Дело № 2а-6875/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Щелковский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по
административному иску ИП ФИО2 <адрес> к старшему судебному приставу Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО1, ГУФССП России по Московской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО2 обратился в суд с административным иском к старшему судебному приставу Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО1, ГУФССП России по Московской области о признании бездействия незаконным
В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области административным истцом было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3, которое получено ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство не возбуждено, постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя не направлено.
Административный истец просит признать бездействие старшего судебного пристава Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО1, выразившееся в не рассмотрении заявления о возбуждении исполнительного производства незаконным, обязать административного ответчика рассмотреть заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3, в случае, если заявление о возбуждении исполнительного производства рассмотрено, признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО1, выразившееся в не направлении в установленный срок постановления о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - ФИО3 в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав," свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:" а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ИП ФИО2 в Щелковский РОСП ГУФССП России по Московской области ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3, которое получено отделом судебных приставов Щелковского РОСП ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5,6,7).
В соответствии со ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии частей 7,8, 17 ст. 30 того же закона заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно статье 226 КАС РФ, в обязанности административного истца входит доказывание обстоятельств того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подан соответствующий административный иск.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Между тем, доказательств рассмотрения заявления административного истца о возбуждении исполнительного производства административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пунктом 2 части 10 указанного закона исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя возлагается на старшего судебного пристава-исполнителя только при необходимости.
Анализируя изложенное, принимая во внимание, что вопрос о возбуждении исполнительного производства или отказе в возбуждении исполнительного производства относится к компетенции судебного пристава-исполнителя, которому на исполнение передан исполнительный документ, суд признает нарушение прав административного истца административным ответчиком – старшим судебным приставом-исполнителем Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области, выразившихся не надлежащим контроле по подчиненности, т.е. своевременным рассмотрением заявления взыскателя.
В остальной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИП ФИО2 ФИО6 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Неклеца ФИО7, выразившееся в отсутствие контроля за действиями судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3 ФИО8, поданное ИП ФИО2 ФИО9, в остальной части административного иска
- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья О.Д. Колесникова