ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-688/20 от 14.07.2020 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

25а-688/2020 УИД 23RS025-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...>. 14 июля 2020 года

Лабинский городской суд <...>. в составе:

Председательствующего - судьи Чимирис Н.М.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Лабинского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Лабинского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование своего заявления, истец указывает, что согласно договору аренды земельного участка 25 от <...>, договору уступки прав и обязанностей от <...>, она является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: <...>., Южная промзона: - площадью 500,0 кв.м., кадастровый 25, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования; - площадью 8662,0 кв.м. кадастровый 25, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

В феврале 2020 года она обратилась в администрацию Лабинского городского поселения с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Лабинского городского поселения <...>., утвержденного решением Совета Лабинского городского поселения от <...>25, включенных в перечень условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков.

Постановлением администрации Лабинского городского поселения от <...>25 «О предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства», было принято решение об отказе в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 с «для сельскохозяйственного использования», на «заправка транспортных средств» (п.2 пп.1, пп.2), на основании пункта 3 обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от <...>, в связи с намерением изменений условий договора аренды.

Однако, имеются основания для признания постановления администрации Лабинского городского поселения от <...>25 «О предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства» в части отказа в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств» (п. 2 п.п.1, п.п.2) незаконным, так как имеются в совокупности два условия: 1) постановление администрации, в части отказа в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств» (п. 2 п.п.1, п.п.2), не соответствует требованиям ст. 39.12 ЗК РФ, и 2) нарушает право административного истца на использование земельного участка по его целевому назначению, в том числе, на возведение объектов капитального строительства, в соответствии с условиями договора аренды.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать постановление администрации Лабинского городского поселения от <...>25 «О предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства» в части отказа в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств [4.9.1.1]» (п. 2 п.п.1, п.п.2)- незаконным.

Обязать администрацию Лабинского городского поселения принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277, площадью 500,0 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278, площадью 8662,0 кв.м., расположенных по адресу: <...>., Южная промзона, с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств [4.9.1.1]», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Лабинского городского поселения <...>., утвержденными решением Совета Лабинского городского поселения от <...>25, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 в своем заявлении просила данное дело рассмотреть в отсутствие административного истца и ее как представителя, на заявленных требованиях настаивала и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика- администрации Лабинского городского поселения <...>. по доверенности ФИО5 в своем заявлении просила данное дело рассмотреть в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований ФИО1 просила отказать на основании доводов, изложенных в возражениях на исковые требования.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными, или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены, или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды земельного участка 25 от <...>, договора уступки прав и обязанностей от <...>, ФИО1 является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: <...>., Южная промзона: - площадью 500,0 кв.м., кадастровый 25, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования; - площадью 8662,0 кв.м. кадастровый 25, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

<...>, постановлением администрации Лабинского городского поселения 25 «О предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства», было принято решение об отказе в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств» (п.2 пп.1, пп.2), на основании пункта 3 обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от <...>, в связи с намерением изменений условий договора аренды.

Договор аренды земельного участка 25 от <...>, расположенного по адресу: <...>., Южная промзона в 40 м. южнее участка, площадью 9162,0 кв.м, с кадастровым номером 23:46:0403002:170 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, сроком на 10 лет, был заключен до утверждения генерального плана Лабинского городского поселения.

Предоставление осуществлялось с соответствии с требованиями Федерального закона от <...> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без проведения торгов.

После утверждения генерального плана Лабинского городского поселения от <...>, принадлежащий ФИО1 земельный участок был отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, в связи с чем, было заключено дополнительное соглашение от <...>, согласно которому, был изменен предмет договора аренды.

Постановлением администрации муниципального образования <...>. от <...>25 «О разделе земельного участка», земельный участок площадью 9162,0 кв.м, кадастровый 25 был разделен на два земельных участка: площадью 500,0 кв.м., кадастровый 25, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования; площадью 8662,0 кв.м. кадастровый 25, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования,

На основании приказа Управления имущественных отношений <...>.25 от <...> «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от <...>25», было заключено дополнительное соглашение от <...>, согласно которому, еще раз был изменен предмет договора аренды.

Вышеуказанные дополнительные соглашения к договору аренды 25 от <...>, подписаны сторонами и зарегистрированы в установленном законом порядке. Таким образом, в связи с утверждением генерального плана Лабинского городского поселения, разделу земельного участка, по соглашению сторон, был изменен первоначальный предмет договора аренды земельного участка 25 от <...>, соответственно изменены его условия.

В настоящее время земельные участки с кадастровым номером 23:46:0403002:277, 23:46:0403002:278, согласно Правил землепользования и застройки Лабинского городского поселения, утвержденные решением Совета Лабинского городского поселения <...>. от <...>25, отнесены к зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2), в котором разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, отсутствует.

Поскольку испрашиваемый истцом вид разрешенного использования «заправка транспортных средств», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Лабинского городского поселения <...>., утвержденного решением Совета Лабинского городского поселения от <...>25, включен в перечень условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков, администрацией Лабинского городского поселения в соответствии со ст. 39,40 ГрК РФ были проведены публичные слушания, по результатам которых, ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278.

В оспариваемом постановлении (п.п.1, п.п. 2, п.2), в качестве основания для отказа администрация ссылается на пункт 3 обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от <...>.

При этом, законодательством предусмотрен только один случай, при котором не допускается изменение вида разрешенного использования земельного участка: п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ - внесение изменений в заключенный по результатам аукциона, или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Земельный участок, принадлежащий ФИО1 на праве аренды приобретен не на аукционе и не в силу статьи 39.12 ЗК РФ, следовательно, в данном случае, указанный выше запрет не распространяется на принадлежащий ей на праве аренды земельный участок.

Кроме того, указанные ограничения были внесены в Земельный кодекс РФ на основании Федерального закона от <...> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу с <...>.

Обзор судебной практики по конкретному делу, не может служить для органа местного самоуправления, основанием для принятия решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

Изменение вида разрешенного использования, принадлежащего ФИО1 на праве аренды земельного участка, соответствует Правилам землепользования и застройки Лабинского городского поселения, утвержденным решением Совета Лабинского городского поселения <...>. от <...>25, т.к. в настоящий момент, указанные правила не содержат вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» и направлено на приведение в соответствие вида разрешенного использования земельных участков, с действующими документами территориального планирования.

Невозможность использования земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, а также, осуществление прав арендатора в полном объеме, подтверждает отказ администрации в объединении земельных участков от <...>25.

Кроме того, согласно п. 4.1.7 договора аренды, арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использование с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Отнесение принадлежащих ФИО1 земельных участков к зоне ИТ-2, в которой отсутствует вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», лишает ее права на получение разрешения на строительство, в установленном законом порядке.

Схемы территориального планирования (генеральные планы), правила землепользования и застройки, проекты планировки, содержащие в себе сведения о градостроительных регламентах (территориальном и функциональном зонировании, предельных параметрах разрешенного строительства, красных линиях и прочих ограничениях), принятые после создания объектов капитального строительства и (или) предоставления земельных участков, не могут являться в соответствии с законодательством Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении и ограничении в обороте земельных участков, за исключением случаев прямо предусмотренных для такого рода правоотношений законодательством, а именно: резервирование и изъятие для государственных и муниципальных нужд земельных участков и объектов капитального строительства, исключительные случаи и основания для которых определены следующими положениями законодательства: статьи 239, 279, 282, 284-286 Гражданского кодекса РФ, статьи 49, 56, 70.1 Земельного кодекса РФ.

Отказывая ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Лабинского городского поселения <...>.», утвержденного решением Совета Лабинского городского поселения от <...>25, администрация ограничивает в обороте указанные земельные участки и нарушает права арендатора указанных земельных участков, не имя на то законных оснований.

С учетом всех обстоятельств по данному делу, постановление администрации Лабинского городского поселения в части отказа в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств» (п. 2 п.п.1, п.п.2) является незаконным и нарушающим права ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Лабинского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать постановление администрации Лабинского городского поселения от <...>25 «О предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства» в части отказа в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277 и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278 с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств [4.9.1.1]» (п. 2 п.п.1, п.п.2)- незаконным.

Обязать администрацию Лабинского городского поселения принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:277, площадью 500,0 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 23:46:0403002:278, площадью 8662,0 кв.м., расположенных по адресу: <...>., Южная промзона, с «для сельскохозяйственного использования» на «заправка транспортных средств [4.9.1.1]», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Лабинского городского поселения <...>., утвержденными решением Совета Лабинского городского поселения от <...>25, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию <...>.вого суда, через Лабинский городской суд.

Судья Лабинского

городского суда ___________________________Н.М. Чимирис