ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-688/20 от 10.09.2020 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-688/2020

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2020 года пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Воробьева В.А.,

при секретаре Грязевой С.С.,

с участием:

представителя административного истца Блохина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю Бабинцева М.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю Кирилиной А.И., отделу судебных приставов по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Административный истец обратился в суд с данным иском, указав, что ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю является должником в исполнительном производстве по решению Хасанского районного суда по делу № 2-654/2018 от 19.09.2018 года. Предмет исполнения: в течение 6 месяцев обязать ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю провести ремонт в помещениях камер штрафного изолятора , оборудовать санитарные узлы санитарными перегородками, покрыть бетонные полы деревянным настилом, установить принудительную приточную вентиляцию.

15 июля 2020 года, на основании Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 13.11.2019 года административным ответчиком было принято Постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением судебного решения в срок, которое поступило в ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю 22 июля 2020 года.

В связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств поступили в учреждение в феврале 2019 года, а срок для исполнения решения суда заканчивался в марте 2019 года, у истца не было возможности исполнить данное судебное решение в срок.

24.12.2019 года в ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от ОСП по Хасанскому району -ИП от 13.11.2019 года с требованием в 5 - дневный срок добровольно исполнить решение суда (вх.- от 24.12.2019 года).

Ремонтные работы в помещении ШИЗО начали осуществляться со дня поставки строительных материалов, т.е. с 27.09.2019 года.

05.02.2020 года в Хасанский районный суд было направлено заявление об отсрочке решения суда (исх.25/КГ1-26/1/6-500), в котором выражалась просьба перенести срок исполнения решения до 01 июня 2020 года. Суд данное решение оставил без удовлетворения.

В связи с переносом душа в штрафном изоляторе и заменой сточных труб, установить приточную механическую вентиляцию технически не представлялось возможным. Санитарные узлы были оборудованы санитарными перегородками, бетонные полы покрыты деревянным настилом.

На данный момент ремонтные работы полностью окончены, о чем свидетельствует акт технического состояния помещений камер ШИЗО и фотографии.

Так как в учреждении были введены карантинные меры, в связи с коронавирусной инфекцией, передвижение за пределы местонахождения колонии было строго запрещено. Представить доказательства выполненных ремонтных работ не предоставлялось возможным.

Просит признать незаконным постановление административного ответчика от 15.07.2020 года о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 13.11.2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца Блохин А.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При указанных обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

До начала судебного заседания от ОСП по Хасанскому району в суд поступили материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, материалы исполнительного производства -ИП от 05.08.2020 года, а также возражения на административное исковое заявление в соответствии с которыми, решением Хасанского районного суда по делу от 14.09.2018 года с должника ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю сущность исполнения: Иной вид исполнения неимущественного характера обязать ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести ремонт в помещениях камер штрафного изолятора №, оборудовать санитарные узлы санитарными перегородками, покрыть бетонные полы деревянным настилом, установить принудительную приточную механическую вентиляцию; в пользу взыскателя: ПРИМОРСКАЯ ПРОКУРАТУРА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ПК, адрес взыскателя: <адрес>

13.11.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, должнику ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. 15.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 20.05.2020 года должником исполнено решение, исполнительное производство окончено 03.08.2020 года на основании фактического исполнения решения суда. Постановление о взыскании исполнительского сбора выделено в отдельное исполнительное производство, 05.08.2020 года на основании данного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № 19990/20/25 029-ИП.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с Должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Факт неисполнения ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов подтверждается материалами исполнительного производства.

Предъявляя настоящие требования, ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю не представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов.

Так, статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных ГК РФ оснований привлечения к ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные материалы исполнительных производств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов незаконными суду необходимо установить их несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов истца.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Так, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Данное положение непосредственно регламентировано Конституцией РФ, которая предусматривает, что любые решения органов государственной власти обязательны на территории государства и подлежат неукоснительному соблюдению и исполнению.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что указанный Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в частности обязанности по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Статьей 5 названного Федерального закона определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ч. 1 ст. 12 и ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 названного Федерального закона).

Судом установлено, что решением Хасанского районного суда по делу от 19.09.2018 года удовлетворены исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю о понуждении к совершению действий. На административного истца возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести ремонт в помещениях камер штрафного изолятора №, оборудовать санитарные узлы санитарными перегородками, покрыть бетонные полы деревянным настилом, установить принудительную приточную вентиляцию.

15 июля 2020 года, на основании Постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 13.11.2019 года административным ответчиком было принято Постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением судебного решения в срок, которое поступило в ФКУ КП-26 ГУФСИН России по ФИО2 краю 22 июля 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю Коваленко В.Ю. возбуждено исполнительное производство от 13.11.2019 года -ИП, должнику ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

15.07.2020 года судебным приставом-исполнителем Кирилиной А.И. вынесено постановление о взыскании с ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный законом срок требований по исполнительному производству от 13.11.2019 года -ИП, а указанное исполнительное производство окончено 03.08.2020 года в связи с фактическим требований исполнительного документа.

Постановление от 15.07.2020 года о взыскании исполнительского сбора выделено в отдельное исполнительное производство -ИП, возбужденное 05.08.2020 года.

Постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 15.07.2020 года поступило в адрес административного истца 22.07.2020 года.

В силу положений части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» - суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Как утверждает административный истец, ремонтные работы в помещении ШИЗО начали осуществляться со дня поставки строительных материалов, т.е. с 27.09.2019 года. В связи с переносом душа в штрафном изоляторе и заменой сточных труб, установить приточную механическую вентиляцию технически не представлялось возможным. Санитарные узлы были оборудованы санитарными перегородками, бетонные полы покрыты деревянным настилом.

05.02.2020 года в Хасанский районный суд было направлено заявление об отсрочке решения суда (исх.25/КГ1-26/1/6-500), в котором выражалась просьба перенести срок исполнения решения до 01 июня 2020 года, однако суд данное решение оставил без удовлетворения.

Ремонтные работы полностью окончены, что подтверждается актами приемки работ и технического состояния помещений камер ШИЗО от 20.05.2020 года.

Так как в учреждении были введены карантинные меры, в связи с коронавирусной инфекцией, передвижение за пределы местонахождения колонии было строго запрещено. Представить доказательства выполненных ремонтных работ не предоставлялось возможным.

Судом установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 15.07.2020 года, на основании чего 05.08.2020 года было возбуждено исполнительное производство -ИП.

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, оспариваемое постановление было вынесено после фактического исполнения административным истцом ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю требований, изложенных в исполнительном листе, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного истца обоснованные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования начальника ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю Бабинцева М.А. – удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Хасанского району УФССП России по Приморскому краю Кирилиной Алены Игоревны от 15.07.2020 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП. Освободить ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю от уплаты исполнительского сбора.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья В.А. Воробьев