ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6882/2016 от 21.09.2016 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-6882/2016 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Аначкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.И.Я. к филиалу ФГБУ "Ф." по Нижегородского, ФГБУ "Ф." о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в Советский районный суд к ответчику с указанным административным исковым заявлением. В обосновании заявленных требований указал следующее.

В собственности К.И.Я. находится земельный участок, кадастровый №.... расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).

На данном участке построен индивидуальный жилой дом. К.И.Я. обратился в Филиал ФГБУ "Ф." по ... с заявлением о постановке на кадастровый учет данного жилого дома, предоставив технический план объекта недвижимости от 03.08.2016т.

Указанный технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решением органа кадастрового учета от 09.08.2016г.. №... осуществление кадастрового учета приостановлено по причине того, что в состав технического плана не включено разрешение на строительство.

Однако данное решение органа кадастрового учета является незаконным, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства.

В качестве основания для отказа орган государственного кадастрового учёта называет ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре, согласно которой: «Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии, либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации». По мнению органа кадастрового учета, данная норма предусматривает обязательное наличие разрешения на строительство, в качестве приложения к техническому плану.

Однако это совершенно неверная трактовка данной правовой нормы и всех иных норм земельного и градостроительного законодательства во взаимосвязи. Решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет по данному обстоятельству является незаконным по следующим причинам:

Во-первых, сама ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре гласит: «Сведения о здании -объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации».

Таким образом, данная норма предусматривает, что в случае отсутствия проектной документации сведения о здании указываются в декларации об объекте недвижимости. В соответствии с этой же нормой «в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью». При подаче заявления в орган кадастрового учета такая декларация была предоставлена. Копия приложена к иску.

Согласно пункту 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Во-вторых, действующее законодательство не предусматривает, что разрешение на строительство должно являться приложением к техническому плану на объект недвижимости - жилой дом.

Согласно ст. 10 закона о кадастре: Форма технического плана и требования к его подготовке, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений».

Так согласно Приказа Минэкономразвития России от (дата)№... «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ.

К текстовой части относятся следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) описание местоположения здания на земельном участке; 5) характеристики здания; 6) сведения о части (частях) здания; 7) характеристики помещений в многоквартирном доме; 8) заключение кадастрового инженера.

К графической части технического плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения здания (части здания) на земельном участке (далее - Схема); 3) чертеж: контура здания (части здания; далее - Чертеж);4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, а в случае отсутствия у здания этажей - план здания или части здания с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, План части здания).

6. Обязательному включению в состав технического плана независимо от вида кадастровых работ подлежат следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) Чертеж:.

10. В состав технического плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ в связи с созданием и (или) образованием здания, изменением сведений о здании включаются следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) описание, местоположения здания на земельном участке; 5) характеристики здания; б) заключение кадастрового инженера (при необходимости); 7) схема геодезических построений, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящих Требований; 8) Схема; 9) Чертеж; 10) Приложение (при необходимости).

Как следует из внимательного изучения данного приказа, разрешение на строительство вообще не является, какой либо составной частью Технического плана. Данный документ является правоустанавливающим и не имеет никакого отношения к техническим сведениям об объекте.

В-третьих, До (дата) действует упрощенный порядок регистрации прав на объекты недвижимости. Государственный кадастровый учёт является необходимым условием реализации данного права, так как без постановки на государственный кадастровый учет невозможно индивидуализировать жилой дом - объект недвижимости.

Федеральным законом от (дата) №93-ФЗ (далее - Федеральный закон о "дачной амнистии") определен упрощенный порядок оформления прав граждан на объекты недвижимости, возведенные на принадлежащих им земельных участках. Принятие данного Закона было обусловлено тем, что значительная часть недвижимости, используемая гражданами для удовлетворения жилищных нужд, не могла пройти процедуру государственной регистрации по причине отсутствия необходимых документов либо несоответствия их требованиям действующего законодательства по форме либо содержанию. В противном случае при отсутствии у граждан необходимых разрешений, предусмотренных градостроительным законодательством, соответствующие объекты индивидуального жилищного строительства будут иметь признаки самовольной постройки.

Согласно пункту 4 статьи 8 ФЗ от (дата) №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до (дата) не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со статьей 25.3. ФЗ от (дата) N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.

До (дата) разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, (пункт 4 статьи 25.3 ФЗ от (дата) N 122-ФЗ).

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается (!) При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5 статьи 25.3 ФЗ от (дата) N 122-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 41 ФЗ от (дата) N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что для постановки на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности, необходимо предоставление лишь заявления по установленной форме и технического плана, составленного на основании декларации об объекте недвижимости. Именно декларация при отсутствии проектной документации содержит необходимые технические сведения о здании. В свою очередь предоставление разрешения на строительство по смыслу действующего законодательства не требуется.

Разрешение на строительство является правоустанавливающим документом. Его получение в настоящий момент невозможно, т.к. дом уже построен. В рассматриваемой ситуации оспариваемое решение нарушает конституционное право граждан на жилище, поскольку создает препятствия в его легализации и надлежащем оформлении в упрощенном порядке, специально предусмотренном законодателем для реализации прав граждан на жилище.

Принимая во внимание приведенные выше нормы права, учитывая наличие у истца необходимой документации, приостановление осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по мотиву отсутствия разрешения на строительство является незаконным и препятствует истцу в реализации принадлежащих ему прав.

При таких обстоятельствах имеются основания для признания решения филиала ФГБУ "Ф." по ... от 09.08.2016г. о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному кнормативному правовому акту.

На основании изложенного истец просит суд:

Признать Решение Филиала ФГБУ "Ф." по ... от 09.08.2016г. №... о приостановлении осуществления кадастрового учёта незаконным.

Обязать Филиала ФГБУ "Ф." по ... произвести кадастровый учет объекта недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу: ...

Истец в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом в установленном законном порядке, направил в суд своего представителя по доверенности

Представитель адвокат по ордеру и доверенности А.Д.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд удовлетворить их.

Представитель ФГБУ "Ф."К.Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала просила суд отказать в полном объеме.

Представитель ответчика филиала ФГБУ "Ф." по ...К.Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала просила суд отказать в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.2 ст.1 ФЗ РФ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее ФЗ №221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

Исходя из положений ст. 16 ФЗ РФ № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый №.... расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).

20.07.2016г. составлена декларация об объекте недвижимости - жилого дома общей площадью 180 кв.м. расположенного по адресу: .... Год завершения строительства 2016г.

03.08.2016г. составлен технический план здания вышеуказанного жилого дома.

03.08.2016г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет.

09.08.2016г. ФГБУ "Ф." принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, по тем основаниям, что сведении о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии, либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации (ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре).

Согласно ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом документы, необходимые для получения разрешения на строительство, определены частями 7, 9 ст. 51 ГрК РФ.

Однако, ч. 3 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В силу части 4 ст. 8 Федерального закона от (дата) № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до (дата) не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Частью 17 ст. 51 ГрК РФ и ст. ... от (дата)№...-з «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории ...» установлены случаи при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Частью 4 ст. 1 ФЗ №221-ФЗ установлено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Согласно ч.1 ст. 35 ФЗ №221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Статьей 37 ФЗ №221-ФЗ предусмотрено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

При этом форма технического плана здания и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от (дата)№....

Пунктом 16 указанного приказа установлено, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до (дата) технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

Как уже указано выше, застройщик индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч.3 ст. 48 ГрК РФ не обязан разрабатывать проектную документацию, при этом в силу части 4 ст. 8 Федерального закона от (дата) № 191-ФЗ застройщик не обязан получать разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

Однако, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, федеральное законодательство не освобождает таких застройщиков от получения разрешения на строительство.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что при подготовке технического плана здания истцу необходимо было использовать разрешение на строительство, которое в свою очередь должно быть получено в силу норм ГрК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности принятого ФГБУ "Ф." решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с чем, требования истца о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости подлежат отклонению.

Вместе с тем суд не находит подлежащим удовлетворению требования истца к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Ф." по Нижегородской области поскольку филиал не является юридическим лицом и не является самостоятельным участником административного процесса (ст.ст. 48,54,55 Гражданского кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований К.И.Я. к филиалу ФГБУ "Ф." по Нижегородского, ФГБУ "Ф." о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)