ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6899/2021 от 16.12.2021 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6899/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г.о. Щёлково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

при помощнике судьи Козловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Журавской ФИО8 к администрации г.о. Щелково Московской области об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Журавская И.П. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском к Администрации городского округа Щелково о признании недействительным и незаконным постановления Администрации городского округа Щёлково от 27.09.2021 № и оказания недоверия членам Межведомственной комиссии.

В обоснование иска указала, что она 17.05.2017 года обращалась к Главе городского округа Щёлково с заявлением о признании непригодными для проживания принадлежащих ей 3/8 долей жилого дома № в <адрес>. За четыре с половиной года обследование не проведено, законных актов обследования и заключений межведомственной комиссии нет.

Администрацией городского округа Щёлково вынесено постановление от 27.09.2021 № которое по мнению административного истца не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу..».

В состав утвержденной ответчиком Межведомственной комиссии входят чиновники Администрации городского округа Щёлково из Управления жилищно-коммунального хозяйства, Управления имущественных отношений, строительного комплекса, отдела доходов и других чиновников.

В нарушение ст. 44 вышеуказанного постановления Правительства РФ, в состав Межведомственной комиссии не входят эксперты, в связи с чем, комиссия не способна выполнять возложенные на нее задачи.

Составленные Межведомственной комиссией Акты обследования помещения от 10.10.2019 № от 24.09.2020 № , Заключения межведомственной комиссии от 11.10.2019 № , от 12.11.2020 № признаны решениями Щёлковского городского суда Московской области от 11.12.2019 и от 17.03.2021 незаконными.

Кроме того, полагает, что нарушено ее право как собственника помещения быть членом комиссии с правом решающего голоса.

С учетом изложенного административный истец просит суд признать недействительным и незаконным постановление Администрации городского округа Щёлково от 27.09.2021 № и отказать в доверии персональному составу Межведомственной комиссии утвержденной 27.09.2021 года.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена, ее письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела судом (протокольно) оставлено без удовлетворения.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещен, в материалы дела представлен письменный отзыв на иск, в котором ответчик просит в его удовлетворении отказать, а также письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Заинтересованные лица в суд не явились, извещены.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации.

На основании положений ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

1) Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации городского округа Щёлково от 22.03.2021 № была создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме при Администрации городского округа Щёлково»(л.д.64).

Постановлением Администрации от 22.03.2021 № утвержден состав Межведомственной комиссии.

27.09.2021 Администрацией городского округа Щёлково вынесено постановление № «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Щёлково от 22.03.2021 № . Указанным постановлением утвержден новый состав Межведомственной комиссии.

Указанное постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку Межведомственная комиссия рассматривает заявления неограниченного круг лиц, которые могут обратиться с заявлениями в Межведомственную комиссию.

В силу ст. ст. 1,2 КАС РФ, дела о признании нормативных правовых актов органов местного самоуправления недействующим рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Журавская И.П. обратилась в Администрацию городского округа Щёлково с заявлением о признании непригодными для проживания принадлежащих ей 3/8 долей жилого дома № в <адрес>

12.11.2020 Межведомственной комиссией на основании акта обследования от

г. было вынесено заключение № о выявлении оснований для признания помещений жилого дома в <адрес> общей площадью 88,9 кв.м. подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями указанного Положения.

Журавская И.П. не согласилась с указанным заключением и обратилась в Щёлковский городской суд с иском к первому заместителю Главы Администрации городского округа-Щёлково С.А. Горячеву, Администрации городского округа Щёлково о признании незаконными указанного заключения от 12.11.2020 и Акта обследования от 24.09.2020.

Решением Щелковского городского суда Московской области от

года иск Журавской И.П. был удовлетворен в части признания незаконными и недействительными Акта обследования жилого помещения от 24.09.2020 и заключения межведомственной комиссии от 12.11.2020. Указанное решение вступило в законную силу (л.д.76-82).

В целях исполнения вышеуказанного решения суда заявление Журавской И.П. было вновь рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии 02.09.2021года. Было принято решение о проведении повторного обследования помещений истицы и включении в состав комиссии эксперта.

На основании вышеуказанного решения Межведомственной комиссией было принято оспариваемое постановление от 27.09.2021 года № (л.д.9).

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, оспариваемым постановлением не нарушаются права, свободы и законные интересы истицы.

Кроме этого, довод Журавской И.П. о том, что состав Межведомственной комиссии не отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № не состоятелен в силу следующего.

Так, в силу п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Согласно оспариваемого постановления № от 27.09.2021г., в состав Межведомственной комиссии были включены в том числе, сотрудники Администрации городского округа Щёлково, а также представитель территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г.Королев, Фрязино, Лосино-Петровский в Щелковском районе, представитель Щёлковского филиала ГБУ МО «МОБТИ», представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области Щелковский отдел, представитель ОНД по Щелковскому району УНД и ПР ГУ МЧС по Московской области, представитель ТО ГЖИ МО № 23 ГУ МО «ГЖИ Московской области», а также представители иных организаций.

В силу п. п. 7, 44 вышеуказанного Положения, эксперты включаются в состав комиссии в случае необходимости.

Решение о необходимости привлечения экспертов к участию в работе комиссии принимает сама Межведомственная комиссия исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым.

Межведомственной комиссией на заседании 02.09.2021 было принято решение о привлечении к участию в работе комиссии и обследованию жилых помещений административного истца эксперта, и включению его в состав Межведомственной комиссии. Оспариваемым постановлением в состав Межведомственной комиссии включен судебный эксперт Герман А.В.

В силу п. 7 указанного Положения, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Собственники дома № в <адрес> также были привлечены к работе комиссии, были уведомлены о времени и месте заседания Межведомственной комиссии, присутствовали на заседании с правом совещательного голоса.

В связи с вышеизложенным, оспариваемое постановление не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 и Жилищного кодекса РФ, а состав комиссии соответствует требованиям, установленным Постановлением "Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Таким образом, поскольку оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы Журавской И.П., оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Журавской ФИО9 к администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным и недействительным постановления Администрации городского округа Щёлково от 27.09.2021 № оказании недоверия членам Межведомственной комиссии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.

Председательствующий

судья Н.Г. Разумовская