Дело №2а-6877/2021
УИД:34RS0008-01-2021-010501-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Толмачевой А.В.,
с участием представителя административного ответчика Комитета тарифного регулирования Волгоградской области – ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2021 года в городе Волгограде административное дело по административному иску ФИО2 к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области об оспаривании действий, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с названым административным иском к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области об оспаривании действий, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав истца. Свои требования мотивирует тем, что Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области постановлениями №... от ДД.ММ.ГГГГ установило нормы потребления коммунальных ресурсов холодного водоснабжения и коммунальной услуги водоотведения и №... от ДД.ММ.ГГГГ установило нормы потребления коммунального ресурса электрической энергии на основании применения расчетного метода. По мнению истца, нормы, указанные в постановлениях, установлены с учетом повышающего коэффициента 1,5, который наделяет ООО «УК ЦР» совершать преступления по ст.159 УК РФ и ст.163 УК РФ. Кроме того, Министерство не указало в постановлениях информацию о том, что нормы установлены с учетом повышающегося коэффициента 1,5. Управляющая компания ООО «УК ЦР» воспользовавшись отсутствием данной информации при наличии у истца в квартире по адресу: г.Волгоград, ... индивидуального прибора учета электрической энергии, опломбированного в 2012 году, отсутствии проживающих потребителей электрической энергии в квартире, начисляет плату за не потребленную электрическую энергию по нормам потребления коммунального ресурса электрической энергии, установленного Министерством для одного проживающего потребителя в однокомнатной квартире в размере 123 квт/мес. и 50% за 1,5 повышающий коэффициент, то есть начисляется плата в 2,25 раза больше нормы фактической. Также, при отсутствии внутриквартирного водопровода, наличии только вентиля у стояка холодного водоснабжения начисляет потребление холодного водоснабжения по нормам, установленным постановлением №... от ДД.ММ.ГГГГ для жилых помещений оборудованных внутриквартирным водопроводом.
В связи с чем, истец обратилась в суд и просит признать неправомерными действие ответчика, выразившиеся в не опубликовании в средствах массовой информации (в газетах) постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№...; признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в установлении, что повышающий коэффициент 1,5, установленный для норм, противоречит ст.ст.14-16 Федерального закона «О защите прав потребителей»; признать неправомерными действия ответчика в нарушение ст.24 ч.2 и ст.15 ч.3 Конституции Российской Федерации, ст.ст.10-14 Федерального закона «О защите прав потребителей» не указание в постановлениях №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ информации о том, что нормы указанные в постановлении с учетом повышающего коэффициента 1,5; обязать ответчика в течение 15 дней после вступления решения в законную силу внести изменения в постановления №... от ДД.ММ.ГГГГ и №... от ДД.ММ.ГГГГ пункт, информирующий о том, что нормы установлены с учетом повышающегося коэффициента 1,5 и данные методики, на основании которой рассчитаны нормы для устранения нарушений.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомлен.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по доверенности ФИО1 требования истца не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила в иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено и следует из административного искового заявления, что ФИО2 является собственником ... города Волгограда.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Положением о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, приняты постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№... которыми утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области и нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области.
Нормативы вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... внесены изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... предусматривающие установление нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов. Указанные нормативы применяются при расчете платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
Указанные коэффициенты применялись: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1,1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1,2; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1,4; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1,5; с 2017 года – 1,6.
Постановлениями министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., №... внесены изменения в постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» и от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» дополнив их нормативами с учетом повышающих коэффициентов до 2017 года.
В дальнейшем, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... были внесены изменения в Постановление №..., в соответствии с которыми применение повышающих коэффициентов к нормативам было отменено с момента опубликования.
В связи, с чем и руководствуясь пунктом 2.18 Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, согласно которого комитет утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, приказами комитета от ДД.ММ.ГГГГ№..., №... внесены изменения в постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» и от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» исключив нормативы, рассчитанные с учетом повышающих коэффициентов.
При этом пунктом 4 Приложения №... к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») установлено, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета определяется с учетом повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с ДД.ММ.ГГГГ – 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.
Постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» и от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» являются нормативными правовыми актами, поскольку они приняты в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, характеризуются наличием в них правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Первоначальный текст документов опубликован в издании «Волгоградская правда» №... от ДД.ММ.ГГГГ, информация о публикации документов, создающих редакцию постановлений содержится в справках к этим документам размещённым в справочных правовых системах и в сети Интернет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Таким образом, действия комитета, требованиям законодательства не противоречат, оснований для признания действий комитета незаконными и возложения на комитет обязанности по предоставлению дополнительных документов не имеется, нарушения прав и законных интересов заявителя, а также препятствия к их осуществлению отсутствуют.
По правилам п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из материалов дела, оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО2 к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области о признании неправомерными действий, выразившихся: в не опубликовании в средствах массовой информации постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№...; в установлении повышающего коэффициента 1,5; в не указании в постановлениях №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ информации с учетом повышающего коэффициента 1,5; возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021 года.
Судья Мягкова Е.А.