ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-687-2020 от 09.06.2020 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-687-2020

36RS0003-01-2020-000389-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Воронеж 9 июня 2020 года

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Бражниковой Т.Е.,

при секретаре Симоновой А.В.,

с участием:

представителя административного истца - адвоката Поповой Н.Б.

представителя заинтересованного лица -УГА администрации городского округа город Воронеж – ФИО1,

представителя заинтересованного лица – СНТ «<данные изъяты>» ФИО2,

представителя заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» - ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

установил:

ФИО4 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав на то, что он является членом СНТ «<данные изъяты>» и пользователем земельного участка в названном товариществе. В целях приобретения указанного земельного участка в собственность он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее по тесту ДИЗО) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом № 52-17-19191з от 05.12.2018 года ему в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано со ссылкой на то, что по сведениям, полученным ДИЗО из управления лесного хозяйства Воронежской области, испрашиваемый земельный участок находится в границах земель Новоусманского лесничества. Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 29.03.2019 года, данный отказ, был признан незаконным и суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца.

23.10.2019 года административным истцом второй раз было подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>

30.10.2019 года письмом № 52-17-17375з истцу было вновь отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что частичное ограничение в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно технического обеспечения в отношении воздушной лини электропередач указано не полностью, а также земельный участок расположен в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г. Воронеж с АГРС в г. Воронеж и Новой Усмани Левобережный район», что не отражено в представленной схеме.

Считает, что отказ ДИЗО Воронежской области от 30.10.2019 года также является незаконным, нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность, поскольку СНТ «<данные изъяты> создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года.

23.07.2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым площадью 104000 кв. м (10,4 га), местоположение: <адрес>», земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства, как о ранее учтенном объекте недвижимости.

Граница земельного участка СНТ «<данные изъяты>» не была установлена в соответствии требованиями земельного законодательства.

В результате межевания установлено местоположение границы и площадь земельного участка, занятого землями общего пользования (1,8 га), о чем в 24.12.2014 года внесены соответствующие сведения в государственный кадастр. В ЕГРН содержится описание местоположения границ земельного участка с кадастровым земель общего пользования СНТ «<данные изъяты>», в связи с чем, по мнению административного истца, внешние границы этих земель СНТ «Гигиенист» являются установленными в соответствии с требованиями закона.

Земельный участок с кадастровым , занимаемый землями общего пользования СНТ «<данные изъяты>», расположен в пределах кадастровых кварталов , и предназначен для осуществления проезда и прохода к земельным участкам, находящимся в собственности членов СНТ «<данные изъяты>».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-11, данный участок находится в пределах зоны Ж-6 - зона коллективных садов, в которой вид разрешенного использования - «территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, подсобное хозяйство, огороды» является основным.

Испрашиваемый земельный участок находится в составе территории СНТ «<данные изъяты>».

Обосновывая отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ДИЗО сослался на карту зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки городского округа г.Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской думы от 25.12.2009 №384-II, указав, что рассматриваемый земельный участок находится в границах зоны наблюдения Нововоронежской атомной электростанции, в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район», что не отражено на схеме. Однако, по мнению истца, указанная информация не соответствует действительности.

Согласно заключению эксперта от 15.01.2020 № 1943 ООО «ГлавКадастрЦентр» земельный участок <данные изъяты>», расположенный в границах земельного участка с кадастровым по <адрес>, расположен на расстоянии 209,89-214,72 м до ближайшей оси газопровода с кадастровым с диаметром трубы свыше 600 до 800 DN по <адрес>.

Следовательно, испрашиваемый земельный участок расположен за пределами охранной зоны газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район». Более того, согласно Выписке из ЕГРН от 25.07.2019 , содержащей сведения о зарегистрированных правах на сооружение газопровода, право собственности ОАО «Газпром» на данный объект недвижимости зарегистрировано 20.10.2008, т.е. значительно позднее создания СНТ «<данные изъяты>». Таким образом, при проектировании, возведении газопровода и при регистрации права собственности на него обстоятельство нахождение вблизи него коллективных садов должно было быть учтено.

Просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка в СНТ «<данные изъяты>» города Воронежа на кадастровом плане территории от 30.10.2019 , обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области утвердить схему расположения земельного участка в СНТ «<данные изъяты>» города Воронежа на кадастровом плане территории (л.д. 4-6).

Административный истец ФИО4, извещенный о судебном разбирательстве надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом воспользовался правом ведения дела через представителя. Представил дополнительно письменные пояснения по иску (л.д.81-83,140-142).

Представитель административного истца адвокат Попова Н.Б. в судебном заседании административное исковое заявление своего доверителя поддержала по изложенным в нем основаниям и доводам, указанным в нем, просила требования административного истца удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщено.

Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие не явившихся лиц.

В материалы дела от ДИЗО Воронежской области представлен письменный отзыв на административный иск, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок СНТ «<данные изъяты>» полностью расположен в охранной зоне магистрального газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район», в границах зоны наблюдения Нововоронежской атомной электростанции, что следует из представленной по запросу ДИЗО информации главного архитектора администрации городского округа г.Воронеж и что предполагает ограничение в его использовании. Однако соответствующие ограничения не были отражены на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленного для согласования ответчику, что на основании пп.1 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ явилось основанием для отказа в утверждении представленной схемы (л.д.69-73).

Представитель заинтересованного лица СНТ «Гигиенист» ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель заинтересованного лица главного архитектора администрации городского округа г.Воронеж ФИО1 полагала, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является законным и обоснованным; в обоснование своей позиции привела доводы аналогичные позиции административного ответчика.

Представитель ООО «Газпром трансгаз Москва» «Воронежское ЛПУМГ» ФИО3 пояснил, что общество является эксплуатирующей организацией подземного газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район» с диаметром трубы 700мм. В настоящий момент сведений о местоположении границ охранной зоны (25 м) до магистрального газопровода-отвода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район» внесены в ЕГРН; зоны минимальных расстояний до газопровода в предусмотренном законом порядке не установлены, сведения об их местоположении в ЕГРН не внесены. Вместе с тем испрашиваемый земельный участок находится в зоне минимальных расстояний от крановой площадки с запорной арматурой магистрального газопровода-отвода ГРС-3 г.Воронеж, расстояние которой, в соответствии с п. 8.2.6 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утвержденный Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС, составляет 300 м и в которой строительство зданий, сооружений допускается только по согласованию с организацией – собственником газопровода или уполномоченной им организацией, в связи с чем полагал, что отказ ДИЗО в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является законным и обоснованным. Аналогичные доводы представителя изложены в письменном отзыве, представленном в материалы дела (л.д.167-170).

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части первой ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу п.п. 8, 11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При разрешении требований административного истца суд учитывает, что на территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 (л.д.112-146).

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. (пункт 1.1 Положения)

В соответствии с пунктом 5.36 вышеуказанного Положения Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно статье 2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; (пункт 1)

- утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории. (пункт 2)

В соответствии с подпунктом 3.1.20 пункта 3.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 в соответствии с возложенными задачами Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».

Согласно подпункту 3.3.21 пункта 3.3. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формат схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется форме документа на бумажном носителе.

В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. (пункт 2)

Согласно пункту 3 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

В соответствии с п. 4 вышеназванных Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории учитываются материалы и сведения:

- утвержденных документов территориального планирования;

- правил землепользования и застройки;

- проектов планировки территории;

- землеустроительной документации;

- положения об особо охраняемой природной территории;

- о зонах с особыми условиями использования территории;

- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

- о местоположении границ земельных участков,

-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В пункте 5 Требований указано, что в целях направления решения (соглашения) об утверждении схемы расположения земельного участка и схемы расположения земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса для отображения сведений на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, схема расположения земельного участка изготавливается в форме электронного документа, в котором местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить, должно соответствовать местоположению границ земельного участка или земельных участков, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом.

В соответствии с пунктом 6 Требований, в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.

Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Приказом ДИЗО Воронежской области от 24.01.2017 года № 106, утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории".

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, ими являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судом установлено, что административный истец ФИО4 является членом СНТ «<данные изъяты>» и имеет в пользовании земельный участок , переименованный в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в садовое товарищество «<данные изъяты>» из участка в садоводческом товариществе «ВАСТ» (л.д. 18).

07.11.2018г. ФИО4 было подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по <адрес>, предоставив соответствующие документы, перечень которых поименован в приложении к заявлению.

Письмом от 05.12.2018 за № 52.17-19191з Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области ФИО4 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу, по тем основаниям, что согласно сведениям, полученным из Управления лесного хозяйства Воронежской области, земельный участок в СНТ «<данные изъяты>, расположен в границах земель лесного фонда Новоусманского лесничества.

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 29.03.2019 года, данный отказ, был признан незаконным и суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца от 07.11.2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка СНТ «<данные изъяты>» на кадастровом плане территории (л.д.160-166).

Указанным решением суда установлено, что истец ФИО4 является членом СНТ «<данные изъяты>» и имеет в пользовании земельный участок .

СНТ <данные изъяты>» создано путем объединения земельных участков, выделенных в пользование для ведения коллективного садоводства областной санитарно-эпидемической станции (7га) и Воронежской АСТ (3,4 га) на основании решением общего собрания СТ «Гигиенист» областной СЭС и СТ дирекции ВАСТ от 12.06.1994.

23.07.2014 в Государственный кадастр недвижимости были внесены, как о ранее учтенном, сведения о земельном участке с кадастровым площадью 104000 кв.м. (10,4 га), местоположение: <адрес>», земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства.

Так как граница земельного участка СНТ «<данные изъяты>» не была установлена в результате межевания, было установлено местоположение границы и площади земельного участка занятого землями общего пользования (1,8 га), о чем в Государственный кадастр недвижимости 24.12.2014 внесены соответствующие сведения.

Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержится описание местоположения границ земельного участка с кадастровым земель общего пользования СНТ «<данные изъяты>», внешние границы этих земель являются границами земель, занимаемых СНТ «<данные изъяты>».

Испрашиваемый участок , находящийся в пользовании истца, входит в состав территории СНТ «<данные изъяты>».

Таким образом, исходя из вышеуказанных, установленных вступившим в законную силу решением суда, обстоятельств, положений пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" истец имеет право на приобретение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.

После вступления в законную силу решения Левобережного районного суда г. Воронежа, 23.10.2019 года ФИО4 вновь обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений от утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, предоставив соответствующие документы, перечень которых поименован в приложении к заявлению (л.д.17).

Заявление и перечень документов, предоставленных административным истцом, соответствовали требованиям земельного законодательства и п.2.6 административного регламента, утвержденного приказом ДИЗО Воронежской области от 24.01.2017 года № 106.

Согласно подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 1, 2, 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в частности, с учетом утвержденных документов территориального планирования и наличия зон с особыми условиями использования территории.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

По результатам рассмотрения заявления ФИО4 ДИЗО со ссылкой на пп 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, принято решение в форме ответа от 30.10.2019 № 52-17-17375з, которым в утверждении представленной заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой, на то, что испрашиваемы земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район», что не отражено на схеме. Кроме того, в представленной схеме ограничение в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения (воздушная линия электропередач) указано не полностью (л.д.13-15).

Обосновывая отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ссылается на информацию управления главного архитектора администрации г.Воронеж в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Воронеж (далее –ПЗЗ), утвержденных решением Воронежской городской думы от 25.12.2009 №384-II о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г.Воронеж АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район» (л.д.77-79).

В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац 2 статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также приложению 1 к названному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; далее - Закон N 69-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса и частью 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно статье 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Правила охраны магистральных газопроводов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названных Правил охраны магистральных газопроводов охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.

Согласно пункту 3.15 Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденного приказом федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС под охранной зоной магистрального трубопровода понимается территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности.

Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (пункт 5.6 СНиП 2.05.06-85*).

В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1).

Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.

Минимальные расстояния от оси магистрального газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, определяются строительными правилами, в том числе СП 36.13330.2012. Свод правил.

Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утвержденный Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС.

В соответствии с п. 7.15 и таблицей 4 вышеуказанного Свода правил магистральный газопровод с диаметром трубы свыше 600 до 800 мм должен быть расположен на расстоянии не менее 200 м от городов и других населенных пунктов, коллективных садов с садовыми домиками и дачных поселков.

Кроме того, в соответствии с п. 8.2.6 указанного Свода правил установку запорной арматуры и продувочных свечей, входящих в состав газопровода, следует предусматривать на расстоянии от зданий и сооружений, не относящихся к газопроводу, не менее 300 м.

По общему правилу в силу требований п. 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Исходя из положений п. 1, п. 6 ст. 106 Земельного кодекса РФ, внесению сведений в ЕГРН о зонах с особыми условиями использования территорий, предшествует принятие уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления решения.

Особенности установления зоны минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) определяются ч. 19, 20 ст. 26 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

В ч. 19 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ на собственников магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) возлагается обязанность по обеспечению подготовки описания и перечня координат минимальных расстояний до данных трубопроводов и их направлению в уполномоченный орган. Указанная обязанность должна была быть исполнена не позднее 1 сентября 2019 года. Решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года.

Судом установлено и следует из пояснений представителей заинтересованного лица «Газпром трансгаз Москва» «Воронежской ЛПУМГ», что вблизи границ земельного участка, занимаемого СНТ «Гигиенист» с кадастровым , площадью 104000 кв. м (10,4 га) расположен подземный магистральный газопровод-отвод высокого давления к ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеж и с.Новая Усмань с диаметром трубы 700 мм, рабочим давлением Рраб=55кгс/см2, проходящий по территории г.Воронеж, Хохольского, Каширского, Новоусманского районов, принадлежащий ПАО «Газпром» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.10.2008 серия 36-АВ №199518) (л.д.172). Эксплуатацию газопровода осуществляет общество ООО «Газпром трансгаз Москва» на основании договора аренды имущества от 30.11.2019 (л.д.173-182). Газопровод-отвод и, в том числе крановая площадка с запорной арматурой как опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что подтверждается свидетельством о регистрации от 30.05.2019 А01-13306 (л.д.167-170).

Согласно СП 36.13330.2012 «Магистральные газопроводы, таблица 4, зона минимальных расстояний от оси газопровода DN 700 мм составляет 200 метров, а на основании п.8.2.6 СП 36.13330.2012, зона минимальных расстояний от запорной арматуры и продувочных свечей составляет 300 м.

Из абзаца девятого статьи 2, статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, устанавливается охранная зона с особыми условиями использования.

Между тем, административным ответчиком суду не было представлено безусловных доказательств, подтверждающих в своей совокупности нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий: охранной зоне и зоне минимальных расстояний магистрального газопровода.

Как следует из пояснений представителя Управления главного архитектора ФИО1 в связи с поступлением запроса ДИЗО было произведено наложение представленной на утверждение схемы земельного участка на карту зон с особыми условиями, в результате чего был дан ответ о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне газопровода; измерений фактического расстояния от оси газопровода до испрашиваемого земельного участка – не проводилось.

В свою очередь стороной административного истца в материалы дела представлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГлавКадастрЦентр», согласно выводам которого земельный участок СНТ «<данные изъяты>», расположенный в границах земельного участка с кадастровым , расположен на расстоянии 209,89-214,72 м до ближайшей оси газопровода с кадастровым с диаметром трубы свыше 600 до 800 DN по <адрес> (л.д.42-64).

Оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов, у суда не имеется, и выводы экспертов административным ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, учитывая требования вышеизложенных строительных норм о расстоянии охранных зон магистрального трубопровода, суд считает установленным, что испрашиваемый земельный участок не входит ни в охранную зону и ни в зону минимального расстояния от оси магистрального газопровода-отвода ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеж и с.Новая Усмань.

То обстоятельство, что из пояснений представителя заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» «Воронежской ЛПУМГ» следует, что земельный участок , расположенный по <адрес> находится в 300-метровой зоне минимальных расстояний от крановой площадки с запорной арматурой магистрального газопровода-отвода к ГРС-3 г.Воронеж, безусловными доказательствами не подтверждено, и представленный со стороны заинтересованного лица Технический отчет (л.д.188-190), об обратном не свидетельствует, поскольку на нем в графическом виде описано местоположение границ зон минимальных расстояний от объектов трубопровода, в том числе крановой площадки, однако не усматривается, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в указанной зоне.

Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах СНТ «<данные изъяты>» следует из выводов эксперта ООО «ГлавКадастрЦентр», изложенных в заключении от 15.01.2020, а также указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Левобережного суда г.Воронежа от 29.03.2019 по административному иску ФИО4 к ДИЗО Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Кроме того, ввод в эксплуатацию газопровода был произведен значительно позже создания СНТ «<данные изъяты>».

Также суду не было приведено доказательств, что представленная ФИО4 на утверждение схема расположения земельного участка была подготовлена без полного отражения охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения (воздушная линия электропередач).

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п. 3 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").

Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).

В оспариваемом отказе, не содержится указания в отношении какой конкретно воздушной линии электропередач не были указаны охранные зоны, и где это линия проходит.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их взаимной связи и совокупности, достаточность и достоверность доказательств, суд находит решение (ответ) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.10.2019 года з об отказе ФИО4 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес> на кадастровом плане территории незаконным.

Вместе с тем, суд не усматривает достаточных оснований для возложения обязанности на Департамент обязанности согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как суд не вправе подменять административного ответчика в данном вопросе, реализующего публично-властные полномочия.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц.

Следовательно, в целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца суд находит необходимым обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 07.11.2018 (23.10.2019) года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, с учетом положений ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 179 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО4 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 30.10.2019 года з в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение (ответ) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.10.2019 года з об отказе ФИО4 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес>, на кадастровом плане территории.

В целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 07.11.2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по СНТ «<данные изъяты>», участок , с учетом положений ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде, путем подачи жалобы через районный суд. Решение изготовлено в мотивированном виде 24.06.2020.

Председательствующий: Т.Е. Бражникова