ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-689/17 от 09.01.2017 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а- 689/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2017 год г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хисматуллиной И.А., при секретаре Посохиной О.Г., с участием помощника Благовещенского межрайонного прокурора Батюкина В.В., представителя административного ответчика Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ ФИО1 (доверенность от 21.06.2017г.), представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района Благовещенский район РБ ФИО2 (доверенность от 09.01.2017г.), рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и обязании организовать водоснабжение,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия, выраженного в неорганизации водоснабжения населения в микрорайоне «Северный» г.Благовещенск РБ, в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск РБ незаконным; обязании организовать водоснабжение населения в микрорайоне «Северный» г.Благовещенск РБ, в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск РБ.

В обоснование искового заявления указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в феврале, июле-августе 2017 года по поступившим обращениям Я.Г.Р., Г.Р.С., А.Р.Р., М.Т.Р. проведена проверка и мониторинг исполнения администрацией городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что в микрорайоне «Северный» г. Благовещенск Республики Башкортостан, в микрорайоне «Европа» г. Благовещенск Республики Башкортостан отсутствует водоснабжение, предназначенное для снабжения водой граждан. Администрацией водоснабжение указанных микрорайонов города не организовано, что ею не отрицается. Вместе с тем, обстоятельства, на которые ссылается Администрация, не основаны на законе, и не освобождают от обязанности соблюдать нормы действующего законодательства. Неорганизация водоснабжения в микрорайонах «Европа», «Северный» в свою очередь породило отсутствие условий для реализации гражданами своих прав на жилищное строительство, нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни и здоровья граждан, права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

31 августа 2017г. в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального района Благовещенский район РБ ( л.д.36).

13 сентября 2017г. административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в неорганизации водоснабжения населения по улицам Ереминская, Короткая, Д-вых, Просторная, Высокая, Овражная, Гражданская, Северная, Урожайная, Юбилейная, Янаульская, Солнечная, Нагорная, Раздольная, Журавлиная, Медовая, Свободы, Яблочная, Рябиновая, Светлая, Вишневая, Васильковая, Лазурная, Заводская, Кирпичная, Малиновая, Транспортная, Победы, Земельная, Архитектурная, Городская, Дружбы, Сельская, Радостная, Ключевая, Новомостовая, Радужная, Лиловая, Широкая, Промышленная, Окружная, Верхнепрудовая в микрорайоне «Северный» <...> Линейная, Сунеевская, Жасминовая, Рубиновая в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск Республики Башкортостан;

обязать администрацию городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан организовать водоснабжение населения по улицам Ереминская, Короткая, Д-вых, Просторная, Высокая, Овражная, Гражданская, Северная, Урожайная, Юбилейная, Янаульская, Солнечная, Нагорная, Раздольная, Журавлиная, Медовая, Свободы, Яблочная, Рябиновая, Светлая, Вишневая, Васильковая, Лазурная, Заводская, Кирпичная, Малиновая, Транспортная, Победы, Земельная, Архитектурная, Городская, Дружбы, Сельская, Радостная, Ключевая, Новомостовая, Радужная, Лиловая, Широкая, Промышленная, Окружная, Верхнепрудовая в микрорайоне «Северный» <...> Линейная, Сунеевская, Жасминовая, Рубиновая в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск Республики Башкортостан. (л.д.40)

Представитель истца помощник Благовещенского межрайонного прокурора Батюкин В.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ ФИО1 возражала по иску, пояснила, что организация водоснабжения не возможна в виду необходимости проекта водоснабжения и отсутствия денежных средств.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Благовещенский район РБ ФИО2 полагала, что исковые требования не обоснованныуказав, что были проведены работы по подготовке проектной документации по планировке в данных микрорайонах водопровода. Организация водоснабжения не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что 16.02.2017г. в Благовещенскую межрайонную прокуратуру поступили обращения Я.Г.Р., Г.Р.С., А.Р.Р., М.Т.Р., где указано, что в микрорайонах «Северный». «Европа» отсутствует водоснабжение, в связи с чем затрудняется возможность закончить жилищное строительство.(л.д. 13,14,15,16)

ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Главы администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ Благовещенской межрайонному прокуратурой направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства ( л.д.6).

Из содержания Ответа на указанное представление от 09.03.2017г. следует, что Администрация не может обеспечить качественным водоснабжением в связи с отсутствует проекта по объекту «Водоснабжение микрорайона «Северный» в г.Благовещенске муниципального района Благовещенский район РБ. (л.д.11).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения.

Положением ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городского поселения должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия в том числе и по водоснабжению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:

- основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

- прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;

- зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

- карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

В связи с тем, что федеральным законодательством на орган местного самоуправления, в данном случае на Администрацию городской поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ возложены обязанности по организации элетро-, тепло-_, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, требования Благовещенского межрайонного прокурора РБ подлежат удовлетворению.

Представленными в дело доказательствами подтвержден факт отсутствия организации водоснабжения по улицам Ереминская, Короткая, Д-вых, Просторная, Высокая, Овражная, Гражданская, Северная, Урожайная, Юбилейная, Янаульская, Солнечная, Нагорная, Раздольная, Журавлиная, Медовая, Свободы, Яблочная, Рябиновая, Светлая, Вишневая, Васильковая, Лазурная, Заводская, Кирпичная, Малиновая, Транспортная, Победы, Земельная, Архитектурная, Городская, Дружбы, Сельская, Радостная, Ключевая, Новомостовая, Радужная, Лиловая, Широкая, Промышленная, Окружная, Верхнепрудовая в микрорайоне «Северный» <...> Линейная, Сунеевская, Жасминовая, Рубиновая в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск Республики Башкортостан.

Доводы ответчика о подготовке проектной документации не служит основанием для освобождения от установленной законом обязанности по организации водоснабжения на территории муниципального образования. Выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами, в том числе путем подвоза воды населению. Данный вывод вытекает из положений части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», где сказано, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1.

Доводы ответчика об отсутствии денежных средств на проведение водопровода, суд также находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не освобождает административного истца от исполнения установленных законом обязанностей.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требования Благовещенского межрайонного прокурора РБ.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно Проектно-сметной документации необходимо выполнение ряда работ по водоотведению стоимость работ составляет 35,4 миллиона рублей. Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 23.06.2017г. обратилось с письмом к Заместителю председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включении муниципального района Благовещенский район РБ на 2018 год в подпрограмму №» Стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы « Жилище» на 2015-2020 годы для проведения строительства инженерных сетей в указанные микрорайоны.

С учетом объема работ по водоотведению суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным и обязании организовать водоснабжение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в неорганизации водоснабжения населения по улицам Ереминская, Короткая, Д-вых, Просторная, Высокая, Овражная, Гражданская, Северная, Урожайная, Юбилейная, Янаульская, Солнечная, Нагорная, Раздольная, Журавлиная, Медовая, Свободы, Яблочная, Рябиновая, Светлая, Вишневая, Васильковая, Лазурная, Заводская, Кирпичная, Малиновая, Транспортная, Победы, Земельная, Архитектурная, Городская, Дружбы, Сельская, Радостная, Ключевая, Новомостовая, Радужная, Лиловая, Широкая, Промышленная, Окружная, Верхнепрудовая в микрорайоне «Северный» <...> Линейная, Сунеевская, Жасминовая, Рубиновая в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск Республики Башкортостан.

Обязать администрацию городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан организовать водоснабжение населения по улицам Ереминская, Короткая, Д-вых, Просторная, Высокая, Овражная, Гражданская, Северная, Урожайная, Юбилейная, Янаульская, Солнечная, Нагорная, Раздольная, Журавлиная, Медовая, Свободы, Яблочная, Рябиновая, Светлая, Вишневая, Васильковая, Лазурная, Заводская, Кирпичная, Малиновая, Транспортная, Победы, Земельная, Архитектурная, Городская, Дружбы, Сельская, Радостная, Ключевая, Новомостовая, Радужная, Лиловая, Широкая, Промышленная, Окружная, Верхнепрудовая в микрорайоне «Северный» <...> Линейная, Сунеевская, Жасминовая, Рубиновая в микрорайоне «Европа» г.Благовещенск Республики Башкортостан. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Судья: И.А.Хисматуллина Согласованно: