, поскольку п.71 ППР не предусматривает каких-либо исключений из установленных в целях беспрепятственной работы пожарной охраны требований, не допускает каких-либо препятствий в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара, наличие въезда само по себе предполагает необходимость соблюдения установленных требований.

То обстоятельство, что в карточке тушения пожаров от 2013 года спорный въезд отсутствует, не свидетельствует об освобождении СНТСН «Колмогоры» от исполнения требований пожарной безопасности.

Довод о том, что на территории СНТСН «Колмогоры» организованно круглосуточное дежурство сторожа, который в любое время при необходимости может открыть ворота, что допускается п.71 ППР, не состоятелен, поскольку каких-либо достоверных доказательств организации круглосуточного дежурства административным истцом не представлено.

Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении трудовые договоры со сторожами (л.д.63-66 дела об АП), таковыми не являются, поскольку согласно п. 4.1 указанных трудовых договоров продолжительность рабочего времени каждого из сотрудников не может превышать 40 часов в неделю, что исключает возможность их непрерывного круглосуточного пребывания на территории СНТСН «Колмогоры». Кроме того, ручное открывание допускается при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки. Иного варианта размещения персонала, кроме как непосредственно у ворот, Правила № 1479 не содержат. Данных о размещении сторожей СНТСН «Колмогоры» непосредственно у ворот или о возможности их дистанционного открывания представителем СНТСН «Колмогоры» в материалы дела административным истцом также не представлено не представлено.

На основании изложенного, оспариваемое предписание в части возложения на СНТСН «Колмогоры» обязанностей: - по предоставлению паспорта территории садоводства, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, к началу пожароопасного сезона (п. 76 ППР), - по обеспечению наличия противопожарной преграды установленной ширины (противопожарные минерализованные полосы на границе СНТСН «Колмогоры» с лесом шириной менее 10 метров (п. 70 ППР). - по обеспечению подъезда к зданиям и сооружениям на территории СНТСН «Колмогоры» (п. 71 ППР), является законным и обоснованным.

Грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в области пожарной безопасности, совокупности условий, необходимых в соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения иска в указанной части (не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца) судом при рассмотрении дела не установлено.

Оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору – инспектор ОНД и ПР г.Тайга и Яшкинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Клаузером Д.А. в рамках предоставленных ему полномочий в установленном порядке.

Довод административного истца о незаконности предписания со ссылкой на решение Яшкинского районного суда Кемеровской области от 27.09.2023 г., которым постановление от 05.05.2023 г. о привлечении СНТСН «Колмогоры» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КРФ об АП отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, основан на неверном понимании права, поскольку какая-либо правовая связь между законностью (незаконностью) требований предписания и привлечением административного истца к административной ответственности по факту выявленных нарушений, отсутствует. Отсутствие признака наказуемости действия (или бездействия), необходимого наряду с другими для квалификации деяния в качестве административного правонарушения само по себе не свидетельствует об отсутствии противоправного поведения и незаконности оспариваемого предписания. Кроме того, решением Кемеровского областного суда от 13.11.2023г. указанное решение отменено.

Определением от 30 октября 2023 года применены меры предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия предписания государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору - инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу Клаузера Д.А. от 05.05.2023 г. №2404/14-42/1-В/3, которые, на основании ст.89 КАС РФ, исходя из существа принятого решения, подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 180, 293-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным вынесенное в отношении юридического лица - садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Колмогоры»предписание государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору - инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу Клаузера Д.А. от 05.05.2023 №2404/14-42/1-В/3, в части возложения на садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Колмогоры» обязанностей:

- по организации проведения своевременной уборки мусора, сухой растительности и покос травы на территории СНТСН «Колмогоры» (п. 67 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479) в срок до 31.10.2023 года;

- по устройству на территории СНТСН «Колмогоры» 3-х свалок горючих отходов (1 с западной стороны овраг) и 2 с восточной стороны рядом с дорогой в лесу (п. 68 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479) в срок до 31.10.2023 года.

В остальной части иска отказать.

Меры предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия предписания государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору - инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу Клаузера Д.А. от 05.05.2023 г. -В/3, принятые определением от 30 октября 2023 года, подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Г.А. Алиудинова

Решение изготовлено в окончательной форме 09.01.2024 года